Ораторское искусство

    Дисциплина: Психология
    Тип работы: Реферат
    Тема: Ораторское искусство

    Деятельность

    человека,

    профессия которого связана с постоянным

    произнесением речей, чтением лекций и докладов,

    просто н

    емыс

    лима без основательных знаний принципов и

    правил

    ораторс

    кого искусства. К числу таких людей относятся

    политики,

    профессора, пре

    подаватели, прокуроры, адвокаты и др. Для них публичная речь

    главнейшее оружие. Ора

    торст

    во

    сильнейший

    рычаг культуры. Од

    нако теоретическ

    ие вопросы ораторского искусства, являющегося одним из средств человеческого познания, разработаны мало.

    Человеческое

    познание проявляется в разных формах.

    Существуют дв

    е разновидности человеческой способности

    позна

    ния: научная и художественная; есть две формы человеч

    еского мышления: логическая и образная. Наука и

    искусство, как две формы познания, взаимно дополняют друг друга.

    бличная речь

    може

    т рассматриваться как своеобразное

    произ

    ведение искусства

    , которое воздейств

    ует одновременно и н

    чувства и на сознани

    е. Если речь действует только на

    способность

    логического вос

    приятия и оценки явлений, не затр

    агивая

    чувственность сферы человека, она не способна пр

    оизводить си

    ль

    ное впечатл

    ение.

    аст

    ерство пуб

    личной речи состоит в умелом использова­

    нии

    обеи

    х форм человеческого мышления: логической и о

    бра

    тной. Искусст

    во есть мышление образами

    эт

    от закон может быть применим и к ораторскому искусству.

    Голые логические построения не м

    огут

    эмоционально воздействовать на человека. Идея речи, содержание ее доходят

    то созн

    ания через эмоциональную сферу.

    Задача оратора состоит в том, чтобы воздействовать на ч

    увства слушателей. С

    ильное чувство, переживания человека всегда затрагивают и разум, оставляя неизгладимое впечатление.

    Рассудочная

    эмоциональная

    сферы

    восприятия органически взаимосвязаны. Настоящая публичная речь должна

    волновать и возбуждать не только мысли, но и чувства.

    Важнейшим условием ораторского искусства является у

    мение пользоваться образами и картинами. Без этого речь

    все

    гда бле

    дна и скучна, а главное

    еспособна воздейст

    вовать па чу

    вс

    тва

    и через них на разум.

    Речь, состоящая из одних рассуждений, не может удержаться в голо

    ве лю

    дей, она быстро исчезает из памяти. Но если в ней

    был

    и картины

    и образы, этого не случится. Только краски и образы могут создать живую речь, такую, которая способна произвести впечатление на слушателей. Живое изображение

    действительности есть ду

    ша по

    винно ораторского искусства.

    Книга

    Сопера

    \"Основы искусства речи

    \" представляет собой систематизированное

    пособие для всех, изучающих

    вопросы

    ораторского мастерства. Цель автора

    дать практические наставления и реком

    ен

    дации по подготовке публичных выступлен

    ий. Он исходит

    из

    мысли,

    что его

    пособие

    является лишь п

    одготовительной ступенью

    для тех, кто решил овладеть тайнами ораторского искусства, и поэтому ограничивается

    задачей

    выработки у учащегося

    первичных

    навыков вы­ступления и преодоления укорен

    ившихся или укореняющихся недостатков речи.

    Главное, по его мнению,

    это развитие в начинающем

    ораторе чувства взаимообщения со слушателями,

    характерного для обычной беседы. Но такое простое на первый

    взгляд требование

    Сопер развивает в стройную и связанную

    в неразрывное целое систему методических правил и советов, которые облегчают задачи, стоящие перед новичком-оратором. В

    нимание

    и интерес аудитории к выступлению

    оратора, готовность воспринять, что он говорит, желание согласиться с ним и последовать его предложениям автор понимает не как заранее обеспеченное и неизменно

