Описание языка Turbo Basic для студентов всех специальностей
Дисциплина: ПрограммированиеТип работы: Реферат
Тема: Описание языка Turbo Basic для студентов всех специальностей
СТУДЕНТ! ВНИМАНИЕ! ЧТОБЫ ПРОСМАТРИВАТЬ ЭТОТ ФАЙЛ, ДОСТАТОЧНО,
СТОЯ НА НЕМ, НАЖАТЬ КЛАВИШУ \"ENTER\".
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РФ
ПО ВЫСШЕМУ ОБРАЗОВАНИЮ
--------------
МОСКОВСКИЙ
ГОСУДАРCTВЕННЫЙ
ИНСТИТУТ
СТАЛИ И СПЛАВОВ
(ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ)
------------------------------------------------
Кафедра инженерной кибернетики
------------------------------------------------
Г.И. Светозарова
Утверждается к печати на
Одобрено
ротапринте, тираж 1000 экз.
методическим советом
института
Проректор института В.П. Соловьев
ОСНОВЫ ПРИКЛАДНОЙ ИНФОРМАТИКИ
Раздел: Описание языка Турбо-Бейсик
Справочное пособие
для студентов всех специальностей
Москва, 1994
АННОТАЦИЯ
Настоящее пособие содержит описание
основных
средств
языка
Турбо-Бейсик, а также необходимые сведения по среде Турбо-Бейсика.
Пособие в основном ориентировано на использование при
выпол-
нении практикума по курсу \"Основы прикладной информатики\".
Может
также использоваться в качестве справочника по языку Турбо-Бейсик.
Московский государственный
институт стали и сплавов
1994 г.
С О Д Е Р Ж А Н И Е
1. Основные средства языка..............................
1.1. Структура программы.............................
1.2. Типы данных.....................................
1.3. Массивы.........................................
1.4. Выражения.......................................
1.5. Стандартные функции.............................
1.6. Основные операторы..............................
1.7. Операторы цикла................................. 10
1.8. Подпрограммы, функции и процедуры............... 12
2. Цвет и графика....................................... 16
3. Файлы. Работа с файлами
данных
последовательного
прямого доступа...................................... 20
3.1. Файлы последовательного доступа................. 20
3.2. Файлы прямого доступа........................... 23
4. Движущиеся изображения, звуковые эффекты и нестандар-
тный ввод с клавиатуры............................... 26
4.2. Оператор DRAW................................... 26
4.3. Операторы GET и PUT............................. 27
4.4. Оператор BEEP................................... 28
4.5. Оператор SOUND.................................. 28
4.6. Оператор PLAY................................... 28
Функция INKEY$.................................. 30
5. Библиотека стандартных процедур в Турбо-Бейсике...... 31
6. Рекомендуемый порядок работы на ПЭВМ при
создании
выполнении программ на языке Турбо-Бейсик............ 32
1. ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА
1.1.
Структура программы
Программа состоит из строк.
Одна строка содержит
один
или
несколько операторов, разделенных двоеточием. Например,
a=1:b=1
Перенос оператора на другую строку допускается.
В этом слу-
чае используется знак переноса _. Например,
a=1:b_
Строки могут нумероваться (но это не обязательно).
Ссылка в
нужное место программы может осуществляться также по метке.
. размещается
в отдельной строке,
начинается с буквы и
содержит любое количество букв и цифр. После метки ставится двое-
точие. Например,
aaa:
x=x+1
GOTO aaa
Если первым
символом
строке
является апостроф (\'),
то
строка воспринимается как комментарий.
. образуется из букв от A до Z (или от a до z), знака под-
черкивания _ и цифр от 0 до 9,
начинается с буквы. Имя использу-
ется для обозначения переменных, меток, процедур и т.п.
1.2. Типы данных
длин-
ный целый (от 20,
ве-
щественный двойной точности (8 байт); символьный ( последователь-
ность любых символов, каждый символ занимает 1 байт).
