Финансы муниципальных предприятий

    Дисциплина: Финансы и кредит
    Тип работы: Реферат
    Тема: Финансы муниципальных предприятий

    Содержание









    Введение




    3






    1. Экономическая сущность финансов




    5






    2. Особенности финансов муниципальных предприятий в социальной сфере




    9






    Заключение




    13






    Список использованной литературы




    14





    Введение

    Государственные и муниципальные финансы - это совокупность экономических отношений, возникающих в реальном денежном обороте по поводу формирования, распределения и использования централизованных фондов финансовых ресурсов.

    Материальную основу финансов составляет денежный оборот. Реальный денежный оборот — это экономический процесс, вызывающий движение стоимости и сопровождающийся потоком денежных платежей и расчетов. Объектом реального денежного оборота выступают финансовые ресурсы, являющиеся источниками финансирования расширенного воспроизводства.

    Муниципальные финансы выражают экономические отношения, связанные с обеспечением централизованными источниками финансирования государственного и муниципального секторов экономики, наиболее значимых программ развития производства и общественного сектора, организаций и учреждений бюджетной сферы и т.п. Их функционирование направлено на достижение общих целей развития социально ориентированной экономики.

    Государственные и муниципальные финансы функционируют в рамках финансовой системы государства и являются ее центральным звеном.

    Финансы как экономическая категория зависят от преобразований во взаимоотношениях между звеньями финансовой системы. Это относится прежде всего к взаимосвязям между финансами макроуровня и финансами микроуровня. Финансы макроуровня, и, прежде всего, государственный и муниципальный бюджеты, основываются на финансовом потенциале предприятий. Финансы способствуют достижению общих целей экономического развития, поэтому требуется их оптимальная организация. Способ организации устанавливает качественную определенность финансов. Распределение и использование финансовых ресурсов в государстве осуществляются в рамках интегрированной системы управления финансовыми потоками.

    Цель работы – особенности организации финансов муниципальных предприятий в социальной сфере.

    Исходя из цели, формируются задачи работы:

    1. рассмотреть экономическую сущность финансов;

    2. охарактеризовать особенности финансов муниципальных предприятий в социальной сфере.

    Важным методологическим фактором является определение принципов организации и функционирования государственных и муниципальных финансов, позволяющее выявить направления воздействия финансов на развитие государственного и муниципального секторов экономики, выработать критерии их функционирования.

    Государственные и муниципальные финансы опираются на информационные потоки. Принятие государственных решений основано на совокупности информации. Анализ поступающей информации важен как в момент принятия решения, так и в процессе контроля за ходом его выполнения. Эта информация содержится в оперативной и статистической отчетности, договорах и соглашениях, расчетных документах и т.п.

    Государственные и муниципальные финансы имеют четкую целевую ориентацию. Они затрагивают определенные социально-политические интересы отдельных слоев общества. Однако во всех своих аспектах они ориентированы на решение государственных и муниципальных задач.

    Методологической основой для написания работы послужили сборники научных трудов и периодическая литература.

    1. Экономическая сущность финансов

    Понятие «финансы» неразрывно связано с деньгами и товарно-денежными отношениями. В условиях товарно-денежных отношений происходит непрерывный процесс движения денег, переход их от одного владельца к другому.

    Финансы (фр. finance от ср.лат. Financia) в переводе означает «наличность, доход»; в широком смысле - «денежные средства, денежные обороты». Финансы всегда имеют денежную форму.

    Очевидно, поэтому понятие «финансы» зачастую отождествляют с понятием «деньги». Однако это два различных, но взаимосвязанных понятия. Финансы существенно отличаются от денег как по содержанию, так и по выполняемым функциям.

    Деньги — это товар особого рода, стихийно выделившийся в общей массе товаров. Его особенность состоит в том, что он по сути представляет собой всеобщий эквивалент, с помощью которого измеряются затраты труда ассоциированных товаропроизводителей.

    Главное назначение денег выражается в их функциях. На современном этапе деньги выполняют пять функций: меры стоимости; средства обращения; средства платежа;

    средства образования накоплений и сбережений; мировых денег.

    Если деньги можно считать всеобщим эквивалентом, то финансы — это экономический инструмент распределения и перераспределения валового внутреннего продукта (ВВП) и национального дохода, орудие контроля за образованием и использованием фондов денежных средств.

    Главное назначение финансов состоит в том, чтобы путем создания денежных доходов и фондов обеспечить не только потребности государства и предприятий в денежных средствах, но и контроль за расходованием финансовых ресурсов.

    Финансы - это не сами денежные средства, а отношения между людьми по поводу образования, распределения и использования фондов денежных средств. Финансы непосредственно связаны с функционированием общественных экономических отношений в процессе перераспределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

    Совокупность денежных отношений, возникающих в связи с движением средств денежных фондов, образует финансовые отношения.

