Семинар по экологическому праву.

    Дисциплина: Культурология
    Тип работы: Реферат
    Тема: Семинар по экологическому праву.

    1. Понятие источников экологического права, их классификация.

    Эколого-правовые нормы, институты и экологическое право как отрасль права явля­ются содержанием эколого-правового регулирования.

    В силу объективного закона противоречий между нормой как содержанием эколого-правового регулирования и формой, в которой она выражена

    — нормативно-правовым актом, чаще всего существует несовпадение, и отдельные элементы нормы «расчленены» по различным нормативно-правовым актам. Например, если гипотеза

    правовой нормы, регулирующей право водопользования, закреплена в ст.

    23 ВК РФ (определен круг лиц, которые могут быть водопользователями, ее диспозиция —в ст.

    92 ВК РФ (права и обя­занности водопользователей), то ответственность за нарушения данной нормы опреде­лена в ст.

    129—132 ВК РФ, ст.

    135, 118—121 КЗоТ РСФСР, в соответствующих статьях Кодекса РСФСР об административных правонарушениях и УК РФ.

    Необходимо научиться находить эколого-правовые нормы в норматив-но-правовых актах. Например, эколого-правовые нормы содержатся и в Федеральном законе от

    21 июня

    1994 г. «О Конституционном Суде РФ» (дают право этому суду отменять акты ор­ганов управления, противоречащие конституционным экологическим нормам\'); и в За­коне РСФСР от

    26 июня

    1991 г. «Об инвестиционной деятельности в РСФСР» (ст.

    II обя­зывает инвесторов принимать участие в предотвращении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, возникших из-за промышленного объекта, в который вложены

    инвестиции)^ и в Законе РСФСР от

    3 июля

    1991 г. «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР» (ст.

    20 дает право комитетам по управлению имуществом устанавливать в конкурсе на продажу приватизируемого предприятия условия по соблюдению определен­ных экологических

    нормативов) и т, д.

    Противоречия между эколого-правовой нормой и ее носителем

    — нормативно-право­вым актом, обусловлены и потребностями юридической техники, в соответствии с кото­рыми конструируются нормативно-правовые акты,

    Кроме того, эколого-правовая норма может быть выражена и «молчанием» норма­тивно-правового акта. Например, в ст.

    46 отмененного ВК РФ в числе оснований пре­кращения права водопользования не была названа реорганизаций предприятия-водо­пользователя, и поскольку перечень оснований

    прекращения водопользования определен в данной статье исчерпывающе, расширительному толкованию не подлежит, то в ст.

    46 ВК РФ молчанием было выражено правовое правило: «Реорганизация предприятия не является основанием расторжения права водопользования».

    Можно выделить три основные группы признаков, по которым правовые нормы не совпадают с их носителями

    — источниками экологического права:

    а) по форме выражения. Источник права может быть выражен только нормативным текстом и существует только в виде каких-либо норматив-но-правовых актов: закон, ко­декс, устав,

    положение, инструкция и т. п. Правовая же норма может быть выражена и отсутствием того или иного нормативно-правового акта или его молчанием. Так, отсут­ствие статей закона,

    предоставляющих гражданам право сдавать в аренду другим лицам находящийся в пользовании природный объект (кроме земли), означает наличие нормы, запрещающей это делать, т. е. Основы

    законодательства об аренде не упустили этого правила, а ввели его методом умолчания в ст.

    4 права граждан быть арендодателями при­родных объектов, находящихся у них в пользовании;

    б) по структуре отраслей. Если эколого-правовые нормы составляют экологическое право как отрасль права, то нормативно-правовые акты составляют отрасль законода­тельства. Отрасль

    права имеет только вертикальную структуру, а отрасль законодатель­ства может иметь наряду с вертикальной и горизонтальные структуры. Например, наряду с земельным законодательством

    Российской Федерации существует земельное законода­тельство и других субъектов РФ;

    в) по структуре первичных элементов, составляющих норму права и

    нирматиннычикт. Если норма права имсс1!1остояни\\1ос1рук.тур\\ (гипотезу, диспозицию и санкцию), то нормативно-правовой акт может содержать бесконечное мно­гообразие

    внутренних элементов: статьи, пункты, абзацы, части статей и т. п. Соответст­венно в одном пункте, статье закона и другом элементе нормативно-правового акта мо­жет содержаться несколько

    правовых норм либо одна правовая норма может содержаться в нескольких нормативно-правовых актах и статьях, пунктах закона.

    Таким образом, источники экологического права представляют собой нормативно-правовые акты, содержащие эколого-правовые нормы. Они должны отвечать следующим требованиям:

    1. Нормативно-правовой акт должен иметь объективно выраженную форму

    — в виде документа, издаваемого соответствующим компетентным органом.

    2. Не всякий документ может быть нормативно-правовым актом, а лишь принятый уполномоченным на то государственным органом либо негосударственной организацией, которой

    делегированы права на принятие данных нормативно-правовых актов.

    3, Принятые уполномоченными органами государства нормативно-правовые акты должны иметь такую форму, которая определена законом. Так, Государственная Дума принимает

    федеральные законы, федеральные конституционные законы и постановления; Правительство Российской Федерации

    — постановления и распоряжения; Президент Рос­сийской Федерации издает указы и распоряжения; федеральные министерства и ведом­ства, а также другие федеральные органы

    исполнительной власти издают приказы и ин­струкции и т.

    . В случае нарушения формы принятого закона он должен быть отменен.

    4. Наконец, для того, чтобы тот или иной нормативный акт стал источником эколо­гического права, он должен быть принят в условиях установленной процессуальной формы

    правотворчества. Например, для изменения Конституции Российской Федерации или принятия новой Конституции необходимо, чтобы это решение было поддержано тремя пятыми голосов от общего

    числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы. Тогда в соответствии с федеральным конституционным законом созывается Конституционное Собрание, которое либо подтверждает

    неизменность Конституции РФ, либо разрабатывает проект новой Конституции РФ, который принимает Конституционным Собранием двумя третями голосов от общего числа его членов или выносится

    на всенародное голосование. При проведении всенародного голосования Конституция РФ считается принятой, если за нее проголосовало более половины избирателей, принявших участие в

    голосовании, при условии, что в

    нем приняло участие более половины избирателей (части

    2 и

    3 ст.

    135 Конституции РФ).

    Не может считаться нормативно-правовым актом решение компетентного органа, если оно принято по конкретному делу и в отношении конкретных лиц. Так, не считаются нормативно-правовыми

    решения правительства о финансировании того или иного объекта, о выделении материально-технических средств на проведение природоохранных работ и т. п.

    Вопрос об источниках экологического права представляет собой значительную трудность, обусловленную огромным многообразием и численностью нормативно-правовых актов, которые прин...

    Забрать файл

    Похожие материалы:


ПИШЕМ УНИКАЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Заказывайте напрямую у исполнителя!


© 2006-2016 Все права защищены