Правовой статус специальных миссий

    Дисциплина: Юриспруденция
    Тип работы: Реферат
    Тема: Правовой статус специальных миссий

    8 декабря 1969 года в Нью-Йорке была подписана Конвенция «о специальных миссиях». Это основной нормотивно-правовой документ, регулирующий правовой статус специальных миссий, в

    её преамбуле мы находим ссылку на ещё две конвенции:

    «…отмечая, что важность вопроса о специальных миссиях была признана в ходе Конференции Организации Объединенных Наций по дипломатическим сношениям и иммунитету, а также в

    Резолюции I, принятой Конференцией 10 апреля 1961 года,

    учитывая, что Конференция Организации Объединенных Наций по дипломатическим сношениям и иммунитету приняла Венскую конвенцию о дипломатических сношениях, которая была открыта

    для подписания 18 апреля 1961 года,

    учитывая, что Конференция Организации Объединенных Наций по консульским сношениям приняла Венскую конвенцию о консульских сношениях, которая была открыта для подписания 24

    апреля 1963 года,

    считая, что международная Конвенция о специальных миссиях могла бы дополнить обе эти конвенции и способствовать развитию дружественных отношений между государствами…»

    Данная Конвенция состоит из 55 статей,

    которые условно можно разделить на три части. Первая часть, охватывающая статьи со 2 по 21, содержит положения принципи­ального характера и касается вопросов, связанных с

    направлением и функциони­рованием специальных миссий. Вторая часть с 22 по 46 статью связана главным обра­зом с определением общих преимуществ, привилегий и иммунитетов специальных

    миссий. Третья часть с 47 статьи по 55 - положения, воспроизводящие с некоторыми изменениями соответствующие статьи Венских конвенций 1961 и 1963 годов, такие как: уважение законов и

    постановлений принимающего государства, запрещение за­ниматься в принимающем государстве профессиональной или коммерческой дея­тельностью, недопущение дискриминации, подписание,

    ратификация.

    После основного текста идёт факультативный протокол «об обязательном разрешении споров», состоящий из 8 статей и устанавливающий пути решения возможных возникающих споров,

    относительно толкования или применения Конвенции. Они подлежат обязательной юрисдикции Международного Суда и, следовательно, могут передаваться в Суд по письменному заявлению любой

    стороны в споре, являющейся участником факультативного протокола.

    Что же такое специальная миссия? Это особая категория зарубежных органов внешних сношений, которые имеют временный характер и направляются одним (или несколькими) государством в

    другое с согласия последнего для выполнения определенной задачи. В отличие от постоянных дипломатических представительств (посольств и миссий) и консульских учреждений специальная

    миссия наделяется обычно ограниченным кругом полномочий, выполняя значительно более узкие функции, определенные по взаимному согласию заинтересованных государств. К категории

    «специальная миссия» могут быть отнесены поездки глав государств в зарубежные страны и правительственные делегации.

    Такой статус имела встреча президентов Российской Федерации и США, состоявшаяся 21-22 марта 1997 году в Финляндии (город Хельсинки) для обсуждения и решения ряда вопросов,

    связанных с расширением членского состава Организации Североатлантического договора (НАТО).

    Объем привилегий и иммунитетов специальной миссии и входящих в ее состав лиц определяется обычно по согласованию между принимающим и направляющим государствами на основе

    упомянутой Конвенции. Особо оговаривается требование о предоставлении наибольших по объему привилегий и иммунитетов главам государств, правительств и ведомств иностранных дел, если

    перечисленные лица возглавляют специальную миссию. В тех случаях, когда в составе специальных миссий нет лиц высокого ранга, статус этих миссий в принципе аналогичен статусу

    соответствующих кате­горий персонала дипломатического представительства. Функции, состав и при­вилегии специальных миссий обычно согласуются заинтересованными госу­дарствами.

    Миссии могут осуществляться и между государствами, не состоящими в дипломатических или консульских сношениях; разрыв отношений не влияет на осуществление специальной

    миссии.

    Специальные миссии дипломатического характера могут быть различными по своему уровню, как отмечается в Конвенции, в которой зафиксированы международные обычаи, сложившиеся в

    данной области. Ее нормы относятся главным образом к миссиям, посылаемым одним государством в другое с согласия последнего для рассмотрения определенных вопросов или выполнения

    определенной задачи. Однако статья 6 Конвенции несколько расширяет сферу ее действия, распространяя ее нормы и на специальные миссии, которые могут быть направлены в какое-либо

    государство двумя или несколькими государствами для рассмотрения вопроса, представляющего общий интерес.

    В статье 21 Конвенции предусматривается, что глава государства, возглавляющий специальную миссию, а также глава правительства, министр иностранных дел и другие лица высокого

    ранга, участвующие в специальной миссии, пользуются в принимающем государстве или третьем государстве привилегиями и иммунитетами, которые признаются за ними международным правом.

    Практически Конвенция оставляет регулирование международных отношений, возникающих в связи с выездом указанных лиц в составе специальных миссий, за международным обычаем.

    Четких границ иммунитетов и привилегий глав государств и иных лиц высокого ранга, входящих в состав специальных миссий или возглавляющих их, международный обычай не определяет.

    Конкретизация соответствующих вопросов, особенно в протокольной области, осуществляется путем согласования между заинтересованными сторонами.

    Можно, однако, констатировать, что указанные лица в подобных ситуациях обладают практически полным иммунитетом не только от уголовной, но и от гражданской и административной

    юрисдикции.

    Таможенные привилегии также, судя по практике, предоставляются указанным лицам в полном объеме, хотя до настоящего времени спорным является вопрос о том, делается ли это на

    основании международного обычая или вежливости.

    Разумеется, функции специальной миссии, ее состав, иммунитеты и привилегии связаны с задачами, которые перед ней поставлены. Указанные вопросы обычно согласовываются между

    заинтересованными государствами.

    Вместе с тем в Конвенции закреплены некоторые неоправданные ограничения иммунитетов и привилегий специальных миссий. В частности, в статье 25, предусматривающей

    неприкосновенность помещений, занимаемых специальной миссией, допускается вступление в эти помещения представителей местных властей в случае пожара или иного стихийного бедствия по

    существу без согласия главы миссии или главы соответствующего постоянного дипломатического представительства. Именно это положение явилось одной из основных причин, по которым

    Советский Союз не подписал Конвенцию.

    Конвенция в статье 31, посвященной иммунитетам от юрисдикции государства пребывания членов дипломатического персонала специальной миссии, устанавливает, что указанным лицам

    могут быть предъявлены иски о взыскании убытков, причиненных в результате несчастного случая, вызванного транспортным средством, использу...

    Забрать файл

    Похожие материалы:


ПИШЕМ УНИКАЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Заказывайте напрямую у исполнителя!


© 2006-2016 Все права защищены