Память и запоминание в норме. Нарушения памяти

    Дисциплина: Медицина
    Тип работы: Курсовая
    Тема: Память и запоминание в норме. Нарушения памяти

    38


     

    Оглавление.

    Введение. 2

    Глава 1. Память и запоминание в норме. 4

    1.1. Изучение памяти. 4

    1.2. Общие сведения о памяти и запоминании. 7

    1.3. Классификации памяти. 13

    Глава 2. Нарушения памяти. 19

    2.1. Общая характеристика нарушений памяти. 19

    2.2. Методики исследования нарушений памяти. 28

    Заключение. 33

    Список литературы. 36


    Введение.

    Актуальность темы.

    Говоря о человеке и о человечестве, мы всегда говорим о таких понятиях, как \"память\", \"научение\". Человек всегда стремился к развитию, к прогрессу, к новым знаниям, а память – это абсолютно необходимое условие для научения и приобретения знаний.  Без памяти невозможно накопление и сохранение опыта человека, его нормальное функционирование в обществе, поэтому изучение механизмов памяти особенно важно для таких областей как педагогика, воспитание. Психолог С.Л. Рубинштейн как-то сказал: «Без памяти мы были бы существами на мгновение. Наше прошлое было бы мертво для нашего будущего, а настоящее… безвозвратно исчезало бы в прошлом» [7, c. 184]

    Стремиться понять то, как функционирует человек необходимо, и особенно для специалистов работающих с людьми. Каждый человек уникален, но возможно найти некоторые закономерности, которые очень помогут в работе с человеком. Ведь чем глубже наше понимание человека, тем эффективнее можно послужить и помочь ему.

    Мнемические способности играют важную роль в процессе обучения, влияют на его эффективность, на успеваемость учащихся.Память является важным компонентом сферы личности. Проблема памяти достаточно хорошо разработана как в зарубежной, так и в отечественной психологии. Значительный вклад в изучении памяти внесли многие психологи. Так, П.И. Зинченко, А.А. Смирнов детально исследовали зависимость непроизвольного и произвольного запоминания от организации практической деятельности и от других условий, в которых происходит запоминание или воспроизведение информации человеком.

    Поэтому тема данной работы очень актуальна.

    Цель работы: исследовать нарушения памяти.

    Задачи:


     изучить структуру памяти в норме;
     рассмотреть различные виды нарушений памяти;
     сделать выводы.

    Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы. Названия глав отражают их содержание.


    Глава 1. Память и запоминание в норме.1.1. Изучение памяти.

    Большинство мыслителей древности, так или иначе, обращались к вопросу о том, что же представляет собой память. В каком месте человеческого тела она расположена? Почему у одних людей её больше, у других меньше? О людях же, обладавших особенно хорошей памятью, слагали легенды, их уважали, им поклонялись.

    Уже древние греки разрабатывали целые теории относительно работы памяти. Одно из первых целостных представлений о работе памяти принадлежит греческому философу из Элеи Пармениду, жившему в VI-V веках до н.э. Он считал, что память – это смесь света и тьмы, тепла и холода, и что если эту смесь не взбалтывать, то может произойти забывание. Таким образом, Парменид рассматривал забывание как результат замутнения, взбалтывания.

    Более известный философ, Диоген, живший в V веке до н.э., рассматривал память как процесс, который определяется равномерным использованием воздуха в теле. И, следовательно, забывание есть не что иное, как изменение этого распределения.

    Великий древнегреческий философ-идеалист Платон (IV век до н.э.) создал теорию, которую и сейчас разделяют некоторые учёные, конечно в усовершенствованном виде. Эта теория носит название «Гипотезы восковой доски». Платон считал, что память подобно воску, на котором отпечатываются все предметы, которые с ним соприкасаются. Память человека точно таким же образом запечатлевает весь его опыт. Забывание же, подобно стиранию, изнашиванию этих отпечатков со временем. Полное забывание наступает тогда, когда поверхность становится чистой и гладкой.

    Другой величайший философ и учёный Древней Греции, ученик Платона Аристотель, также обращался к вопросам, связанным с памятью. Он считал, что запоминание связано с движением крови по организму, а забывание происходит в результате замедления этого процесса.