.определяется типом данных, которые она предс-
тавляет. Указание типа переменной задается соответствующим знаком
после имени.
a$ - символьный
a% - целый
- длинный целый
a! - вещественный
обычной
точности
а# - вещественный двойной точности
Если знак после имени отсутствует,
то эта переменная счита-
ется по умолчанию вещественной обычной точности. То есть
a!=1.1
а=1.1
одно и то же.
1.3. Массивы
осуществляется
с помощью оператора DIM с
указанием размеров. Например, оператор
DIM a(10),
b(10:20,
25:45)
описывает одномерный массив a, элементы которого имеют индексы от
0 до 10, и двухмерный массив b, элементы которого имеют индексы :
первый от 10 до 20, второй от 25 до 45.
Если нижняя
граница индексов в описании не указана,
то она
считается равной 0.
., можно задать нижнюю грани-
цу индексов равной n. Например,
OPTION BASE
DIM a(10)
В этом случае индекс элементов массива a0будет
принимать
значе-
ния, начиная с 1.
Если описание массива отсутствует, то по умол-
чанию верхний индекс равен 10 ( нижний - 0).
В описании
массива
вместо константы может использоваться переменная.
Например,
DIM a(n)
Значение n должно быть предварительно определено.
можно освободить память, выделен-
ную под массив,
и вернуть ее для дальнейшего использования. Нап-
ример, оператор
ERASE a
возвращает память, выделенную под массив a.
1.4. Выражения
состоят из символьных констант (после-
довательность символов,
заключенная в кавычки), символьных пере-
менных,
символьных функций,
соединенных знаком + (конкатенация,
или объединение). Например,
a$=\"КАТЯ\"
b$=\"ЛЕНА\"
f$=a$+\" И \"+b$
В результате f$ будет иметь значение \"КАТЯ И
ЛЕНА\".
При
помощи
функций LEFT$,
RIGHT$, MID$ можно выбрать часть символьной пере-
менной слева, справа или из середины. Например,
F1$=LEFT$(f$,4)
F2$=RIGHT(f$,4)
F3$=MID$(f$,6,1)
В результате будет F1$ = \"КАТЯ\",
F2$ = \"ЛЕНА\" и F3$ = \"И\".
. включают в
себя
константы,
переменные,
функции,
соединенные
знаками арифметических операций,
при этом
могут использоваться величины разных типов.
. арифметических операций:
1. Возведение в степень (^)
2. Умножение, деление (*,/ )
3. Деление нацело (\\) (например, 5\\2 равно 2)
4. Вычисление остатка от деления (MOD) (например,
45 MOD 19
равно 7)
5. Сложение, вычитание (+,-)
1.5. Стандартные функции
Запись на Бейсике
Математическая запись
ABS (x)
|x|
SIN (x)
sin x
COS (x)
cos x
TAN (x)
tg x
ATN (x)
arctg x
EXP (x)
LOG (x)
ln x
LOG2(x)
LOG10(x)
lg x
INT (x)
целая часть
SGN (x)
0 при х=0,
квадратный корень из х
LEN (а$)
количество символов а$
LEFT$(a$,n)
выбирает из a$ n символов,
начиная с
первого
MID$
(a$,m,n)
выбирает из a$ n символов,
начиная с
m-го
RIGHT$ (a$,n)
выбирает n символов а$,
начиная с последнего
STR$ (x)
преобразует число к
символьному виду
VAL (a$)
определяет числовое значение а$
(a$)
определяет код первого
символа а$
TAB (n)
указывает номер позиции для
вывода следующего
элемента
списке вывода оператора PRINT
SPC (n)
вывод n пробелов, используется
в списке вывода оператора PRINT
RND [(x)]
выдает случайное число из инте-
рвала (0,1)
Замечания. 1. [] обозначают необязательный
параметр.
2. Если х=0, то повторяется последнее сгенерированное число; если
х 0,
0генерируется
новая
последовательность
случайных чисел; если x 0 или отсутствует, то генерируется оче-
редное случайное число,
но при повтор...