Субъекты РФ конституционная характеристика, типология и основы организации

    Дисциплина: Юриспруденция
    Тип работы: Реферат
    Тема: Субъекты РФ конституционная характеристика, типология и основы организации

    Введение

    Конституционная характеристика субъектов РФ.

    Типология и конституционные основы организации субъектов РФ.

    Эволюция правового статуса края, области как субъекта РФ.

    Заключение

    Введение

    Проблемы федеративного устройства Российского государства занимают одно из центральных мест в новой Конституции Российской Федерации. Это обусловлено необходимостью, с одной

    стороны, укрепления территориальной целостности и единства России как многонационального государства, решающего задачи устранения дезинтеграционных процессов и стабилизации своей

    внутренней структуры, с другой

    реального обеспечения самоопределения народов как носителей и источников власти применительно ко всем субъектам Федерации при сохранении многообразия объединяемых каждым из них

    этнических, религиозных и языковых сообществ.

    Несмотря на факт принятия новой Конституции Российской Федерации, на тот факт, что в ней закреплены принципиально новые, незнакомые предыдущим Конституциям положения о

    федеративном устройстве, это

    далеко не всё, что необходимо сделать на пути строительства подлинно федеративного государства. Еще не сложились традиции взаимоотношения центра и регионов на том

    уровне, на котором в конструктивном ключе решались бы как проблемы федерального центра, так и регионов. Совместная деятельность регионов и центра на сегодняшний день пока ещё не до

    конца освободилась от идеологических пут советской государственности. В своей деятельности как региональные, так и федеральные органы государственной власти руководствуются подчас не

    законодательными нормами, а некоей «целесообразностью», «полезностью», которая противоречит закону.

    Таким образом, следует констатировать, что на пути

    построения

    гармоничных взаимоотношений между центром и регионами обеим сторонам придется решить ряд непростых задач. И одной из таких задач является более четкое определение

    границ компетенции обеих сторон, уточнение и корректировка правового статуса.

    Конституционная характеристика субъектов РФ

    Российская Федерация

    государство с уникальной государственной структурой. В составе субъектов Российской Федерации в настоящее время насчитывается

    субъектов:

    республика,

    краев,

    областей, 2 городафедеральногозначения,1 автономная область и 10 автономных округов. В них проживает более

    наций и народов, исторически объединившихся на российской земле в многонациональный народ Российской Федерации.

    В п.

    ст.

    Конституции все субъекты Российской Федерации перечислены не случайно. Включение названия каждого субъекта Федерации в эту статью служит цели закрепления субъектов в составе

    Российской Федерации и является правовым основанием для использования его государственными органами конституционных прав,

    та

    ких, например, как право законодательной инициативы, право на вхождение в Совет Федерации двух представителей (ст. ст.

    104 КРФ).

    Следует учесть, что в соответствии с Указом Президента Российской

    Федерации от

    января

    1996

    № 20

    «О включении новых наименований субъектов Российской Федерации в статью

    Конституции Российской Федерации»

    а также в связи с изменением наименований Ингушской Республики и Республики Северная Осетия соответственно на Республику Ингушетия и Республику Северная

    Осетия

    Алания эти новые наименования включены в ч.

    ст.

    Конституции вместо прежних. Немного позже в соответствии с аналогичным Указом Президента Российской Федерации от

    февраля

    1996

    г «О включении нового наименования субъекта Российской Федерации в статью

    Конституции Российской Федерации»

    и в связи с изменением наименования Республики Калмыкия

    Хальмг Тангч на Республику Калмыкия новое наименование этой Республики также было внесено в ч.

    ст.

    Конституции Российской Федерации. Поэтому при переиздании текста Конституции Российской Федерации новые наименования субъектов должны быть внесены в текст Конституции.

    В сравнении с

    1978

    годом принятия предпоследней и четвертой по счету Конституции Российской Федерации

    число субъектов Российской Федерации значительно возросло. Изменились наименования и правовой статус субъектов Федерации. В число субъектов Российской Федерации вошли

    областей и

    краев, а также

    города федерального значения. Статус республик, кроме

    бывших автономных республик, приобрели также

    автономные области

    Адыгейская, Карачаево-Черкесская, Горно-Алтайская и Хакасская, а из автономных областей осталась только одна

    Еврейская. В

    1992

    г. Чечено-Ингушская Республика была разделена на Чеченскую Республику и Ингушскую Республику.

    Субъекты Российской Федерации различаются между собой по величине территории, численности и плотности населения, его национальному составу. Так, при наличии таких сравнительно

    небольших по территории субъектов, как Калининградская область

    (15,1

    тыс. км и Республика Адыгея

    ( 7,6

    тыс. км,

    имеются и такие значительные по размеру территории субъекты, как Республика Саха (Якутия), занимающая

    3102

    тыс. км и Красноярский край, территория которого

    — 2401

    тыс. км. Такие субъекты по своей территории превосходят многие иностранные государства. Например, Республика Саха (Якутия) почти равна Индии и в

    раза больше Индонезии; Республика Коми

    (415,9

    тыс. км) больше вместе взятых Великобритании, Греции и Бельгии

    Самые крупные по численности населения субъекты Российской Федерации

    города федерального значения Москва (более

    млн. человек) и Санкт-Петербург (более

    млн. человек), а также Московская область

    почти

    млн. человек) и Краснодарский край (более

    млн. человек)

    входят в состав Российской Федерации наряду с такими относительно малочисленными субъектами, как Республика Тыва

    всего

    тыс. человек, Республика Калмыкия

    — 328

    тыс. человек, Камчатская область -

    тыс. человек.

    Субъекты Российской Федерации различаются и по ряду других признаков

    уровню развития экономики в целом, наличию и развитию отдельных отраслей промышленности и сельского хозяйства, историческим традициям, национальной культуре всего или части

    населения. Однако, как следует из Конституции, эти и другие особенности не влияют на конституционно-правовой статус субъекта Российской Федерации.

    Как известно, действующая Конституция закрепила преобразование России в подлинное федеративное государство, провозгласив равноправие субъектов как между собой, так и в отношениях

    с федеральной властью. Конституция сохранила те наименования субъектов, которые они дали сами себе. В ст.

    Конституции Российской Федерации предусмотрено, что при изменении субъектом Федерации своего наименования «...новое наименование... подлежит включению в статью

    Конституции Российской Федерации». Это говорит о том,

    что вопрос о наименовании субъекта относится к компетенции самого субъекта (что следует также из положений ст.

    71, 72, 73).

    Внесение

    нового наименования в Конституцию Российской Федерации происходит уже автоматически на основании указа Президента Российской Федерации. На это указывает Постановление

    Конституционного Суда Российской Федерации от

    ноября

    1995

    г по делу о толковании ч.

    ст.

    Конституции Российской Федерации

    . Име...

    Забрать файл

    Похожие материалы:


ПИШЕМ УНИКАЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Заказывайте напрямую у исполнителя!


© 2006-2016 Все права защищены