Люди, которые смеются, и люди, над которыми смеются
Дисциплина: ПсихологияТип работы: Реферат
Тема: Люди, которые смеются, и люди, над которыми смеются
Министерство образования Российской Федерации
САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра культурологии и эстетики
Р Е Ф Е Р А Т
Люди
которые смеются
Люди
над которыми смеются
Студент
-ИЭ-8
Альперт Владимир
Научный руководитель
Муравец В
С а м а р а
1997
Лист
TOC \\o \"1-1\"
I. Вступление
..................................................................................................................................
GOTOBUTTON _Toc375906539
PAGEREF _Toc375906539 3
II. Люди, которые смеются
....................................................................................................
GOTOBUTTON _Toc375906540
PAGEREF _Toc375906540 4
III. Люди, которые не смеются
.............................................................................................
GOTOBUTTON _Toc375906541
PAGEREF _Toc375906541 5
IV. Смешное в природе
.............................................................................................................
GOTOBUTTON _Toc375906542
PAGEREF _Toc375906542 8
V. Физическое существо человека
.................................................................................
GOTOBUTTON _Toc375906543
PAGEREF _Toc375906543 8
VI. Комические характеры
.....................................................................................................
GOTOBUTTON _Toc375906544
PAGEREF _Toc375906544 9
VII. Пародирование
.....................................................................................................................
GOTOBUTTON _Toc375906545
PAGEREF _Toc375906545 16
VIII. Заключение
.............................................................................................................................
GOTOBUTTON _Toc375906546
PAGEREF _Toc375906546 18
Смех осуществляется при наличии двух величин: смешного объекта и смеющегося субъекта – человека. Мыслители
веков, как правило, изучали или одну сторону проблемы, или другую. Комический объект изучался в трудах по эстетике, смеющийся субъект – в трудах по психологии. Между тем
комизм определяется не тем и не другим в отдельности, а воздействием объективных данных на человека. О важности психологического фактора не раз писалось в эстетиках. Конечно,
серьезные люди станут отрицать важность юмора, пренебрежительно спрашивая,
какая польза в простой шутке. Но тут они серьезно заблуждаются. Шутка часто может служить нескольким целям, не только полезным, но и жизненно важным. Она может
помочь запомнить урок, который иначе бы забылся, снять напряженность ситуации и тем самым предотвратить конфликт. Она может в, конце концов, помочь отличить важное от неважного. В
мире должно быть место юмору, поэтому надо понять его механизм и функции, но не забывая при этом, что серьезным может быть каждый, но чтобы смешить, нужен ум.
Возникновение смеха есть некоторый процесс, в котором должны быть изучены все вызывающие его условия и причины. По Бергсону, смех наступает как бы с точностью закона
природы: он возникает всегда, когда для этого есть причина. Ошибочность этого довольно очевидна: причина для смеха может быть дана, но при этом могут оказаться люди, которые смеяться
не будут
и которых рассмешить окажется невозможным. Смех часто возникает как отклонение от привычных, явлений, норм , но трудность состоит в том, что связь между
комическим объектом и смеющимся человеком не обязательна и не закономерна. Там, где один смеется, другой смеяться не будет. Бергсон заметил, что не существует комического
вне человеческого: ”Я спрашиваю себя, как такой важный по простоте факт
не привлек к себе большого внимания мыслителей. Некоторые из них определяли человека как
“животное, умеющее смеяться”. Они могли бы также определить его как животное, способное вызывать смех, потому что если какое-нибудь животное вызывает наш смех, то
это происходит только благодаря их сходству с человеком, благодаря печати, которую человек на них накладывает, или благодаря тому значению, которое дает им человек.” Так как комизм и
комичность характеризует людей, то можно их разделить на тех, кто смеется и кто не смеется, на тех кто вызывает смех и на тех кто не вызывает смеха.
Все, вероятно, могли наблюдать, что есть люди или группы людей, склонные к смеху, и люди, к смеху не расположенные. Мы ограничим себя несколькими выборочными
примерами.
Совершенно очевидно, что существует
национальные особенности юмора, что в пределах каждой из национальных культур разные социальные слои обладают различным чувством юмора и разными средствами его
выражения. К смеху более склонны люди молодые и менее склонны старые, хотя надо сказать, что мрачные юноши и веселые старички и старушки все же отнюдь не редкость. Девушки –
подростки, когда они собираются, много смеются и веселятся по самым, казалось бы, ничтожным поводам.
Люди, которые смеются
Прирожденные юмористы, люди, одаренные остроумием и способностью смеяться, есть во всех классах общества. Они не только сами умеют смеяться, но и умеют веселить других.
Вот как описывают братья Соколовы церковного старосту Василия Васильевича Богданова одной из деревень Белозерского края: ”Маленький, рыжеватый мужчина лет за тридцать, на вид
несколько дурковатый, но под этой личиной скрывающий большую находчивость и хитрость. Он вечно подмигивает, подтрунивает. ” Он хорошо знал подноготную жизнь сельского духовенства и
отразил это в своих сказках, рассказывая их так, что слушатели сами понимали скрытые в его сказках намеки.“
При этом Вас. Вас. не упускал случая затронуть даже здесь присутствующих лиц, чем вызывал особую веселость у слушателей.” Это определенный, распространенный тип
сказочника–остряка и балагура.
В Москве 50–х годов прошлого века знаменитостью был артист, писатель и рассказчик Иван Федорович Горбунов, который в любой момент мог импровизировать сценки из московской
жизни так, что окружающие дружно и громко хохотали, наслаждаясь меткостью его наблюдений и точностью его имитации. Наличие юмористической жилки – один из признаков талантливости
натуры.
Приведенные примеры иллюстрируют наблюдения, что есть люди, в которых имеющийся в жизни комизм непременно вызывает реакцию смеха. Способность к такой реакции есть в целом
явление положительного порядка; оно есть проявление любви к жизни и жизнерадостности.
III.
Есть люди не расположенные к смеху. Причины этого могут быть различные. Если смех есть один из признаков общечеловеческой одаренности, если к смеху способны одаренные и
вообще нормальные живые люди, то неспособность к смеху может быть объяснена как следствие тупости и черствости. Неспособные к смеху люди в каком-нибудь отношении бывают
неполноценными. Может ли смеяться чеховский Пришибеев или человек в футляре Беликов, или полковник Скалозуб? Они смешны, мы над ними смеемся, но если вообразить их в жизни, то
очевидно, что к смеху такие люди неспособны. По-видимому, есть некоторые профессии, лишающие ограниченных людей способности смеяться. Это в особенности те профессии, которые обле...