Преступность и методика ее изучения

    Дисциплина: Юриспруденция
    Тип работы: Реферат
    Тема: Преступность и методика ее изучения

    ВОЕННЫЙ

    ИНСТИТУТ ПОГРАНИЧНЫХ ВОЙСК РФ

    КАФЕДРА

    УГОЛОВНО - ПРАВОВЫХ

    ДИСЦИПЛИН

    Экз. № ___

    УТВЕРЖДАЮ

    Начальник кафедры

    УПД

    полковник

    С.Яковлев

    “ сентября 1995 г.

    Л Е К Ц И Я

    Тема № 3.

    ПРЕ­СТУП­НОСТЬ И МЕ­ТО­ДИ­КА

    ЕЕ ИЗУ­ЧЕ­НИЯ.

    Учебные и воспитательные цели:

    1. Дать кур­сан­там зна­ния о ка­че­ст­вен­но-ко­ли­че­ст­вен­ных ха­рак­те­ри­сти­ках

    пре­ступ­но­сти, по­ня­тию и клас­си­фи­ка­цию ее при­чин и ус­ло­вий.

    2. Фор­ми­ро­вать у кур­сан­тов по­треб­ность в при­ме­не­нии

    ком­плек­са

    зна­ний по ука­зан­ной те­ме для

    ка­че­ст­вен­но­го про­гно­зи­ро­ва­ния и пла­ни­ро­ва­ния

    сво­ей про­фес­сио­наль­ной дея­тель­но­сти в час­ти про­фи­лак­ти­ки пра­во­на­ру­ше­ний.

    .Время:

    2 часа.

    М О С К В А

    1995 г.

    Введение

    ( 10 минут ).....................................................стр.

    Учебные вопросы:

    1. Преступность и ее основные характеристики ...................стр.

    2. Причины и условия преступности.........................................стр.

    Заключение (5 минут ).................................................стр.

    Л И Т Е Р А Т У Р А :

    Учебники:

    Криминология. М., Изд. Московского университета, 1994, с.с.40-94;

    Криминология, М., Юридическая литература, 1988, с.с.17-46, 63-85, 112-158;

    Аванесов Г.А. Криминология, М., Академия МВД СССР, 1984, с.с.155-247,286-333;

    Учебное пособие:

    Вицин С.Е. Системный подход и преступность. М., Академия МВД СССР, 1980, с.с.27-51;

    Статьи:

    Резник Г.М. Криминологическая типология преступности. Сб. статей “Криминология и уголовная политика”, М., Институт государства и права”, 1985, с.с.39-42.

    Учебно-материальное обеспечение:

    - трибуна лектора;

    - фондовая лекция;

    - схемы.

    В в е д е н и е.

    Пре­ступ­ность, как из­вест­но, со­ци­аль­ное яв­ле­ние, со­про­во­ж­даю­щее че­ло­ве­че­ст­во

    столь­ко вре­ме­ни, сколь­ко су­ще­ст­ву­ет са­мо об­ще­ст­во...

    Кри­ми­но­ло­гия - нау­ка, изу­чаю­щая (обоб­щен­но го­во­ря) пре­ступ­ность...

    Яв­ле­нию (пре­ступ­но­сти) столь­ко ве­ков, сколь­ко су­ще­ст­ву­ет че­ло­ве­че­ст­во. Нау­ке - не­мно­гим бо­лее ве­ка. Это на­во­дит на впол­не оп­рав­дан­ный во­прос.

    По­че­му...

    Мо­жет сло­жить­ся впе­чат­ле­ние, что лю­ди не вол­но­ва­лись от то­го, что су­ще­ст­ву­ют убий­ст­ва, гра­бе­жи, из­на­си­ло­ва­ния, во­ров­ст­во и т.д.

    Но это толь­ко впе­чат­ле­ние. Лю­ди все­гда жи­ли и жи­вут в стра­хе пе­ред пре­ступ­но­стью. Они все­гда за­да­ва­лись во­про­сом - от­ку­да она и как с ней бо­роть­ся.