    К финансовым отношениям, определяющим содержание финансов как экономической категории, принято относить денежные отношения, возникающие в процессе расширенного производства между:

    государством и предприятиями (организациями) по уплате налогов и других платежей в бюджет, а также по финансированию из бюджета ряда затрат предприятий;

    государством и гражданами при внесении обязательных и добровольных платежей в бюджет и внебюджетные фонды;

    предприятиями и вышестоящими организациями при создании централизованных фондов денежных средств и резервов;

    предприятиями и внебюджетными фондами при внесении страховых взносов в эти фонды;

    предприятиями и банками при получении кредитов,
    уплате процентов за кредит;

    предприятиями и органами страхования при уплате страховых взносов и возмещении из страхового фонда ущерба при наступлении страхового случая;

    предприятиями и работниками, занятыми на этих предприятиях при выплате заработной платы из фонда оплаты труда.

    Совокупность экономических отношений, возникающих между государством, предприятиями, отраслями, регионами и отдельными гражданами в связи с движением денежных средств, образует финансовые отношения.

    Таким образом, финансы - это система экономических отношений, связанных с формированием и использованием фондов денежных средств на основе распределения и перераспределения национального дохода. Финансы включают конкретные формы и методы взаимосвязей между государством, предприятиями, организациями и гражданами.

    В условиях рыночных преобразований экономики заметно меняется система финансовых отношений. Так, расширяются отношения государства с хозяйствующими субъектами в связи с динамикой налогов и неналоговых платежей, предоставлением дотаций и субсидий, углублением сферы деятельности дотаций и субсидий, углублением сферы деятельности коммерческих организаций и банков.

    В понятие «финансы» включается совокупность всех финансовых отношений, а также совокупность средств денежных фондов, находящихся в распоряжении государства и предприятий (организаций). К финансам относятся также отношения по поводу образования и использования кредита.

    Деньги — обязательное условие существования финансов.

    Вместе с тем не все денежные отношения являются финансовыми. Финансовые отношения охватывают только ту часть отношений, которая связана с образованием и использованием фондов денежных средств.

    Так, в процессе хозяйственной деятельности на предприятиях имеет место движение материалов от одного подразделения к другому без оплаты их денежными средствами. Денежное выражение стоимости материальных ценностей при таких операциях используется лишь для учета и контроля за ходом хозяйственных процессов и к финансам не относится.

    В систему финансовых отношений не входят и к финансам не относятся те денежные средства, которые обслуживают личное потребление и обмен, т.е. розничный товарооборот, оплату транспортных, коммунальных, зрелищных и других услуг, а также процессы купли-продажи между отдельными гражданами, акты дарения и наследования денег. Это общественные отношения, они регулируются другими отраслями права: гражданским, административным и т.д.

    В понятие «финансы» включаются только те денежные отношения, которые связаны с распределением, перераспределением и использованием фондов денежных средств.

    Любая финансовая операция (платежи в бюджет, выплата пенсий заработной платы и т.д.) содержит движение денег, распределение и перераспределение стоимости общественного продукта и национального дохода и поэтому относится к финансам.

    Таким образом, можно выделить следующие основные признаки финансов:

    экономические отношения между хозяйствующими субъектами с использованием денег. При этом деньги выступают материальной основой существования финансов;

    в процессе экономических отношений осуществляется формирование денежных фондов у хозяйствующих субъектов и государства и их использование. Сущность финансов, их конкретное содержание раскрываются в их функциях.

    Рассмотрим особенности финансов муниципальных предприятий в социальной сфере.

    2. Особенности финансов муниципальных предприятий в социальной сфере

    Муниципальным предприятием в социальной сфере признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество такого предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия.

    В уставе муниципального предприятия должны быть указаны сведения о предмете и целях деятельности, о размере уставного фонда и источниках его формирования.

    В форме муниципальных предприятий в социальной сфере могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Имущество государственного или муниципального предприятия находится соответственно в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

    Иными словами, муниципальное предприятие осуществляет свою коммерческую деятельность на базе государственной или муниципальной собственности.

    При создании муниципального предприятия в социальной сфере ему выделяются денежные средства из государственного или местного бюджета для образования уставного фонда. Размер уставного фонда, порядок и источники его формирования указываются в уставе предприятия. В уставе определяются предмет и цели деятельности предприятия, ограничивающие его правоспособность по сравнению с правоспособностью других коммерческих организаций.

    Ответственность муниципального предприятия в социальной сфере по своим обязательствам также зависит от того, основано оно на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Право хозяйственного ведения предоставляет предприятию более широкие права в управлении финансами, имуществом.

    Учредительным документом муниципального предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, является его устав, утверждаемый уполномоченным на то государственным органом или органом местного самоуправления.

    Размер уставного фонда муниципального предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, не может быть менее суммы, определенной законом о государственных и муниципальных предприятиях (ст. 114 ГК РФ).

