Концепция Вирджинии Сатир в рамках семейной психотерапии

    Дисциплина: Психология
    Тип работы: Реферат
    Тема: Концепция Вирджинии Сатир в рамках семейной психотерапии

    Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина

    РЕФЕРАТ

    на тему:

    КОНЦЕПЦИЯ ВИРДЖИНИИ САТИР В РАМКАХ

    СЕМЕЙНОЙ ПСИХОТЕРАПИИ

    Студентки

    факультета социологии и социальной работы 51 группы

    Шельменцевой Татьяны

    Преподаватель:

    Аверьянов А.И.

    Тамбов 2001

    СОДЕРЖАНИЕ

    §1.

    Концепция Вирджинии Сатир

    Положение

    1: Влияние родительской семьи на человека

    Положение

    2: Семья как система

    Положение

    3: Низкая самооценка

    Положение

    4: Потенциал целостной личности

    Положение

    5: Процессуальный подход

    Положение

    6: Процесс изменений

    § 2. Психотерапевтический процесс по методике Сатир

    1. Начальная стадия

    2. Промежуточная стадия

    Заключительная стадия

    Литература

    Вирджиния Сатир внесла большой вклад в развитие пси­хотерапии: она стояла у истоков семейной психотерапии, оказала сильнейшее

    влияние на сам психотерапевтический процесс, привнеся сюда новые техники, и способствовала установлению мира на Земле, используя в масштабе между­народных отношений

    психотерапевтические техники для работы в семье.

    §1.

    Концепция Вирджинии Сатир

    Отправным пунктом для своей концепции Сатир избрала влияние старших в семье и чувство отверженности. Все учение Сатир можно свести к шести основным идеям:

    Семья, в которой мы выросли, во многом определяет наше поведение и установки.

    Семья

    — это система, а потому она стремится к равно­весию, для поддержания которого порой в ход идет навязывание ролей членам семьи, система запретов или нереальные ожидания (в

    этом случае потребности членов семьи вступают в конфликт друг с другом, и нарушения обеспечены).

    Нарушения в системе семьи порождают низкую самооценку и защитное поведение, так как человек все равно будет стремиться повысить самооценку и оберегать ее от нападок

    извне.

    4. В каждом человеке достаточно сил для личностного

    роста и здоровой активной жизни.

    Всегда есть возможности для личностного роста, но

    психотерапевтическую работу нужно проводить на уровне

    «процессов», а не «содержания».

    Процесс изменений захватывает всего человека и включает несколько стадий.

    А теперь обо всём более подробно.

    Положение

    1: Влияние родительской семьи на человека

    Семья, в которой мы выросли, во многом определяет

    наше поведение и установки.

    Сатир замечала, что на протяжении многих веков семья была крайне иерархичной по своей сути, это порождало не­равенство, узурпацию власти, дисгармонию в отношениях, конформизм и

    сводило на нет понятие уникальности чело­века как личности. В системах с жесткой иерархией:

    кто-то один захватывает всю власть и навязывает един­ственно правильный способ «как жить», который все обяза­ны брать за образец;

    в трудный момент нужно найти человека, которого можно обвинить во всех грехах;

    перемены недопустимы.

    Подобная система и в грош не ставит неповторимую ин­дивидуальность человека с его оттенками темперамента, та­лантами,

    интересами, мыслями, чувствами и потребностями. При таком положении дел теряется индивидуальность, по­тому что все члены системы, и «правитель» в том числе, дол­жны принести частичку

    самобытности в жертву системе.

    Сатир указывала, что в системах, где отношения строят­ся на безоговорочном доминировании одного человека и пол­ном подчинении остальных или

    же когда налицо превосход­ство кого-то одного над другими, неизбежна узурпация вла­сти, что может повлечь за собой нарушения системы. В этом случае совершенно не важно хорошие

    отношения между людьми или плохие. К примеру, отношения между мужем и женой, родителем и ребенком, врачом и пациентом, учите­лем и учеником могут быть вполне теплыми и, тем не менее,

    порождать узурпацию власти, если предполагается, что кто-то важнее всех остальных. Ребенок, делающий первые шаги в неизвестном для него мире, конечно же, слабее своих роди­телей, а

    потому он очень болезненно реагирует на то, когда другие считают его слабым. Особенно если родители просто не знают, как дать ребенку понять, что они уважают его чув­ства, желания и

    мнения.

    Жестко иерархичная система абсолютно не считается с индивидуальными различиями и уникальностью человека. Члены этой системы не вольны

    искренне выражать свои чув­ства, но, чтобы не стать изгоями, обязаны подчиняться авторитетам.

    В жестко иерархической системе причинно-следственные связи строго прямолинейны, у каждого события есть только одна причина. Так, ребенок в семье подчас становится при­чиной

    якобы всех семейных неурядиц.

    Другая отличительная черта жестко иерархичных си­стем

    — неприятие перемен. Перемены здесь недопустимы, считается, что они таят в себе скрытую угрозу и могут на­влечь большие неприятности. Система опирается на посту­лат, что

    единственный путь обеспечить себе безопасность

    — это всячески поддерживать существующий порядок, избегая любых перемен и сопротивляясь им. А поскольку в семьях, где подрастают дети, перемены неизбежны, родители

    посто­янно сталкиваются с необходимостью как-то реагировать на эти перемены; пугаясь же их, родители делаются все более властными и суровыми.

    Положение

    2: Семья как система

    Семья

    — это система. Как всякая система, она стремится к равновесию, ради поддержания которого навязываются роли, насаждаются запреты, появля­ются нереалистичные ожидания; в

    этом случае потребности отдельных членов семьи не удовлетво­ряются и, наконец, система дает сбой.

    Семья

    — это система, неизменно стремящаяся к равнове­сию и плотно держащая человека в своих тисках; впервые Сатир осознала это в

    1951 г., проводя психотерапевтические сеансы с молодой женщиной, которую считали больной ши­зофренией. Пока сеансы проводились один на один с паци­енткой, дело шло на

    поправку, но как только Сатир привлек­ла к психотерапии мать девушки, все достижения пошли пра­хом, то же самое случилось, когда она пригласила отца. Но по-настоящему Сатир поняла

    механизм внутреннего взаимо­действия этой семьи лишь тогда, когда появился последний ее член

    — брат. Когда все были в сборе, стало очевидным, что родители возвели сына в ранг божества, в то время как дочь превратилась в «мальчика для битья»

    Опыт, полученный Сатир при работе с этой семьей, по­служил базой для развития концепции о том, что семья

    — это система, новое целостное образование, а не просто сумма от­дельных ее составляющих, нужды которой могут всецело подавлять нужды отдельного ее члена.

    Сатир убедилась, что рассогласованные семейные систе­мы поддерживают внутреннее равновесие с помощью навя­занных ролей, запретов и жестких правил,

    непререкаемых законов и нереалистичных ожиданий.

    Навязанные роли

    Сатир изложила свою концепцию навязанных патологи­ческих ролей в книге «Психотерапия в семье»

    (1983), где взя­ла в качестве примера семью из трех человек, члены которой были разобщены и относились друг к другу с опаской и не­доверием. Родители видели в ребенке

    лишь возможность удовлетворения своих личных потребностей, вменяя ему в обязанность быть то «своим парнем», то «союзником мамы», то «союзником папы», «курьером» или «миротворцем». В

    результате дети, заклейменные «скверными, больными или сумасшедшими», нередко и ведут себя соответстве...

    Забрать файл

    Похожие материалы:


ПИШЕМ УНИКАЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Заказывайте напрямую у исполнителя!


© 2006-2016 Все права защищены