Курс лекций по социальной психологии

    Дисциплина: Психология
    Тип работы: Реферат
    Тема: Курс лекций по социальной психологии

    Курс лекций

    по

    \"Социальной

    психологии\"

    Тема

    1. Предмет и задачи социальной психологии как науки.

    Вопросы: 1. Место и роль социальной психологии в системе научного знания.

    2. Предмет, задачи и методология социальной психологии.

    Место социальной психологии в системе научного знания. Взаимосвязь социальной психологии с социологией и общей психологией (интрадисциплинарный и интердисциплинарный подходы).

    Взаимо­связь социальной психологии с другими науками и отраслями психологии (с практической и прикладной психологией). Синтезирующая роль социальной психологии в системе научного, в том

    числе психологического знания.

    Структура общественного сознания и роль общественной психологии в его функционировании: обыденное и теоретическое сознание, идеология и общественная психология, их соотношение.

    Виды социально-психологического знания: обыденное, житейское, философское, эстетическое, эзотерическое (внутреннее), практико-методическое («Карнеги-знание»),

    научно-теоретическое.

    Особенности формирования

    и развития социально-психологических явлений и их влияние на жизнедеятельность людей (социальная и деятельностная обусловленность). Типология

    социально-психологических явлений: 1.По носителям: в больших и малых группах; в неорганизованных группах (массовидные явления психики); 2. По уровням: рациональные, эмоциональные,

    упорядоченные и неупорядоченные (массовидные); 3. По динамике: динамичные, статичные, динамостатичные; 4. По содержанию: осознанные и неосознанные.

    Основные точки зрения на объект и предмет социальной психологии: социологический, общепсихологический, точка зрения Б.Д.Парыгина. Социальное взаимодействие людей, как объект

    социальной психологии.

    Законо­мерности социально-психологических явлений, связанных с включением личности в большие и малые социальные группы. Предмет социальной психологии:

    закономерности поведения и деятельности (социального взаимодействия) людей, включенных в различные социальные группы, а также социально-психологические особенности функционирования этих

    групп и личности в них.

    Структура социальной психологии как науки (основные социально-психологические проблемы): закономерности и механизмы общения в совместной деятельности; особенности

    социально-психологических явлений в малых группах (образование групп, групповая динамика и структура групп, межличностные отношения, лидерство и руководство группой); особенности

    социально-психологических явлений в больших группах (массовидные социально-психологические явления: этнические, классовые, профессиональные, правовые, политические, религиозные,

    нравственные и эстетические); социально-психологические проблемы личности

    (социально-психологические качества личности, социализация личности, социальные установки личности, роль личности в группе).

    Теоретические и практические задачи социальной психологии:

    1. Продолжение углубленных исследований проблем, относящихся к предмету социальной психологии во взаимодействии с другими науками; 2. Содержательный пересмотр

    социально-психологических проблем в связи с изменившимися социальными условиями в нашей стране; 3. Исследование новых социально-психологических явлений (этнических, экономических,

    классовых, политических, идеологических и др.); 4.Социально-психологические исследования изменений в массовом сознании,

    5.Анализ возрастания

    7. Обеспечение

    взаимосвязи отечественной социальной психологии с различными направлениями зарубежной социальной психологии.

    Основные уровни методологии социальной психологии и их взаимосвязь (учение о

    методах, совокупность применяемых методов, совокупность

    применяемых в науке принципов):

    I.Всеобщая (философская) методология (философские принципы, требования, вытекающие из философских законов и категорий);

    II. Общенаучные методы (анализ, синтез, индукция, дедукция, абстрагирование, аналогия, наблюдение, эксперимент и т.д.);

    III. Специальные, собственные методы социальной психологии: 1.Методы воздействия (социально-психологические тренинги); 2.

    б) методы сбора информации (наблюдение, изучение документов,

    изучение результатов деятельности, опросы, тестирование, эксперимент, социометрия и др.).;

    IV. Частные методики. Взаимосвязь методов социально-психологического исследования.

    Возрастание роли социально-психологического фактора в современных общественных преобразованиях (формирование общественного мнения и общественных настроений,

    объяснение необходимости реформирования различных систем и их последствий,

    обеспечение социальной направленности реформ и социальной защиты населения).

    Основные категории:

    социальная психология, общественное сознание, социально-психологическое знание, предмет и объект социальной психологии, задачи социальной

    психологии, методология социальной психологии, методы социально-психологического исследования.

    Контрольные вопросы:

    Что является методологией социальной психологии?

    Литература:

    Обязательная:

    Дополнительная:

    трудах отечественных психологов: Хрестоматия. СПб, 2000.

    Тема

    2. История формирования и современное состояние социаль­ной психологии

    Вопросы: 1. История становления и развития социально-психологических идей. 2. Экспериментально-теоретическое развитие социальной психологии ( с 20-х гг. ХХ века по настоящее

    время).

    Истоки социально-психологических идей в античной философии и в социально-философской мысли нового времени. Первые социально-психологические теории и отражение в них общего уровня

    развития психологической науки.

    Описательный этап возникновения социально-психологического знания (6 в. до н. э.- середина Х

    IХ века): 1 период

    б) линия эгоцентризма Аристотеля

    (индивидуалистическая концепция – решая общественные проблемы, нужно идти от интересов индивида к массе); 2 период (средние века и эпоха Возрождения): а) индивидуалистическая линия

    А.Смит – движущими силами общественной жизни является стремление индивидов к

    удовлетворению собственных интересов, а общество это зеркало для индивидуальной самооценки); б) социоцентристская линия

    (Дж.Вико, Прудон, Макиавелли, К.Гельвеций, Л.Фейербах и др. – общественная среда формирует личность, ее характер, потребности, межличностные отношения).

    Этап относительно самостоятельного становления социально-психологического знания (60-е гг. Х1Х в. – 20-е годы ХХ века): «Психология народов» (М.Лацарус, Г.Штейнталь) – главная сила

    истории народ, «дух целого», душа индивида это часть народной души. Развитие этой теории В.Вундтом и А.Потебней; «Психология масс» (Г.Лебон, С.Сигеле) – основой социального поведения

    является подражание (от Г.Тарда), индивид в массе (в толпе) обезличен, чувства преобладают, интеллект и ответственность утрачиваются, массе нужен вождь поскольку она хаотична,

    неупорядочена); «Теория инстинктов социального поведения»

    (У.Мак- Дауголл) – «гормэ» (врожденные инстинкты) определяют поведение и эмоции людей (борьбы-страх, бегства-самосохранение, воспроизведения рода-ревность, робость,

    приобретения-чувство собственности, стадности-чувство принадлежности и т.д.).

    Общественные и научные (создание ...

    Забрать файл

    Похожие материалы:


ПИШЕМ УНИКАЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Заказывайте напрямую у исполнителя!


© 2006-2016 Все права защищены