Принципы образовательного права РФ

    Дисциплина: Юриспруденция
    Тип работы: Реферат
    Тема: Принципы образовательного права РФ

    ИНСТИТУТ ГУМАНИТАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

    Р Е Ф Е Р А Т

    ПО ПРЕДМЕТУ

    ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРАВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    Т Е М А:

    “Принципы образовательного права РФ”

    Студента 3 курса

    юридического факультета

    Million

    dollar

    МОСКВА

    2007 ГОД

    Принципы образовательного права

    Образовательное право в полной мере обладает и таким признаком отрасли права, как комплекс принципов, общих положений, действующих в пределах отрасли образовательного права. В теории

    права под правовым принципом понимается общее поло-жение, высказывание, которое имеет обязательное значение и подлежит применению при регулировании конкретных отношений как в процессе

    правотворчества, так и на стадии реализации норм права (См. подробнее В.М. Сырых. 79. С.63-70). Это, например, принципы: законности, равно-правия, гуманизма, верховенства закона,

    приоритета и охраны прав и свобод личности. Принципы отрасли права выступают основанием для всех норм пра-ва отрасли и непосредственно влияют на их содержание. Каждая норма права может

    осуществлять нормативно-правовое регулирование общест-венных отношений в строгом соответствии с принципами отрасли права, с учетом их требований относительно правового статуса субъектов

    правоот-ношений, совокупности их прав и обязанностей, а также системы санкций. Так, Гражданский кодекс в числе основных начал гражданского за-конодательства закрепляет принципы

    равенства участников гражданских правоотношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела,

    беспрепятственного осуществления гражданских прав и др. В этих прин-ципах выражается суть гражданско-правовых отношений, их основопола-гающие черты и признаки. С одной стороны, они

    объединяют нормы гра-жданского права в единое целое ? самостоятельную отрасль, а с другой, отличают данную отрасль от иных отраслей российского права. Поэтому любая норма гражданского

    права не может противоречить его принципам, например, закреплять неравноправное положение участников имущест-венных отношений либо нарушать свободу договора, предоставив органам

    государственной власти право контроля за этой стороной деятельности фи-зических и юридических лиц. В противном случае норма представляет со-бой либо законотворческую ошибку, либо норму

    административного пра-ва, или иной отрасли публичного права, метод правового регулирования которых характеризуется неравенством участников правоотношений и на-личием государственного

    контроля. Принципы образовательного права остаются неизвестными дейст-вующему законодательству. Вместо них в ст. 2 Закона РФ “Об образова-нии” закреплены принципы государственной

    политики. В статье говорит-ся: «Государственная политика в области образования основывается на следующих принципах: 1) гуманистический характер образования, приоритет общечеловече-ских

    ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития лично-сти. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей среде, Родине,

    семье; 2) единство федерального культурного и образовательного про-странства. Защита и развитие системой образования национальных куль-тур, региональных культурных традиций и

    особенностей в условиях мно-гонационального государства; 3) общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся,

    воспитан-ников; 4) светский характер образования в государственных и муниципаль-ных образовательных учреждениях; 5) свобода и плюрализм в образовании; 6) демократический,

    государственно-общественный характер управ-ления образованием. Автономность образовательных учреждений». Как видим, изложенные принципы в Законе признаются принципами государственной

    политики, а не образовательного права. Все они форму-лируют исходные, основополагающие требования, которым должна удов-летворять деятельность как законодательной, так и исполнительной и

    су-дебной ветвей власти в области законодательства. Независимо от того, принимается ли подзаконный нормативно-правовой акт или акт примене-ния нормы права, органы государства всегда

    должны защищать гумани-стический характер образования, сохранять его общедоступность, демо-кратизм и автономность образовательных учреждений и т. д. Все изложенные принципы так или

    иначе лежат в основе Закона РФ «Об образовании», его конкретных статей и нормативных предписаний. Законодатель, формулируя принципы государственной политики в области образования, дал

    образец их соблюдения и творческого воплощения в тек-сте Закона. При этом в нем содержится достаточно развитая система мер, призванных обеспечить действие принципов на стадии реализации

    закона, его воплощения в

    конкретных правоотношениях. Например, в Законе РФ «Об образовании» имеются специальные нормы, направленные на обеспе-чение приоритета общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья

    челове-ка, свободного развития личности, на воспитание гражданственности, тру-долюбия и иных социально необходимых человеку знаний, навыков и уме-ний. В этой ситуации возникает вопрос:

    можно ли принципы государст-венной политики, примененные в законотворческой деятельности при под-готовке законов и иных нормативно-правовых актов, признавать принци-пами

    образовательного права? Если нет, то почему? Чтобы аргументировано ответить эти вопросы, следует дать некото-рые дополнительные пояснения. Система действующих норм образовательного

    права основывается не только на вышеприведенных принципах государственной политики, но и на собственно правовых принципах, ведущую роль среди которых игра-ют конституционные принципы.

    Конституционные принципы имеют всеобщее значение и выступают исходным пунктом нормативно-правового регулирования общественных отношений любой отрасли права. Ни одна отрасль права не

    может содер-жать норм, направленных на умаление достоинства личности, посягающих на свободу личной жизни, слова и мысли, свободу передвижения, закреп-ляющих дискриминацию субъектов или

    ограничивающих право граждан на участие в управлении делами государства и др. Не может противоречить конституционным нормам и принципам и образовательное право. Призванная обеспечивать

    реальное действие кон-ституционного права жителей России на образование, данная отрасль пра-ва органично переводит положения Конституции РФ на уровень конкрет-ных нормативных

    предписаний. Так, в полном соответствии с конституци-онными нормами решается вопрос о социальном обеспечении обучающих-ся и педагогических работников, о разделении компетенции Федерации

    и ее субъектов в области образования, о создании и функционировании в системе образования общественных и государственно-общественных объ-единений и др. Хотя в конкретных отраслях права

    применяются практически все конституционные принципы, однако в ранг принципов отрасли права пе-реходят лишь те из них, которые прямо и непосредственно относятся к предмету

    соответствующей отрасли права. Так, в УК РФ принципами уго-ловного права признаны принципы: законности; равенства граждан перед законом и др. Принцип...

    Забрать файл

    Похожие материалы:


ПИШЕМ УНИКАЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Заказывайте напрямую у исполнителя!


© 2006-2016 Все права защищены