З.Фрейд. Введение в психоанализ. Лекции 1-15.

    Дисциплина: Психология
    Тип работы: Реферат
    Тема: З.Фрейд. Введение в психоанализ. Лекции 1-15.

    Перевод Г.В.Барышниковой.

    Литературная редакция Е.Е.Соколовой и Т.В.Родионовой

    СПб., Алетейя СПб, 1999

    СОДЕРЖАНИЕ

    Часть первая. Ошибочные действия

    Предисловие

    Первая лекция. Введение

    Вторая лекция. Ошибочные действия

    Третья лекция. Ошибочные действия (продолжение)

    Четвертая лекция. Ошибочные действия (окончание)

    Часть вторая. Сновидения

    Пятая лекция. Трудности и первые попытки понимания

    Шестая лекция. Предположения и техника толкования

    Седьмая лекция. Явное содержание сновидения и скрытые его мысли

    Восьмая лекция. Детские сновидения

    Девятая лекция. Цензура сновидения

    Десятая лекция. Символика сновидения

    Одиннадцатая лекция. Работа сновидения

    Двенадцатая лекция. Анализ отдельных сновидений

    Тринадцатая лекция. Архаические черты и инфантилизм сновидения

    Четырнадцатая лекция. Исполнение желания

    Пятнадцатая лекция. Сомнения и критика

    ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

    ОШИБОЧНЫЕ ДЕЙСТВИЯ (1916 [1915])

    ПРЕДИСЛОВИЕ

    Предлагаемое вниманию читателя “Введение в психоанализ” ни в коей мере не претендует на соперничество с уже имеющимися сочинениями в этой области науки (Hitschmann. Freuds

    Neurosenlehre. 2 Aufl., 1913; Pfister. Die psychoanalytische Methode, 1913; Leo Kaplan. Grundz\"uge der Psychoanalyse, 1914; Regis et Hesnard. La psychoanalyse des nevroses et des

    psychoses, Paris, 1914; Adolf F. Meijer. De Behandeling van Zenuwzieken door Psycho-Analyse. Amsterdam, 1915). Это точное изложение лекций, которые я читал в течение двух зимних семестров

    1915/16 г. и 1916/17 г. врачам и неспециалистам обоего пола.

    Все своеобразие этого труда, на которое обратит внимание читатель, объясняется условиями его возникновения. В лекции нет возможности сохранить бесстрастность научного трактата.

    Более того, перед лектором стоит задача удержать внимание слушате-

    лей в течение почти двух часов. Необходимость вызвать немедленную реакцию привела к тому, что один и тот же предмет обсуждался неоднократно, например в первый раз в связи с

    толкованием сновидений, а затем в связи с проблемами неврозов. Вследствие такой подачи материала некоторые важные темы, как, например, бессознательное, нельзя было исчерпывающе

    представить в каком-то одном месте, к ним приходилось неоднократно возвращаться и снова их оставлять, пока не представлялась новая возможность что-то прибавить к уже имеющимся знаниям о

    них.

    Тот, кто знаком с психоаналитической литературой, найдет в этом “Введении” немногое из того, что было бы ему неизвестно из других, более подробных публикаций. Однако потребность

    дать материал в целостном, завершенном виде вынудила автора привлечь в отдельных разделах (об этиологии страха, истерических фантазиях) ранее не использованные данные.

    Вена, весна 1917 г.

