Психические свойства личности и межличностные отношения

    Дисциплина: Психология
    Тип работы: Реферат
    Тема: Психические свойства личности и межличностные отношения

    Психические свойства личности

    и межличностные отношения

    Личность и структура ее психических свойств

    Понятие личности и ее свойств. Личность и общество

    Личность - система социально значимых качеств индивида, мера овла-

    дения им социальными ценностями и его способность к реализации этих

    ценностей.

    Если понятие индивида включает в себя общие качества homo sapiens -

    представителя человеческого рода как биологического вида, то понятие

    личности связано с понятием индивидуальности - с творческим преломле-

    нием в индивиде общесоциальных качеств с неповторимой системой отноше-

    ний конкретного человека к миру, с его индивидуальными способностями

    социального взаимодействия.

    Как личность человек характеризуется уровнем развития его сознания,

    соотнесенностью его сознания с общественным сознанием, которое, в свою

    очередь, определяется уровнем развития данного общества. В свойствах

    личности проявляются возможности данного человека к участию в общест-

    венных отношениях.

    Существенной стороной личности является ее отношение к обществу, к

    отдельным людям, к себе и своим общественным и трудовым обязанностям.

    Личность характеризуется уровнем осознанности своих отношений и их ус-

    тойчивостью.

    В личности существенна не только ее позиция, но и способность к

    реализации своих отношений. Это зависит от уровня развития творческих

    возможностей человека, его способностей, знаний и умений, его эмоцио-

    нально-волевых и интеллектуальных качеств.

    Человек не рождается с готовыми способностями, интересами, характе-

    ром и т.п. Эти свойства формируются при жизни человека, но на опреде-

    ленной природной основе.

    Наследственная основа человеческого организма (генотип) определяет

    его анатомо-физиологические особенности, основные качества нервной

    системы, динамику нервных процессов.

    В биологической организации человека, в его природе заложены воз-

    можности будущего его психического развития. Но человеческое существо

    становится человеком только благодаря социальной наследственности -

    благодаря освоению опыта предшествующих поколений, закрепленного в

    знаниях, традициях, предметах материальной и духовной культуры, в сис-

    теме общественных отношений.

    Природные стороны человека не следует противопоставлять его со-

    циальной его сущности. Сама природа человека является продуктом не

    только биологической эволюции, но и продуктом истории. Биологическое в

    человеке нельзя понимать как наличие в нем какой-то \"животной\" сторо-

    ны. Все природные биологические задатки человека являются человечески-

    ми, а не животными задатками.

    Но становление человека как личности происходит только в конкретных

    общественных условиях. Требования общества определяют и модели поведе-

    ния людей, и критерии оценки их поведения.

    То, что на первый взгляд представляется естественными качествами

    человека (например, черты его характера), в действительности является

    закреплением в личности общественных требований к ее поведению.

    Движущей силой развития личности являются внутренние противоречия

    между постоянно растущими общественно обусловленными потребностями и

    возможностями их удовлетворения. Развитие личности - это постоянное

    расширение ее возможностей и формирование новых потребностей.

    Уровень развития личности определяется характерными для нее отноше-

    ниями. Низкие уровни развития личности характеризуются тем, что ее от-

    ношения обусловлены в основном утилитарными, меркантильными интереса-

    ми. Наиболее высокий уровень развития личности характеризуется преоб-

    ладанием общественно значимых отношений. Регулируя свою жизнедеятель-

    ность в обществе, каждый индивид решает сложные жизненные задачи. Лич-

    ность проявляется в том, как она решает эти задачи. Одни и те же труд-

    ности, коллизии преодолеваются различными людьми разными способами

    (вплоть до преступных).

    Понять личность - это значит понять, какие жизненные задачи и каким

    способом она решает, какими исходными принципами решения этих задач

    она вооружена.

    Различаются личности социализированные - адаптированные к условиям

    своего социального бытия, десоциализированные - девиантные, отклоняю-

    щиеся от основных социальных требований (крайние формы этого отклоне-

    ния - маргинальность) и психически аномальные личности (психопаты,

    невротики, лица с задержками психического развития и с личностными ак-

    центуациями - \"слабыми местами\" в психической саморегуляции).

    Можно выделить ряд особенностей социализированной личности, находя-

    щейся в пределах психической нормы.

    Наряду с социальной приспособленностью развитая личность обладает

    личностной автономией, утверждением своей индивидуальности. В крити-

    ческих ситуациях такая личность сохраняет свою жизненную стратегию,

    остается приверженной своим позициям и ценностным ориентациям (целост-

    ность личности). Возможные психические срывы в экстремальных ситуациях

    она предупреждает системой средств психологической защиты (рационали-

    зацией, вытеснением, переоценкой ценностей и др.).

    Личность в норме находится в состоянии своего непрерывного разви-

    тия, самоусовершенствования и самореализации, постоянно открывая для

    себя новые горизонты на своем человеческом пути, испытывает \"радость

    завтрашнего дня\", изыскивает возможности актуализации своих способнос-

    тей. В трудных условиях - толерантна, способна к адекватным действиям.

    Психически уравновешенный индивид устанавливает доброжелательные

    отношения с другими людьми, проявляет чуткость к их потребностям и ин-

    тересам.

    В построении своих жизненных планов стабильная личность исходит из

    реальных возможностей, избегает завышенных притязаний. Развитая лич-

    ность обладает высокоразвитым чувством справедливости, совести и чес-

    ти. Она решительна и настойчива в достижении объективно значимых це-

    лей, но не ригидна - способна к коррекции своего поведения. На сложные

    требования жизни она способна реагировать тактической лабильностью без

    психических надломов. Источником своих удач и неудач она считает себя,

    а не внешние обстоятельства. В сложных условиях жизни она способна

    взять ответственность на себя и пойти на оправданный риск. Наряду с

    эмоциональной устойчивостью, она постоянно сохраняет эмоциональную ре-

    активность, высокую чувствительность к прекрасному и возвышенному. Об-

    ладая развитым чувством самоуважения, она способна посмотреть на себя

    со стороны, не лишена чувства юмора и философского скепсиса.

    Сознание своей обособленности позволяет индивиду быть свободным от

    произвольных преходящих социальных условий, диктата власти, не терять

    самообладание в условиях социальной дестабилизации и тоталитарных реп-

    рессий. Ядро личности связано с ее высшим психическим качеством - ду-

    ховностью. Духовность - высшее проявление сущности человека, его внут-

    ренняя приверженность человеческому, нравственному долгу, подчинен-

    ность человека высшему смыслу его бытия. Духовность личности - ее

    сверхсознание, неугасимая потребность стойкого отвержения всего низ-

    менного, беззаветная преданность возвышенным идеалам.

    Автономность личности - э...

    Забрать файл

    Похожие материалы:


ПИШЕМ УНИКАЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Заказывайте напрямую у исполнителя!


© 2006-2016 Все права защищены