    Об­ще­ст­вен­ная и го­су­дар­ст­вен­ная прак­ти­ка вы­ра­ба­ты­ва­ла и вы­ра­ба­ты­ва­ет фор­мы, ме­то­ды и сред­ст­ва борь­бы с ней. Ино­гда эта прак­ти­ка при­ме­ня­лась ус­пеш­но и

    дос­ти­га­лись по­ло­жи­тель­ные ре­зуль­та­ты, ча­ще - нет. В борь­бе с пре­ступ­но­стью ста­ви­лись ли­бо об­щие, ли­бо ча­ст­ные за­да­чи. Они в свою оче­редь ли­бо

    реа­ли­зо­вы­ва­лись, ли­бо нет. И то­гда по­ра­же­ния бы­ли весь­ма чув­ст­ви­тель­ны­ми.

    Ча­ще ве­дет­ся (и это в боль­шей час­ти от­но­сит­ся к прак­ти­кам) борь­ба с но­си­те­ля­ми “зла”, кон­крет­ны­ми людь­ми, со­вер­шаю­щи­ми пре­сту­п­ле­ния,

    пре­ступ­ни­ка­ми.

    Уче­ных-кри­ми­но­ло­гов на­ше не­тер­пе­ли­вое об­ще­ст­во слу­шать не очень лю­бит, и, в ос­нов­ном, за то, что им при­хо­дит­ся го­во­рить не­при­ят­ные ве­щи и

    ес­те­ст­вен­но у тех, кто сто­ит у вла­сти это­го об­ще­ст­ва это вы­зы­ва­ет раз­дра­же­ние.

    Что ка­са­ет­ся на­шей стра­ны (об этом под­роб­но да­ет­ся в учеб­ни­ке), то кри­ми­но­ло­ги­че­ская нау­ка все­гда бы­ла под­вер­же­на идео­ло­ги­че­ско­му прес­су, час­то

    свя­зан­но­му с тем, что же­лае­мое вы­да­ва­лось за дей­ст­ви­тель­ное.

    Пе­ред об­ще­ст­вом и го­су­дар­ст­вом ста­ви­лись не­сбы­точ­ные, не­ре­аль­ные за­да­чи в борь­бе с пре­ступ­но­стью, а, про­ва­ли­ва­ясь на этом пу­ти, идео­ло­ги и

    тео­ре­ти­ки до­воль­но не­ук­лю­же оп­рав­ды­ва­лись.

    Дол­гий на­уч­ный путь ос­мыс­ле­ния про­бле­мы пре­ступ­но­сти обя­зы­ва­ет кон­ста­ти­ро­вать, что

    пре­ступ­ность есть яв­ле­ние при­су­щее лю­бой со­ци­аль­но-эко­но­ми­че­ской и по­ли­ти­че­ской сис­те­ме, и в ка­ж­дой из них, по­ми­мо об­щих для

    пре­ступ­но­сти “веч­ных” при­чин, есть свои, про­ис­те­каю­щие из кон­крет­но-ис­то­ри­че­ских, эко­но­ми­че­ских, по­ли­ти­че­ских, со­ци­аль­ных и иных (в том чис­ле

    ин­ди­ви­ду­аль­ных для че­ло­ве­ка) ус­ло­вий жиз­ни об­ще­ст­ва и его про­ти­во­ре­чий при­чи­ны.

    И ни “кон­сер­ва­то­ры”, ни ра­ди­ка­лы, ни сто­рон­ни­ки мар­ксиз­ма-ле­ни­низ­ма, ни его про­тив­ни­ки это­го по­ряд­ка ве­щей из­ме­нить не

    мо­гут, ес­ли да­же за­хо­тят. Ре­аль­но­сти жиз­ни нуж­но ви­деть та­ки­ми, ка­кие они есть. Эта точ­ка зре­ния не под­дер­жи­ва­ет­ся мно­ги­ми

    оте­че­ст­вен­ны­ми уче­ны­ми, в т.ч. и ав­то­ра­ми Ва­ше­го учеб­ни­ка, но в том оп­ре­де­ле­нии пре­ступ­но­сти, ко­то­рое они да­ют, это не про­смат­ри­ва­ет­ся.