    З. Фрейд

    ПЕРВАЯ ЛЕКЦИЯ

    ВВЕДЕНИЕ

    Уважаемые дамы и господа! Мне неизвестно, насколько каждый из вас из литературы или понаслышке знаком с психоанализом. Однако само название моих лекций — “Элементарное введение в

    психоанализ” — предполагает, что вы ничего не знаете об этом и готовы получить от меня первые сведения. Смею все же предположить, что вам известно следующее: психоанализ является одним из

    методов лечения нервнобольных; и тут я сразу могу привести вам пример, показывающий, что в этой области кое-что делается по-иному или даже наоборот, чем принято в медицине. Обычно, когда

    больного начинают лечить новым для него методом, ему стараются внушить, что опасность не так велика, и уверить его в успехе лечения. Я думаю, это совершенно оправданно, так как тем самым

    мы повышаем шансы на успех. Когда же мы начинаем лечить невротика методом психоанализа, мы действуем иначе. Мы говорим ему о трудностях лечения, его продолжительности, усилиях и жертвах,

    связанных с ним. Что же касается успеха, то мы говорим, что не можем его гарантировать, поскольку он зависит от поведения больного, его понятливости, сговорчивости и выдержки.

    Естественно, у нас есть вес-

    кие основания для такого как будто бы неправильного подхода к больному, в чем вы, видимо, позднее сможете убедиться сами.

    Не сердитесь, если я на первых порах буду обращаться с вами так же, как с этими нервнобольными. Собственно говоря, я советую вам отказаться от мысли прийти сюда во второй раз. Для

    этого сразу же хочу показать вам, какие несовершенства неизбежно присущи обучению психоанализу и какие трудности возникают в процессе выработки собственного суждения о нем. Я покажу вам,

    как вся направленность вашего предыдущего образования и все привычное ваше мышление будут неизбежно делать вас противниками психоанализа и сколько нужно будет вам преодолеть, чтобы

    совладать с этим инстинктивным сопротивлением. Что вы поймете в психоанализе из моих лекций, заранее сказать, естественно, трудно, однако могу твердо обещать, что, прослушав их, вы не

    научитесь проводить психоаналитическое исследование и лечение. Если же среди вас найдется кто-то, кто не удовлетворится беглым знакомством с психоанализом, а захочет прочно связать себя с

    ним, я не только не посоветую это сделать, но всячески стану его предостерегать от этого шага. Обстоятельства таковы, что подобный выбор профессии исключает для него всякую возможность

    продвижения в университете. Если же такой врач займется практикой, то окажется в обществе, не понимающем его устремлений, относящемся к нему с недоверием и враждебностью и ополчившем

    против него все скрытые темные силы. Возможно, кое-какие моменты, сопутствующие войне, свирепствующей ныне в Европе, дадут вам некоторое представление о том, что сил этих — легионы.

    Правда, всегда найдутся люди, для которых новое в познании имеет свою привлекательность, несмотря на все связанные с этим неудобства. И если кто-то из

    вас из их числа и, несмотря на мои предостережения, придет сюда снова, я буду рад приветствовать его. Однако вы все вправе знать, какие трудности связаны с психоанализом.

    Во-первых, следует указать на сложность преподавания психоанализа и обучения ему. На занятиях по медицине вы привыкли к наглядности. Вы видите анатомический препарат, осадок при

    химической реакции, сокращение мышцы при раздражении нервов. Позднее вам показывают больного, симптомы его недуга, последствия болезненного процесса, а во многих случаях и возбудителей

    болезни в чистом виде. Изучая хирургию, вы присутствуете при хирургических вмешательствах для оказания помощи больному и можете сами провести операцию. В той же психиатрии осмотр больного

    дает вам множество фактов, свидетельствующих об изменениях в мимике, о характере речи и поведении, которые весьма впечатляют. Таким образом, преподаватель в медицине играет роль

    гида-экскурсовода, сопровождающего вас по музею, в то время как вы сами вступаете в непосредственный контакт с объектами и благодаря собственному восприятию убеждаетесь в существовании

    новых для нас явлений.

    В психоанализе, к сожалению, все обстоит совсем по-другому. При аналитическом лечении не происходит ничего, кроме обмена словами между пациентом и врачом. Пациент говорит,

    рассказывает о прошлых переживаниях и нынешних впечатлениях, жалуется, признается в своих желани...

    Забрать файл

    Похожие материалы:


ПИШЕМ УНИКАЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Заказывайте напрямую у исполнителя!


© 2006-2016 Все права защищены