Проблема межличностной совместимости и межличностной срабатываемости и их психологическая природа

    Дисциплина: Психология
    Тип работы: Реферат
    Тема: Проблема межличностной совместимости и межличностной срабатываемости и их психологическая природа

    Формы

    социального контакта, влияния

    восприятия.

    В качестве клеточки анализа социальной психологии рассматривают ситуацию контакта двух или более людей. Формы контакта:

    ) простое соприсутствие, 2) обмен информацией, 3) совместная деятельность, 4) равная обоюдная или асимметричная активность. В ситуации контакта могут возникать

    социально-психологические феномены: социальное влияние (поведение одного человека подобно поведению другого); суггестия — подверженность влия

    нию, критерием суггестии является степень сходства поведения человека и установок, внушаемых ему.

    Активное социальное влияние имеет место в том случае, если в результате взаимодействия повторный ответ на проблему (

    3) более сближается с ответом другого человека (

    2), чем с собственным первоначальным ответом (

    Выделяют следующие социально-психологические феномены влияния. 1. Фацилитация — усиление энергии человека в присутствии других людей. 2. Конформность — подверженность групповому

    давлению и изменение своего поведения под влиянием других лиц, группы. Следует различать внушаемость и конформизм. Внушаемость — это непроизвольная податливость человека мнению группы

    (человек и сам не заметил, как изменились его взгляды, поведение, это происходит само собой, искренне). Конформизм — это сознательная уступчивость человека мнению большинства группы

    для избежания конфликта с ней. Различают а) внутреннюю личную конформность (усваиваемая конформная реакция) — мнение человека действительно меняется под воздействием группы, человек

    соглашается, что группа права, и изменяет свое первоначальное мнение в соответствии с мнением группы, впоследствии проявляя усвоенное групповое мнение, поведение и при отсутствии

    группы; б) демонстративное согласие с группой по разным причинам (чаще всего, чтобы избежать конфликтов, неприятностей лично для себя или близких людей, при сохранении собственного

    мнения в глубине души (внешняя, публичная

    конформность).

    3. Групповая нормализация

    — формирование усредненного группового стандарта-нормы.

    4. Экстремизацня

    — итогом обсуждения может быть не выработка средней нормы, а приближение общегруппового мнения к одному из полюсов континуума всех групповых мнений. Американцы называют этот

    феномен «Сдвиг к риску», т. е. решение, принимаемое группой, более рискованное, чем решение, принимаемое индивидуально. Если после групповой дискуссии человек возвращается к той же

    проблеме, он склонен принимать более рискованные решения, Чем до группового обсуждения.

    5. Проблема подчинения авторитету

    (если меняется статус человека и статус другого человека, то в результате меняется психологическая позиция человека).

    6. Влияние меньшинства

    (при определенных условиях влияние меньшинства может быть значительно ощутимым).

    Рассмотрим указанные феномены несколько подробнее.

    Исследования показали, что внушаемость и конформизм в той или иной степени присущи каждому человеку с детства и до конца жизни, но на степень их выраженности влияют возраст,

    пол, профессия, состав группы и пр. Под влиянием, каких факторов человек уступает группе? 1. Прежде всего влияют характеристики самого человека: в подростковом, юношеском возрастах

    конформизм самый высокий, потом снижается, после 25 лет остается у каждого человека на постоянном индивидуальном уровне: причем у женщин конформизм выше, чем у мужчин, но впрочем не

    всегда: если обсуждаемая проблема относится к разряду преимущественно женских видов деятельности, то женщины не уступают, а мужчины становятся более конформны. Уровень конформности

    зависит и от профессиональной деятельности человека. Так, высокий уровень конформности у участников оркестра (70%), а у военных выше, чем у инженеров. 2. Влияют характеристики самой

    проблемы, характеристики стимульного материала: чем сложнее, амбивалентнее стимульный материал, тем чаще проявляется конформность. Категориальные, качественные стимулы (а не

    количественные характеристики стимулов) увеличивают способность к сопротивлению групповому давлению. 3. Влияет и размер группы. Вначале предполагали, что увеличение размера группы

    приводит к росту конформности, но оказалось, что зависимость носит не прямолинейный, а экспоненциальный характер: когда к большинству присоединяется\' еще один человек, у «наивного»

    испытуемого конформность увеличивается, но в меньшей степени, нежели когда к большинству присоединялся предыдущий человек. Конформность возрастает с увеличением группы лишь до

    определенного

    предела (3—5—7 человек), после чего не растет, но и то лишь в случае, когда все члены группы воспринимаются человеком как независимые друг от друга, т. е. на конформность

    действует, прежде всего, количество воспринимаемых независимых источников информации. Влияет и степень согласия большинства. Так, при разрушении единства группового мнения, человек

    более смело сопротивляется групповому давлению. 4. Влияют взаимоотношения человека и группы на уровень конформности (так, когда люди работали за совместное вознаграждение и надо было

    принять общее решение, конформность возрастала). Чем выше степень приверженности человека группе, тем чаще проявляется конформность. Но из этого правила есть исключение: вопрос в том,

    ищет ли человек принятия со стороны группы? Если человек хочет, ищет принятия себя группой, он чаще уступает группе, и наоборот, если не дорожит своей группой, то более смело

    сопротивляется групповому давлению. Индивиды с более высоким статусом в группе (лидеры) способны довольно сильно сопротивляться мнению группы, ведь лидерство связано с некоторыми

    отклонениями от групповых шаблонов. Наиболее подвержены групповому давлению индивиды со средним статусом, лица полярных категорий более способны сопротивляться групповому

    давлению.

    В чем причина конформности? С точки зрения информационного подхода (Фестингер), современный человек не может проверить всю информацию, которая к нему поступает, и поэтому

    полагается на мнения других людей, когда оно разделяется многими. Человек поддается групповому давлению потому, что он хочет обладать более точным образом реальности (большинство не

    может ошибаться). С точки зрения гипотезы «нормативного влияния», человек поддается групповому давлению потому, что он хочет обладать некоторыми преимуществами, даваемыми членством в

    группе, хочет избежать конфликтов, избежать санкций при отклонении от принятой нормы, хочет поддержать свое дальнейшее взаимодействие с группой.

    Чрезмерно выраженный конформизм — явление психологически пагубное, человек, как «флюгер», следует за групповым мнением, не имея собственных взглядов, выступая марионеткой в чужих

    руках, либо человек реализует себя в качестве лицемерного приспособленца, способного многократно менять поведение и внешне высказываемые убеждения в соответствии с тем, «откуда ветер

    дует» в данный момент, в угоду «сильным мира сего». По мнению западных психологов, многие советские люди сформированы в направлении такого повышенного конформизма. Положительное

    значение конформизма состоит в том, что

    он выступает 1) как механизм спл...

    Забрать файл

    Похожие материалы:


ПИШЕМ УНИКАЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Заказывайте напрямую у исполнителя!


© 2006-2016 Все права защищены