    сопутствую

    щее выступлению, а как нечто такое, за что оратор с первого до последнего слова должен бороться, непрестанно поддерживая психологический контакт со слушателями, непрерывно

    возбуждая и заостряя интерес, добиваясь их расположения, преодолевая безразличие, критические или просто недоб­рожелательные установки аудитории и, в конечном счете, развлекая,

    удовлетворяя любознательность, воодушевляя, убеждая и призывая к действию

    в зависимости от мотивов выступления. Цель речи является основным конструктивным элементом, положенным в осно

    ву деления речей на развлекательные

    ., информационные,

    воодушевляющие, убеждающие, склоня­ющие к действию. В связи с указанными предпосылками автор отводит в своей работе весьма значительное место вопросам психологии

    внимания и психологии слушателя вообще.

    Книга содержит почти исчерпывающий свод практических наставлений по вопросам, неизбежно возникающим на пути к овладению доходчивым,

    впечатляющим и

    воздействующим живым

    словом.

    Первое

    ее издание вышло в

    1958

    году и стало библиографическо

    ю редкостью. Второе

    небольшим тиражом

    лишь в

    1991

    ВНЕ

    ШНИЙ

    ОБЛИК ОРАТОРА

    Лектор Сэм

    Сэнфорд однажды

    рассказал о случае, происшедшем

    в фойе гостиницы городка, где он дол­жен был выступать. Молоденькая

    продавщица

    табач­ного киоска, где он покупал газету, радостно объявила ему, что вечером собирается послушать лекцию профес­сора

    Сэнфорда. Узнав, что перед ней сам Сэнфорд, де­вушка внимательно окинула его взглядом

    сказала: «Ну что ж... Все-таки я пойду».

    счастью для хороших

    ораторов (не для плохих), м

    нение о

    них составляется по внешним

    данным

    во время выступления. Во всяком случае, хорошая речь на добрую четверть воспринимается чисто зрительным пу­тем. Слушатели

    присматриваются

    к оратору: как он стоит, какое у него выражение лица, какая походка, что он делает с руками. Слушатели хотят знать, что он пред­ставляет сам по себе. Наивно,

    движимые любопытством, они хотят сразу составить мнен

    ие об ораторе

    поло

    ­жительное или отрицательное

    и, сами того не созна­вая, хотят решить, будут ли их симпатии на стороне ора­тора и воспримут ли они то, что он

    им скажет. Высту­пить п

    ублично

    это значит

    дать слушателю возмож­ность поз

    накомиться с вами, как говорится, и на ра­дост

    ей на горе. Если н

    е на радость, если внешние дан­ные не только не помогут, а скорее навредят, то, надо думать, вы еще не овладели

    всем необходимым

    для публичного выступления. Но прежде

    всего следует подтвердить основной прин­цип: подлинно движущая

    и направляющая

    сила

    внеш­них данных и приемов оратора

    Заключается в его

    глубоком переживании

    взаимного общения

    с аудиторией. Настоятел

    ьная внутренняя потребность выпо

    лнить свой долг пе

    ред слушателям

    и даст для пр

    авильного внешнего

    поведения

    гораздо больше, чем нарочитые тех

    нические при

    емы. Всякие ухищрения

    в осанке, манерах, жестах никогда не создадут настоящего облика оратора, вооду­шевленного мощной иде

    ей и желанием поделиться ею с аудиторией

    ВНЕШНОСТЬ

    «С лица не воду пить...» С неказистой внешностью ора­тору приходится только мириться. Да и вовсе не нужно быть красивым, чтобы в своем деле оказаться на долж­ной высоте. Мужчина

    только выиграет от того, что не будет похож на картинку из последнего журнала мод.

    Но когда придется встать и в

    зять слово, вы должны быть уверены, что ваш внешний вид

    отвечает требова­ниям слушателей и обстановки. Ваши товарищи

    на ве­чернем собрании в клубе вряд ли ожидают...

    Забрать файл

    Похожие материалы:


ПИШЕМ УНИКАЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Заказывайте напрямую у исполнителя!


© 2006-2016 Все права защищены