Основные особенности учительской деятельности

    Дисциплина: Психология
    Тип работы: Реферат
    Тема: Основные особенности учительской деятельности

    Российский Государственный Педагогический Университет

    им. А. И. Герцена

    Реферат по педагогической психологии

    на тему:

    Основные особенности учительской деятельности

    Выполнил:

    студент

    курса

    1 группы

    Куксов Андрей

    Санкт-Петербург 2007г.

    План:

    Особенности педагогической деятельности.

    1.Учитель как субъект педагогической деятельности.

    2. 2.Взаимоотношения учителя и учащихся.

    2. 3.

    Профессиональная

    адаптация

    учителя.

    Особенности поведения учащихся

    на первых уроках.

    1.Особенности педагогической деятельности

    Сегодня педагогами называют людей, имеющих соответствующую подготовку и профессионально занимающихся педагогической деятельностью, т.е. вопросами воспитания, образования и

    обучения. Здесь следует обратить внимание на слово \"профессионально\". Педагоги занимаются педагогической деятельностью профессионально, а непрофессионально этой деятельностью

    занимаются почти все люди.

    Следует иметь в виду, что педагогика лишь наполовину наука, а наполовину искусство. Поэтому первое требование к профессиональному педагогу - наличие педагогических способностей.

    Однако у нас долго господствовало мнение, которое очень точно выражают слова известной песни: \"Когда страна прикажет быть героем - у нас героем становится любой\". Но еще Ч. Дарвин,

    вспоминая свои студенческие годы, говорил: \"Лекции д-ра

    Донкана - это нечто, о чем страшно вспомнить, лекции

    Джемсона невероятно вялы. Единственный эффект, произведенный ими на меня, состоял в том, что я решился никогда в своей жизни не читать ни одной книги и ни за что не

    изучать эти науки\". Это высказывание Ч. Дарвина показывает, какой громадный вред может нанести бездарный педагог. Вторая специфическая черта педагогической деятельности -

    многофакторность воспитательного процесса. Воспитательный процесс идет в семье, школе, при всех формальных и неформальных контактах воспитанника с другими людьми, его обращении к

    литературе, искусству, средствам массовой информации. Успех в воспитании каждого конкретного человека зависит от влияния многих факторов и условий. Однако это не принижает роли

    профессионального педагога. Он выступает главным координатором, комментатором, оппонентом, своеобразным фильтром всех воспитательных влияний. А эти функции педагог может выполнить,

    лишь будучи разносторонне образованным человеком. Третья специфическая черта воспитательного процесса - его длительность. Конечно, процесс воспитания может и идет с разной скоростью,

    но значительно форсировать его нельзя. Четвертая особенность процесса воспитания -

    концентризм в содержании воспитательной работы. Это означает, что в процессе воспитания к одним и тем же качествам личности приходится многократно возвращаться. Однако

    это не просто повторение. Известное выражение древних \"нельзя дважды войти в одну и ту же реку\" можно перефразировать так: \"Нельзя дважды поговорить с одним и тем же человеком\". Пятая

    специфическая черта воспитания заключается в том, что это активный двусторонний процесс. Воспитанник - это не только объект, но и субъект воспитания. Поэтому важнейшая задача педагога

    воспитать у учащихся постоянную потребность в самоанализе, самооценке, самовоспитании. Успешное решение этих задач требует от педагога развитой

    эмпатии, т.е. способности видеть ситуацию глазами другого человека, умение поставить себя на место своего воспитанника и взглянуть на проблему его глазами. Шестой

    особенностью воспитания является то, что результаты этого процесса малозаметны для внешнего восприятия. Проверить и оценить работу воспитателя довольно трудно. Как и все большое, она

    видится на расстоянии. И, наконец, седьмая особенность процесса воспитания: это деятельность, устремленная в будущее. Быть хорошим прогнозистом, уметь за нынешними проблемами увидеть

    проблемы завтрашние и требования, которые они предъявят к людям будущего - еще одно необходимое качество хорошего педагога.

    2. 1.Учитель как субъект педагогической деятельности.

    Учитель — организатор жизни и деятельности учеников.

    Со­

    держание деятельности учащихся вытекает из целей и задач обучения и воспитания и определяется учебным планом, про­

    граммами по предметам и примерным содержанием воспита­

    ния в средней\' общеобразовательной школе. Об основных на­

    правлениях учебной и воспитательной работы, формах и мето­дах ее организации идет речь в курсе педагогики. Педагогиче­

    ская психология рассматривает психологический аспект отбора

    учителем содержания и форм организации деятельности уча­щихся, психологический смысл роли учителя в процессе ее ор­

    ганизации.

    Отбирая содержание, формы организации учебной и вне-

    учебной деятельности в конкретном классе, учителю надо учи­

    тывать, во-первых, насколько они помогают достигнуть цели

    воспитания. Во-вторых, насколько содержание жизни коллекти­ва позволяет учащимся целесообразно с педагогической точки

    зрения удовлетворять свои потребности. И здесь очень важно не только формировать у школьников различные социально цен­

    ные потребности, но и иметь в виду те социально ценные потреб­

    ности, которые уже имеются у учащихся, например потреб­

    ность в познании, в достижении, в общении, и использовать их,

    создавать в учебной и

    внеучебной деятельности коллектива мак­симальные возможности для реализации этих потребностей, опи­

    раясь на них, формировать ряд других потребностей. Ведь в

    противном случае наличные потребности все равно реализуются

    учениками, но не всегда в социально ценных, а порой и в со­

    циально неприемлемых формах. В-третьих, необходимо, чтобы

    деятельность коллектива создавала школьникам возможности для решения актуальных для них проблем — становления само

    сознания, самоопределения, самоутверждения и т. д. И в-чет­

    вертых, насколько формы организации деятельности коллек­

    тива обладают социальной привлекательностью для учеников.

    Это важно потому, что позволяет с минимальными затрата­

    ми педагогической энергии сделать привлекательными для

    школьников, в частности для старших подростков и старшекласс­

    ников, предлагаемые им пути удовлетворения потребностей и

    решения проблем, когда они облечены, например, в формы, со­ответствующие тенденциям моды.

    Учебная и

    внеучебная деятельность учащихся будет эффек­

    тивной в воспитательном отношении тогда, когда психологиче­

    ский смысл форм ее организации имеет объединяющий харак­

    тер, т. е. для осуществления деятельности требуется объединить

    усилия членов коллектива.

    Следующее условие— социально-ориентирующий характер

    деятельности в коллективе. Имеется в виду, что она должна

    расширять видение мира школьниками, способствовать позна­

    нию ими различных сторон социальной действительности, чело­веческих отношений в их многообразии, а главное — помогать

    учащимся определять собственную позицию в мире: и в про­

    фессиональном плане, и в формировании индивидуального сти­ля жизни сегодня и стандарта их будущей жизни. В связи с этим

    очень важно, чтобы содержание учебной и

    внеучебной деятель­

    ности было проблемным, насыщенным теми вопросами, которые

    вытекают из специфических особенностей ста...

    Забрать файл

    Похожие материалы:


ПИШЕМ УНИКАЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Заказывайте напрямую у исполнителя!


© 2006-2016 Все права защищены