    В XIX веке французский физиолог и врач Пьер Жан Мари Флуранс (1794-1868) разработал концепцию, согласно которой мозг действует как единое целое, а не как совокупность его отдельных частей. Память же, считал Флуранс, расположена во всех частях мозга, а не в каком-то одном месте.

    В конце прошлого – начале нынешнего века немецкий психолог Герман Эббингауз (1850-1909) положил начало экспериментальному изучению памяти. Он вывел зависимость забывания от времени и построил кривую забывания, носящую в наше время его имя – «кривая Эббингауза», а также проводил множество других экспериментов, направленных главным образом на запоминание бессмысленного материала.

    Почти одновременно началось изучение механизмов запоминания сложного осмысленного материала. В начале XX века французский философ Анри Бергсон (1859-1941) противопоставил «памяти-привычке», которая формируется в результате механического повторения, «память духа», которая запечатляет осмысленные единичные события биографии. Популярная в наше время гештальтпсихология исследовала организацию материала при запоминании. А основатель психоанализа Зигмунд Фрейд (1856-1939) объяснял забывание «вытеснением» неприятных, травмирующих впечатлений из сферы сознания.

    В XX веке было создано несколько десятков различных теорий памяти – психологических, физиологических, биологических, химических, биохимических, кибернетических. Но в настоящее время нет ни одной единой, признаваемой всеми теории памяти. Во всех современных концепциях памяти в качестве центральной выступает проблема механизмов её функционирования.

    Например, исследования на биохимическом уровне, начатые Хайденом в 50-х годах, показали, что работа памяти тесно связана с количеством РНК (рибонуклеиновой кислоты) в организме.

    Не меньший интерес представляют исследования, начатые хирургом Уайлдером Пенфилдом (1891-1976). Перед операцией Пенфилд осуществлял электростимуляцию различных областей мозга. Когда он стимулировал височные отделы коры головного мозга, пациенты говорили, что перед ними встают яркие воспоминания, более того, эти воспоминания отличались исключительной точностью и полнотой (в них присутствовали запахи, цвета, звуки, движения и даже эмоции). Кроме того, часто то, что пациенты вспоминали при стимуляции, было ими уже забыто в обычном состоянии. При этом Пенфилд установил, что только стимуляции височных долей (и никаких других областей мозга) приводит к возникновению связных и осмысленных воспоминаний. Пенфилд считал, что наш мозг запоминает абсолютно всё, на что мы обращаем внимание, но затем припоминание по каким-то причинам затрудняется.

    Современные нейрохирургические исследования проникают всё более и более глубоко в механизмы закрепления и сохранения следов на нейронном и молекулярном уровне. Установлено, например, что отходящие от нервных клеток отростки (аксоны) соприкасаются либо с отростками (дендритами) других нервных клеток, либо возвращаются к телу своей клетки. Благодаря этому возникают так называемые реверберирующие круги возбуждения разной сложности, которые некоторые исследователи считают физиологическим субстратом процессов памяти (точнее, процесса сохранения следов).

    Заметное влияние на постановку проблемы памяти оказала известная аналогия между этапами переработки информации человеком и структурными блоками вычислительных устройств. Однако структура памяти обнаруживает значительно большую гибкость.

    Итак, механизм функционирования процессов памяти и её материальный субстрат пока чётко не определены. Нет у учёных и единства по поводу психологической модели памяти. Но, тем не менее, накоплено достаточное количество общепризнанных суждений, касающихся устройства памяти, о некоторых из которых будет очень даже полезно узнать.

    1.2. Общие сведения о памяти и запоминании.

    В широком смысле памятью можно назвать сохранение информации о раздражителе, после того, как его действие уже прекратилось.

    Память, как биологическая функция - это прежде всего память наследственная или филогенетическая, которая определяет строение каждого организма в соответствии с историей его вида. К биологической памяти относят также явления иммунитета, приобретаемые в процессе онтогенеза (то есть развития организма), а также многие другие, явления, протекающие на физиологическом и клеточном уровнях.

    Память как психологическая функция состоит как минимум из трёх звеньев: запоминание (или фиксации) воспринятой информации, хранения и извлечения того, что хранится. (Некоторые исследователи выделяют также звено считывания хранящейся информации.) Извлечение может быть в виде воспроизведения информации или же её узнавания. Различие между этими двумя видами извлечения очевидно. Воспроизведение происходит при отсутствии запоминавшегося материала, а узнавание в его присутствии. Поэтому, узнавание, как правило, требует меньших усилий со стороны человека. Воспроизведение же – это более сложный процесс, требующей большей активности, связанной с поиском информации в памяти, принятием решения о том, что найденное соответствует поставленной задаче, и проверкой правильности сделанного выбора. 