    В случаях, предусмотренных законом о государственных и муниципальных предприятиях, по решению Правительства РФ на базе имущества, находящегося в федеральной собственности, может быть образовано предприятие, основанное на праве оперативного управления, — федеральное казенное предприятие (казенный завод, казенная фабрика, казенное хозяйство).

    Учредительным документом казенного предприятия является его устав, утверждаемый Правительством РФ.

    В целях установления единых принципов в планировании и финансировании деятельности казенных предприятий Правительство РФ своим постановлением утвердило Порядок планирования и финансирования деятельности казенных заводов (казенных фабрик, казенных хозяйств). В документе установлено, что производственно-хозяйственная деятельность казенного завода осуществляется в соответствии с планом-заказом и планом развития завода. Он вправе осуществлять самостоятельную хозяйственную деятельность, разрешенную государственным уполномоченным органом. Взаимоотношения завода с поставщиками ресурсов и потребителями продукции строятся на договорной основе.

    Планирование деятельности завода осуществляется следующим образом: уполномоченный орган ежегодно на основе выявленной им потребности в продукции, производимой заводом для государственных нужд, утверждает и доводит до завода (за три месяца до планируемого года) план-заказ с учетом плана развития завода. План-заказ согласовывается с Министерством экономики РФ и Министерством финансов РФ.

    Продукция, произведенная в соответствии с планом-заказом, реализуется по ценам, устанавливаемым уполномоченным органом. Принципы и порядок формирования цен, определяемых в плане-заказе, периодичность их корректировки устанавливаются Министерством экономики РФ и Министерством финансов РФ с участием уполномоченного органа. Продукция, произведенная в порядке самостоятельной хозяйственной деятельности, реализуется по ценам, устанавливаемым заводом самостоятельно или на договорной основе.

    Структура и штаты утверждаются директором завода самостоятельно в пределах фонда оплаты труда и установленного лимита численности.

    Финансирование завода осуществляется в следующем порядке. Финансирование, связанное с выполнением плана-заказа и плана развития завода, его производственным и социальным развитием, проведением мероприятий по мобилизационной подготовке,  содержанием объектов непроизводственной сферы, осуществляется за счет доходов от реализации продукции (работ, услуг).

    При недостаточности доходов заводу выделяются средства из федерального бюджета на:

    реализацию плана развития завода (в том числе осуществление государственных инвестиционных программ, выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, мероприятий по мобилизационной подготовке);

    содержание объектов социальной инфраструктуры;

    компенсацию убытков от выполнения плана-заказа.

    Решение о выделении средств из федерального бюджета принимается Правительством РФ по представлению Министерства экономики РФ и Министерства финансов РФ на основании обращения уполномоченного органа. Неиспользованные заводом по истечении года бюджетные ассигнования подлежат возврату в федеральный бюджет.

    Прибыль от реализации продукции (работ, услуг), произведенной в соответствии с планом-заказом и в результате самостоятельной хозяйственной деятельности, направляется на финансирование мероприятий, обеспечивающих выполнение плана-заказа, плана развития завода и на другие производственные цели, а также социальное развитие» по нормативам, ежегодно устанавливаемым уполномоченным органом. Порядок установления указанных нормативов утверждается Министерством экономики РФ и Министерством финансов РФ.

    Свободный остаток прибыли, остающейся после ее направления на цели, указанные выше, подлежит изъятию в доход федерального бюджета.

    Казенный завод представляет уполномоченному органу отчет о целевом использовании выделенных бюджетных ассигнований и амортизационных отчислений. Казенный завод может получать кредиты на выполнение уставных целей.

    Аналогично осуществляется финансирование казенных фабрик, казенных хозяйств.

    Заключение

    Финансы - это система экономических отношений, связанных с формированием и использованием фондов денежных средств на основе распределения и перераспределения национального дохода. Финансы включают конкретные формы и методы взаимосвязей между государством, предприятиями, организациями и гражданами.

    Муниципальным предприятием в социальной сфере признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество такого предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия.

    В форме муниципальных предприятий в социальной сфере могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Имущество государственного или муниципального предприятия находится соответственно в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

    Иными словами, муниципальное предприятие осуществляет свою коммерческую деятельность на базе государственной или муниципальной собственности.

    При создании муниципального предприятия в социальной сфере ему выделяются денежные средства из государственного или местного бюджета для образования уставного фонда. Ответственность муниципального предприятия в социальной сфере по своим обязательствам также зависит от того, основано оно на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

    Список использованной литературы


     Конституция Российской Федерации
     Бабич А.М. Государственные и муниципальные финансы: Учебное пособие. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 1999. – 489 с.
     Государственные и муниципальные финансы / под ред. И.Д. Мацкуляна. – М.:...

    Забрать файл

    Похожие материалы:


ПИШЕМ УНИКАЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Заказывайте напрямую у исполнителя!


© 2006-2016 Все права защищены