Психоаналитическое исследование Э.Фромма в работе "Бегство от свободы"

    Дисциплина: Психология
    Тип работы: Реферат
    Тема: Психоаналитическое исследование Э.Фромма в работе "Бегство от свободы"

    Оглавление

    1 Исторический обзор психоаналитической философии

    1.1 Зигмунд Фрейд, психоанализ и фрейдизм

    1.2 Фрейдо-марксизм

    1.3 Неофрейдизм и его основные представители

    1.3.1 Альфред Адлер

    1.3.2 Карл Густав Юнг

    1.3.3 Карен Хорни

    1.3.4 Эрих Фромм

    2 Проблема свободы человека в работе Фромма \"Бегство от свободы\"

    2.1 Введение в проблематику работы

    2.2 Двойственность свободы

    2.3 Психологизм проблемы свободы

    2.4 Свобода в эпоху Реформации

    2.5 Современные аспекты свободы

    2.6 Механизмы бегства от свободы

    2.7 Психология нацизма

    2.8 Свобода в условиях демократии

    2.9 Теоретические основы психоанализа Фромма

    Цитируемая литература

    1 Исторический обзор психоаналитической философии

    1.1 Зигмунд Фрейд, психоанализ и фрейдизм

    ФРЕЙД ЗИГМУНД (1856--1939) -- австралийский психолог и невролог, основатель психоанализа. К концептуальному ядру теории Фрейда относятся концепция психоневроза

    и учение о психическом аппарате, базирующиеся на идее бессознательного. Бессознательное (\"Оно\") представляет собой ту часть психики, где сосредоточены инстинктивные импульсы (желания)

    и вытесненные из сознания идеи. От сознания бессознательное отгорожено областью предсознательного (разумное \"Я\" человека, память, мышление). Оно осуществляет цензуру желаний

    бессознательного и представляющих их идей, сообразуясь с реальностью внешнего мира, сопротивляется их попыткам проникнуть в сознание. А неразряженные желания, сохраняющие активность,

    находят окольные пути проникновения в сознание. К числу таких путей относятся сновидения, обмолвки, юмор, а также явления психической патологии. Другим краеугольным камнем теории

    Фрейда явилось учение о либидо и детской сексуальности. С точки зрения учения о либидо процесс психического развития человека есть в своей сущности биологически детерминированный

    процесс превращений его сексуального инстинкта. Учение Фрейда, не будучи строго философским, имеет значительный мировоззренческий потенциал. Он связан прежде всего со специфическим

    осмыслением человека и культуры. В основе его лежало убеждение Фрейда в антагонизме природного начала в человеке, сексуальных и агрессивных импульсов бессознательного, с одной

    стороны, и, с другой стороны, культуры. Причиной этого антагонизма на внутрипсихическом уровне является культура с ее идеалами, нормами, требованиями. Культура, по Фрейду, основана на

    отказе от удовлетворения желаний бессознательного и существует за счет сублимированной энергии либидо.

    Следствием такого понимания культуры стала романтическая критика ее. Фрейд приходит к заключению, что прогресс культуры ведет к уменьшению человеческого

    счастья и усилению чувства вины из-за растущих ограничений для реализации природных желаний.

    При объяснении происхождения и сущности инстинктов культуры Фрейд исходил из убежденности в подобии индивидуальных и коллективных психологических

    закономерностей, а также в одинаковости механизмов формирования нормальных и патологических явлений психики. Это позволило ему, усмотрев сходство между симптомами невроза навязчивости

    и религиозными обрядами, объявить религию \"коллективным неврозом\", а наличие в психике человека типических форм реагирования (Эдипов комплекс) и коллективных символов указывает, по

    мнению Фрейда, на реальные события в истории человечества, памятью о которых выступают данные психические феномены.

    С этих же позиций Фрейд подступается к проблеме лидерства. Он считает, что связь людей в группе имеет либидную основу. Эта либидная связь есть идентификация

    индивидов с лидером, который становится внутрипсихическим идеалом для каждого. Усваивая это идеал, человек отказывается от части собственного \"Я\" (идеал \"Я\") и объясняется с другими

    через общий всем групповой идеал -- вождя.

    Психологические и социологические взгляды Фрейда оказали значительное влияние на искусство, социологию, этнографию, психологию и психиатрию первой половины ХХ

    в [1, с. 345-346].

    ФРЕЙДИЗМ -- в расширительном понимании подразумевается классический (ортодоксальный) психоанализ, в отличие от неофрейдизма, аналитической психологии Юнга и

    индивидуальной психологии Адлера. В более строгом и точном смысле данный термин обозначает учение З. Фрейда в том виде, в каком оно было создано им в период с 1900 по 1938 гг.

    Фрейдизм, таким образом, выступает в качестве теоретической основы психоанализа как психотерапевтического метода, а также в качестве теоретического источника современных

    психоаналитических концепций. Представители классического психоанализа и поныне сохраняют приверженность основным положениям фрейдизма, в отличие от представителей неофрейдизма,

    частично отбросивших, частично переосмысливших многие из них [1, с. 346].

    ПСИХОАНАЛИЗ -- 1) в узком смысле слова -- психотерапевтический метод, разработанный З. Фрейдом в конце 90-х гг. XIX столетия для лечения психоневрозов.

    Психоанализ как метод терапии состоит в выявлении, затем доведении до сознания и переживания бессознательных травмирующих идей, впечатлений, психических комплексов. 2) В широком

    смысле слова психоанализом называют различные школы динамической психотерапии. Причем речь может идти не только о теоретических платформах этих школ, но и об институционализированном

    движении, которое осуществляется на их базе. Психоанализ как движение ведет свое начало с кружка сторонников З. Фрейда, объединившихся вокруг него в 1902 г. и основавших в 1908 г.

    Венское психоаналитическое общество. Современные преемники и подражатели этого движения относятся к так называемому \"классическому\", или \"ортодоксальному\" психоанализу -- наиболее

    многочисленному, мощному и влиятельному направлению его.

    В теоретическом плане классический психоанализ представляет собой фрейдизм, в некоторых вопросах уточненный и реформированный в 30--50-е гг. А. Фрейдом, Х.

    Хартманном, Д. Рапапортом и др. Изменения, внесенные ими, касались главным образом функций \"Я\". Их исследования привели к разработке нового теоретического аспекта, получившего

    наименование \"эго-психологии\". В отличие от Фрейда, главное внимание уделявшего бессознательным механизмам \"ОНО\", в современном классическом психоанализе большое значение придают

    предсознательным механизмам \"Я\", направленным на адаптацию к социальной среде. Весьма примечательной является также попытка формализованного изложения психоанализа Д. Рапапортом,

    стремившимся при этом также перевести понятия психоанализа в термины поведения, которыми пользовалась в 40--50-е гг. бихэвиористски ориентированная экспериментальная психология --

    основной соперник психоанализа. Д. Рапапорт старался приблизить психоанализ к канонам научности, которые диктовались пост-позитивистской философией науки.

    Другие направления (школы) психоанализа, значительно менее институционализированные и влиятельные, были основаны отделившимися от Фрейда учениками -- А.

    Адлером, О. Ранком, а также К.-Г. Юнгом, который лишь на короткое время сблизился с ним и с Венским обществом.

    Возникший в 30--40-е гг. неофрейдизм в медицине и патопсихологии укоренился незначительно, однако оказал большо...

    Забрать файл

    Похожие материалы:


ПИШЕМ УНИКАЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Заказывайте напрямую у исполнителя!


© 2006-2016 Все права защищены