    Предположим, вас просят описать малознакомую вам актрису, снявшуюся в недавно увиденном вами фильме. Вы с достаточно большим напряжением начнёте припоминать особенности её внешности и вряд ли назовёте более 10-ти значимых признаков, по которым ваш собеседник. Возможно, и не поймёт, кто это. Но стоит вам вместе начать рассматривать журнал и увидеть в нём её фотографию, и вы моментально воскликнете: «Да вот же она!». Однако и узнавание не всегда протекает с такой лёгкостью. Если бы в том же журнале было несколько фотографий похожих друг на друга женщин, то ваш выбор был бы сильно затруднён.

    Возвращаясь к первому звену памяти – запоминанию – необходимо отметить, что он бывает непроизвольным и произвольным. О произвольном запоминании мы говорим тогда, когда есть специальная задача запомнить для того, чтобы впоследствии воспроизвести. В этом случае деятельность запоминания направлена на то, чтобы сохранить определённую информацию в определённом виде. Мы нередко даже определяем срок (часто бессознательно), в течение которого мы хотим, чтобы эта информация хранилась (эта одна их причин блестящих ответов на экзаменах и мгновенного забывания материала после). Направленность запоминания на последующее воспроизведение имеет очень важное значение.

    Запоминая, важно ориентировать себя на требование воспроизведения (когда, в каком виде, где и что конкретно придётся вспоминать). Часто выполнение этой нехитрой операции помогает существенно улучшить качество выполняемой работы по запоминанию. Когда же человек не ориентирует себя на требование предстоящего воспроизведения, а впоследствии не может вспомнить материал, жалуясь на свою плохую память, проблема на самом деле может состоять вовсе не в его плохой памяти, а в том, что запоминание и воспроизведение оказались оторванными друг от друга. Поэтому каждый раз программу запоминания надо строить в зависимости от условий воспроизведения. Недаром сообразительный студент всегда поинтересуется у предшествующего курса о требованиях экзаменатора: будет ли он просить дословно воспроизвести цитаты, любит ли он краткие или развёрнутые ответы, требует ли он запомнить даты, имена и т.п. И в зависимости от этого грамотно построит работу над материалом курса.

    В отличие от произвольного, непроизвольное запоминание не определяется специальной задачей запомнить для того, чтобы потом воспроизвести.

    У человека не было задачи запомнить людей, присутствовавших на вечеринке или текст песни, которая на ней крутилась, и, тем не менее, он их запомнил, а песню напевал весь следующий день. 

    Однако и оно характеризуется своими закономерностями. Существует ряд факторов, который способствует лучшему или худшему непроизвольному запоминанию материала.

    Известно, что лучше запоминается то, что является целью или предметом деятельности, а не способами или условиями, в которых она протекает. В разное время было проведено множество экспериментов, подтверждающих это предположение. Доказан и тот факт, что интеллектуальная работа с материалом, подлежащим запоминанию, положительно влияет на прочность и длительность его хранения в памяти. Вышесказанное правомерно отнести и к произвольному запоминанию тоже. 

    Поэтому, вместо зазубривания какой-либо информации, лучше попробовать произвести над ней какую-нибудь интеллектуальную работу – найти аналогии, составить план, оценить стиль (если это текст) и многое-многое другое - словом всё, что подскажет вам ваша фантазия. Проделав это, вы заметите, что эффективность запоминания существенно возросла. Кстати, применение различных техник запоминания тоже является в некотором роде интеллектуальной работой над материалом, что ещё увеличивает их эффективность, с одной стороны, и служит достаточным поводом для их применения – с другой.

    Хорошо запоминается также и то, что вызвало какие-то затруднения при осуществлении деятельности. Например, если опоздавшего на работу или важную встречу человека спросить, что он помнит из своего пути, он особенно отчётливо вспомнит всё то, что мешало ему по пути, увеличивая тем самым его опоздание.