    Итак, пе­рей­дем к не­по­сред­ст­вен­но­му рас­смот­ре­нию про­бле­мы...

    Во­прос 1.

    Пре­ступ­ность и ее ос­нов­ные ха­рак­те­ри­сти­ки.

    Ес­те­ст­вен­но, что Вы сра­зу жде­те от ме­ня строй­ной де­фи­ни­ции, но я ее дать не мо­гу. Изу­чая кри­ми­но­ло­гию, мне до­ве­лось пе­ре­смот­реть боль­шое ко­ли­че­ст­во

    спе­ци­аль­ной ли­те­ра­ту­ры, и прак­ти­че­ски ка­ж­дый ав­тор ви­дит ее по-сво­ему. На­шей лек­ции не хва­тит, что­бы про­чи­тать да­же часть из них. По­зво­лю се­бе при­вес­ти лишь

    на­ча­ло не­ко­то­рых из них: “со­во­куп­ность пре­сту­п­ле­ний...”; “об­ще­ст­вен­ное яв­ле­ние... \"; со­ци­аль­ное и ис­то­ри­че­ски-обу­слов­лен­ное яв­ле­ние...”; к по­ня­тию

    “яв­ле­ние” при­ме­ня­ет­ся не­мыс­ли­мое чис­ло оп­ре­де­ле­ний (мас­со­вое, ис­то­ри­че­ски-из­мен­чи­вое, со­ци­аль­ное, уго­лов­ное, клас­со­во­го ха­рак­те­ра и т.д.);

    “со­во­куп­ность дея­ний...”; “ком­плекс со­ци­аль­но-обу­слов­лен­ных дея­ний... \"; \"со­ци­аль­ный про­цесс...”; “спо­соб дос­ти­же­ния со­ци­аль­ных благ и вла­сти...”; “боль...”;

    “зло...”; “по­боч­ный про­дукт ци­ви­ли­за­ции...”; “по­ка­за­тель со­ци­аль­ной па­то­ло­гии...”; “ре­зуль­тат влия­ния ок­ру­жаю­щей

    “раз­но­вид­ность нрав­ст­вен­но­го по­ме­ша­тель­ст­ва...” и “ яв­ле­ние столь же ес­те­ст­вен­ное, как ро­ж­де­ние, смерть, за­ча­тие...\"

    Точ­кой от­сче­та в на­стоя­щее вре­мя для нас бу­дет Фе­де­раль­ная про­грам­ма Рос­сии по уси­ле­нию борь­бы с пре­ступ­но­стью на 1994-1995 го­ды, ко­то­рая ис­поль­зу­ет

    тра­ди­ци­он­ное для на­шей кри­ми­но­ло­ги­че­ской нау­ки оп­ре­де­ле­ние, по­ни­маю­щее пре­ступ­ность, как

    “со­ци­аль­но-пра­во­вое, от­но­си­тель­но мас­со­вое яв­ле­ние, вклю­чаю­щее со­во­куп­ность за­пре­щен­ных уго­лов­ным за­ко­ном об­ще­ст­вен­но-опас­ных

    дея­ний, со­вер­шен­ных в те­че­нии оп­ре­де­лен­но­го пе­рио­да вре­ме­ни на кон­крет­ной тер­ри­то­рии”

    С этим оп­ре­де­ле­ни­ем мож­но со­гла­шать­ся или не со­гла­шать­ся, но зна­че­ние по­ни­ма­ния са­мо­го яв­ле­ния “пре­ступ­ность\" име­ет на­уч­ное и при­клад­ное зна­че­ние.

    В за­ви­си­мо­сти от под­хо­да к по­ни­ма­нию фе­но­ме­на пре­ступ­но­сти оп­ре­де­ля­ют­ся:

    -пред­мет нау­ки кри­ми­но­ло­гии;

    -на­прав­ле­ния и ме­то­ди­ка кри­ми­но­ло­ги...

    Забрать файл

    Похожие материалы:


ПИШЕМ УНИКАЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Заказывайте напрямую у исполнителя!


© 2006-2016 Все права защищены