Содержание права собственности на землю. Ограничения права собственности на землю

    Дисциплина: Юриспруденция
    Тип работы: Реферат
    Тема: Содержание права собственности на землю. Ограничения права собственности на землю

    ПО

    ЗЕМЕЛЬНОМУ ПРАВУ

    тема:

    Содержание права собственности на землю. Ограничения права собственности на землю

    Выполнил:

    Студент 1-го курса

    очно-заочного отделения

    Юридического факультета

    Шипарёв Андрей Николаевич

    Научный руководитель:

    Доцент

    Шульга Людмила Васильевна

    МОСКВА

    2002

    СОДЕРЖАНИЕ

    Стр.

    ВСТУПЛЕНИЕ. ИСТОРИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО

    РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В

    РОССИИ И НЕКОТОРЫХ ДРУГИХ СТРАНАХ.

    СОДЕРЖАНИЕ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ НА ЗЕМЛЮ.

    ОГРАНИЧЕНИЕ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ НА ЗЕМЛЮ.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    БИБЛИОГРАФИЯ

    1. ИСТОРИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РОССИИ И НЕКОТОРЫХ ДРУГИХ СТРАНАХ.

    Конституционные предписания, ставящие частную собственность на первое место в перечне всех форм собственности на землю, а также наличие в Конституции отдельных статей

    только об одной этой форме означают признание социально-экономических преимуществ современной частной собственности на землю и важность ее защиты после долгих десятилетий враждебного

    отношения к ней в СССР. Этот еще в основном сохранившийся в России якобы социалистический режим земельных отношений был основан на национализации всей земли, на исключительном и

    неограниченном государственном праве собственности на землю, на ее изъятии из гражданского оборота с неизбежным при этих условиях бюрократическим произволом, подавляющим личную

    заинтересованность гражданина, трудящегося на земле. Он не допускал существования частной собственности на землю. Он убедительно доказал свою неэффективность и несовместимость с

    всенародными интересами, породив продовольственные затруднения, нерациональную организацию городских территорий, гибель лесов и т.п. Отсутствие экономической, то есть денежной,

    рыночной оценки земли подрывало экономику и стимулировало растранжиривание земельных ресурсов. Исключение земли из товарной массы, противостоящей на рынке денежной массе, ослабляло

    советскую и ослабляет российскую валюту.

    Превосходство частного хозяйствования на земле было убедительно доказано

    в России (как и в Китае, Польше, Венгрии и ряде других стран): упадком казенного, якобы «общественного» сельского хозяйства, гораздо лучшим состоянием и гораздо большей

    эффективностью земельных угодий единоличных крестьянских, личных подсобных хозяйств и т.п. Неудивительно, что советский образец земельного строя и законодательства о земле был

    отвергнут всем миром, в т.ч. и почти всеми странами «социалистического лагеря», сохранившими частную крестьянскую собственность на землю, даже переданную в пользование

    кооперативам.

    Первые шаги к пересмотру конституционных основ земельного законодательства были непоследовательно и противоречиво сделаны в начале 1990-х гг. внесением ряда поправок в

    Конституцию СССР 1977 г. и в Конституцию РСФСР 1978 г.

    С одной стороны, в Конституцию РСФСР были включены: признание частной (а не только личной), но только индивидуальной собственности (на первом месте в перечне форм

    собственности

    ), в том числе на природные ресурсы (без прямого упоминания о земле). Земельные участки для производства сельскохозяйственной продукции могли предоставляться государством в

    «собственность», а в некоторых случаях - и быть проданы. Государство получило право устанавливать предельные размеры земельных участков, а землепользователи были обязаны эффективно

    использовать землю, беречь ее, повышать ее плодородие

    С другой стороны, право частной собственности подвергалось и нерациональным ограничениям: коллективная собственность была исключена из понятия частной собственности, в

    перечнях форм собственности на природные ресурсы и землепользования на первое место ставились государственная собственность

    , пользование и пожизненное наследуемое владение землей. Продажа собственных земельных участков допускалась либо органу государственной власти (т.е. Совету народных депутатов),

    либо физическим и юридическим лицам. Но в последнем случае - только для ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства и индивидуального жилищного строительства или не

    ранее, чем через 10 лет после их бесплатного получения, или через 5 лет после их покупки

    . Этим положениям соответствовал и Земельный кодекс РСФСР 1991 г.

    Во всем этом выражалось упорное сопротивление необходимым радикальным реформам, сопровождаемое «тактическими» частичными, мелкими уступками.

    Более решительный переход к выработке новых конституционных основ земельного законодательства был связан с подготовкой проекта новой Конституции России в 1990-1993

    гг.

    Из проектов, использованных при выработке окончательного текста Конституции, в него вошли многие положения о частной и иных формах земельной собственности, о свободном

    осуществлении полномочий собственника, о рациональном использовании и охране земель, как и всей окружающей среды, без нарушения интересов народов и прав иных лиц, о законодательном

    регулировании земельных отношений. Но в прежние проекты - и отчасти даже в последний текст Конституции России 1978 г. - не вошли прямые предписания: о государственном регулировании

    земельных отношений, территориальном планировании использования земель, определении их целевого назначения, об охране плодородия почв, об ограничении сосредоточения земли, как и

    других природных ресурсов, в руках частного собственника или пользователя, о запрещении менять целевое назначение особо ценных и охраняемых земель, об установлении единых, независимых

    от права собственности правил использования земель и других природных ресурсов и т.д.

    Таким образом, далеко не все возможности конституционного установления принципов земельного законодательства использованы в Конституции 1993 г.

    Следует отметить, что положения о земельных реформах, об обязательном, независимо от воли собственника, эффективном использовании земель появились в отразившей итоги

    многолетней мексиканской аграрной революции конституции этой страны (1917 г.), в конституциях Германии (1919 г.), Чехословакии (1920 г.), Польши (1921 г.), Латвии (1922 г.) и многих

    других стран Европы, Азии, в том числе Китая, и Латинской Америки. Еще более полно и глубоко осуществляется конституционное регулирование земельных отношений после второй мировой

    войны, особенно в конце XX века. Приведем лишь несколько примеров.

    Конституция ФРГ 1949 г., в частности, устанавливает, что собственность обязывает. Использование имущества должно служить также и «всеобщему благу». А Конституция Баварии

    1946 г. конкретизирует: «Явное злоупотребление правом собственности не пользуется защитой; распределение и использование земли находится под государственным надзором; земля,

    находящаяся в сельско- или лесохозяйственной обработке, служит всему народу; приобретение земли, используемой в сельском и лесном хозяйстве, должно зависеть от доказательств

    способности приобретателя к ее должной обработке; она не должна служить только для вложения капитала».

    Итальянская Конституция 1947 г. содержит, во-первых, общие положения о частной собственности, признаваемой и гарантируемой законом, определяющим как способы ее

    приобретения и использ...

    Забрать файл

    Похожие материалы:


ПИШЕМ УНИКАЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Заказывайте напрямую у исполнителя!


© 2006-2016 Все права защищены