    Непроизвольное (да и произвольное тоже) зависит и от внешних характеристик и особенностей информации. Лучше всего запоминается всё неожиданное, необычное, яркое. Кстати, это свойство человеческой памяти – фиксировать всё яркое и необычное – лежит в основе многих техник запоминания.

    Есть ещё одна составляющая, которая определяет и качество запоминания, и эффективность воспроизведения. Это мотивация. Её роль велика во всех видах деятельности, но её влияние на память прослеживается особенно чётко. Успешность запоминания невероятно возрастает, если существует на то серьёзная мотивация. Мотив или мотивация – это то, что побуждает человека к деятельности, то, ради чего совершаются те или иные поступки. Мотивы запоминания могут быть разными. 

    Например, можно запомнить материал, для того чтобы сдать экзамен и отделаться, наконец, от него. Другой вариант – запомнить материал, потому что он будет необходим в будущем, будет использоваться в работе и т.п.

    Мотивы тесно связаны с потребностями, целями и эмоциями человека. Необходимо заметить, что роль мотивов и потребностей в процессе запоминания и сохранения информации зависит от того, насколько данный мотив связан с данным человеком, насколько он включён в его систему ценностей, значим для него.

    Тесно связана с проблемой мотивации в запоминании и проблема интереса к материалу запоминания. Прежде чем запоминать - важно захотеть запоминать, заинтересоваться материалом запоминания. 

    Ребёнок плохо запоминает цифры, иностранные слова? Так ли уж плоха на самом деле его память? Не замечали ли вы, как здорово он помнит марки автомобилей и номера их моделей, количество очков, набранное футбольными командами в мировом первенстве и названия (и даже слова) песен любимых музыкальных групп? Запоминание того, что действительно интересно, происходит как будто бы само по себе, без усилий и без применения специальных техник.

    Вернёмся к непроизвольной памяти. Известно также, что непроизвольная память различна в разные периоды жизни человека: она лучше в детском возрасте и, как правило, постепенно ухудшается по мере старения человека. Однако механизмы непроизвольного запоминания информации действуют, конечно, в течение всей жизни человека. И человеческий мозг, как и мозг высокоразвитых животных, запечатлевает, по-видимому, абсолютно всю информацию, которую он воспринимает. 

    У ребёнка же непроизвольное запоминание предшествует произвольному. Ребёнок непроизвольно усваивает и хранит в памяти огромное количество знаний об окружающем мире. Формирование его навыков, словаря, формирование речи целиком основаны на процессах непроизвольного запоминания. При этом ведущая роль принадлежит игре, поэтому, работая с детьми, полезно включать материал, подлежащий запоминанию, в игровые ситуации.

    1.3. Классификации памяти.

    Классифицировать виды памяти можно по различным параметрам. Разделение памяти на произвольную и непроизвольную – это её классификация по уровню управления или уровню регуляции. По длительности хранения информации процессы памяти подразделяются на три категории: память сенсорную (кратковременное запечатление следов), Память кратковременную (процессы запечатления, которые длятся несколько минут) и память долговременную (длительное сохранение следов).

    Память сенсорная (от лат. Sensus – чувство, ощущение) – подсистема памяти, обеспечивающая удержание информации, поступающей о органов чувств в течение очень короткого времени (менее одной секунды). В зависимости от вида сенсорная информация подразделяется в свою очередь на иконическую (зрение), эхоическую (слух) и др. Предполагается, что в сенсорной памяти удерживаются физические признаки информации.

    Память кратковременная – подсистема памяти, обеспечивающая оперативное удержание и преобразование данных, поступающих из органов чувств и из долговременной памяти. Необходимым условием перевода памяти из сенсорной в кратковременную считается обращение ан него внимания.

    Долговременная память (ДП) обеспечивает продолжительное удержание знаний, а также сохранение умений и навыков и характеризуется огромным объёмом хранимой информации. Экспериментальные данные показывают, что в ДП одновременно действуют несколько форм организации знаний. Организовано это хранилище знаний подобно огромной библиотеке, в которой для поиска нужной книги существует большое количество каталогов – своеобразных ключей или кодов, с помощью которых мы обращаемся к хранилищу книг (каталоги по авторам, по названиям, по темам и т.п.). Конечно, хранение...

    Забрать файл

    Похожие материалы:


ПИШЕМ УНИКАЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Заказывайте напрямую у исполнителя!


© 2006-2016 Все права защищены