Право хозяйственного ведения и оперативного управления

    Дисциплина: Юриспруденция
    Тип работы: Реферат
    Тема: Право хозяйственного ведения и оперативного управления

    Тема 2. Право хозяйственного ведения

    и оперативного управления.

    Общие положения.

    Право хозяйственного ведения и право оперативного управле­ния составляют особую разновидность вещных прав, не извест­ную развитым правопорядкам. Они призваны оформить имуще­ственную

    базу для самостоятельного участия в гражданских пра­воотношениях юридических

    лиц-несобственников, что невоз­можно в обычном, классическом имущественном обороте. Право хозяйственного ведения и право оперативного управления явля­ются производными,

    зависимыми от прав собственника и не могут существовать в отрыве от этого основного права. Данным обстоятельством определяется их юридическая специфика. Субъ­ектами прав хозяйственного

    ведения и оперативного управления могут быть только юридические лица и притом не любые, а лишь существующие в специальных организационно-правовых фор­мах — предприятия и учреждения.

    Характер деятельности субъектов прав хозяйственного веде­ния и оперативного управления предопределяет и различия в содержании и «объеме» правомочий, которые их обладатели по­лучают

    от собственника на закрепленное за ними имущество. Право хозяйственного ведения, принадлежащее предприятию как коммерческой организации, в силу этого является более ши­роким, нежели

    право оперативного управления, которое может принадлежать либо некоммерческим по характеру деятельности учреждениям, либо казенным предприятиям.

    Объектами этих прав являются имущественные комплексы, закрепленные на балансе соответствующих юридических лиц (и остающиеся объектами права собственности их учредителей). Закон

    специально оговаривает, что результаты хозяйственного использования имущества, находящегося в хозяйственном веде­нии или в оперативном управлении, в виде плодов, продукции и доходов,

    включая имущество, приобретенное унитарным пред­приятием или учреждением по договорам или иным основаниям, поступают соответственно в хозяйственное ведение или в опера­тивное управление

    предприятия или учреждения (п. 2 ст. 299 ГК). Из этого прямо вытекает, что данное имущество становится объ­ектом права собственности учредителей предприятий и учреждений, а не самих

    этих юридических лиц. Ведь имущественной базой для их появления, как правило, становится имущество соб­ственника-учредителя, находящееся у предприятия или учрежде­ния на ограниченном

    вещном праве.

    1. Право хозяйственного ведения.

    Статья 216 ГК называет право хозяйственного ведения имуществом в числе вещных прав лиц, не являющихся собственниками. Более развернутая харак­теристика права хозяйственного ведения

    дана в ст.ст. 294, 295, 299, 300 и других статьях ГК. В отличие от ранее действовавшего законодатель­ства, круг субъектов права хозяйственного ведения сужен, а его содер­жание

    ограничено. В соответствии со ст. 294 ГК право хозяйственного ведения — это право государственного или муниципального унитарного предприятия владеть, пользоваться и распоряжаться

    имуществом публичного собственника в пределах, установленных законом или иными правовыми актами. Субъектами этого права могут быть только государственные или муниципальные унитарные

    предприятия (но не казенные предприятия, обладающие на за­крепленное за ними федеральное имущество лишь правом опера­тивного управления), т.е. как спо­соб осуществления иных форм

    собственности право хозяйственного ве­дения ныне использовано быть не может.

    Правомочия собственника. Поскольку имущество, передаваемое унитарному предпри­ятию на праве хозяйственного ведения, выбывает из фактическо­го обладания собственника-учредителя и

    зачисляется на баланс предприятия, сам собственник уже не может осуществлять в от­ношении этого имущества, по крайней мере, правомочия владе­ния и пользования (а в определенной мере — и

    правомочие рас­поряжения). Следует учитывать и то, что имуществом, находя­щимся у предприятий на праве хозяйственного ведения, они от­вечают по своим собственным долгам и не отвечают по

    обязатель­ствам создавшего их собственника (п. 5 ст. 113 ГК). Поэтому собственник-учреди­тель предприятия (уполномоченный им орган) ни при каких ус­ловиях не вправе изымать или иным

    образом распоряжаться иму­ществом (или какой-либо частью имущества) унитарного пред­приятия, находящимся у него на праве хозяйственного ведения, пока это предприятие существует как

    самостоятельное юридичес­кое лицо.

    Необходимо сказать, что собственник имущества предприятия, основанно­го на праве хозяйственного ведения, также не отвечает по обяза­тельствам предприятия, кроме случаев,

    предусмотренных п. 3 ст. 56 ГК. Так, на собственника может быть возложена субсидиарная, т.е. до­полнительная ответственность по обязательствам предприятия, если его несостоятельность

    вызвана собственником, а имущества предприятия недостаточно для удовлетворения кредиторов.

    В отношении переданного предприятию имущества собствен­ник-учредитель сохраняет лишь отдельные правомочия, прямо предусмотренные законом (п. 1 ст. 295 ГК). Он вправе, во-пер­вых,

    создать

    предприятие-несобственника (включая определение предмета и целей его деятельности, т.е. объема правоспособнос­ти, утверждение устава и назначение директора); во-вторых,

    ре­организовать и ликвидировать его (только в этой ситуации до­пускается изъятие и перераспределение переданного собствен­ником предприятию имущества без согласия последнего, но,

    разумеется, с соблюдением прав и интересов его кредиторов); в-третьих, осуществлять контроль за использованием по назна­чению и сохранностью принадлежащего предприятию имуще­ства (в

    частности, проведение периодических проверок его дея­тельности); в-четвертых, получать часть прибыли от использо­вания переданного предприятию имущества. Конкретный поря­док

    осуществления этих прав должен предусматриваться специ­альным законом о государственных и муниципальных унитар­ных предприятиях.

    Правомочия предприятия. В отличие от ранее действующего законодательства сужено это право и по своему содержанию, что нашло отражение не только в переименовании соот­ветствующего

    права (раньше оно называйтесь вправо полного хозяйст­венного ведения», а теперь «право хозяйственного ведения»), но и в том, как очерчены права собственника в отношении имущества,

    находяще­гося в хозяйственном ведении. Если раньше право полного хозяйствен­ного ведения строилось по той же модели, что и право собственности, то ныне права государственного или

    муниципального предприятия, кото­рому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, строго ограничены, и в то же время достаточно широко определены права на это имущество

    самого собственника. Поэтому невозможно говорить о полной самостоятельнос­ти и свободе унитарного предприятия за пределами перечислен­ных правомочий и возможностей

    собственника-учредителя. Осу­ществление принадлежащих ему правомочий может быть допол­нительно ограничено специальным законом или указами Прези­дента РФ и постановлениями федерального

    Правительства. Из правомочия распоряжения в соответствии с п. 2 ст. 295 ГК прямо изъята возможность самостоятельного распоряжения недвижи­мостью без предварител...

    Забрать файл

    Похожие материалы:


ПИШЕМ УНИКАЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Заказывайте напрямую у исполнителя!


© 2006-2016 Все права защищены