Психология малой группы теоретические и прикладные аспекты

    Дисциплина: Психология
    Тип работы: Реферат
    Тема: Психология малой группы теоретические и прикладные аспекты

    Р.Л.Кричевский,

    Е.М.

    Дубовская

    Психология малой группы:

    теоретические и прикладные

    аспекты

    МГУ, 1991

    Рассматриваемая нами книга является одним из наиболее полных и тщательно проработанных пособий по психологии малой группы.

    В первой главе работы рассматриваются основные проблемы психологии малых групп, выделятся основные теоретические линии ведущихся исследований, а

    также описывается история становления научного знания в этой области социальной психологии. Кроме того, описываются методологические аспекты исследования малой группы.

    Малая группа определяется как группа, в которой общественные отношения выступают в форме непосредственных личных контактов. Нижний количественный

    предел начинается с диады. Верхний предел не установлен.

    причем предполагается, что коллектив есть особое качественное

    состояние малой группы.

    Выдвигается несколько принципов классификации малых групп по различающимся между собой основаниям, основанным на дихотомическом принципе:

    - лабораторные и естественные группы,

    - организованные (формальные) и спонтанные (неформальные) группы,

    - открытые и закрытые группы (по степени открытости),

    - стационарные и временные группы (исходя из фактора продолжительности существования),

    - членства и

    референтные группы (по степени значимости группы для индивида).

    Говоря об истории исследований малой группы, авторы выделяют следующие подходы зарубежных исследователей:

    - теория поля, берущая начало в работах К. Левина. Основной пафос исследования заключается в известном тезисе о том, что поведение личности есть

    продукт поля взаимозависимых детерминант. Структурные свойства этого поля представлены понятиями, заимствованными из топологии и теории множеств, а динамические - понятиями

    психологических и социальных сил.

    интеракционистская концепция предполагает, что группа есть система взаимодействующих индивидуумов, функционирование которых в группе описывается тремя основными

    понятиями: индивидуальной активностью, взаимодействием и отношением.

    - теория систем развивает представление о группе как о системе. Близка к предыдущему подходу, та же попытка понять сложные процессы, исходя из

    анализа основных элементов. Концептуальный аппарат теории систем позволяет описать группу как систему взаимосвязанных позиций и ролей, и рассматривает группу как открытую

    систему.

    - социометрическое направление представлено множеством эмпирических исследований внутригрупповых отношений, но влияние социометрических работ на

    развитие теории малых групп минимально.

    - психоаналитическая ориентация базируется на идеях Зигмунда Фрейда и его последователей, фокусируя внимание преимущественно на мотивационных и

    защитных механизмах личности.

    - общепсихологический подход основывается на предположении, что многие представления о человеческом поведении применимы к анализу группового

    поведения. Это касается главным образом таких индивидуальных процессов, как научение, явления когнитивной (познавательной) сферы, мотивация.

    - эмпирико-статистическое направление выводит основные понятия групповой теории из результатов статистических процедур, например, факторного

    анализа.

    - формально-модельный подход конструирует модели группового поведения, используя математический аппарат теории графов и теории множеств.

    - теория подкрепления базируется на идеях

    скиннеровской концепции

    оперантного

    обусловливания.

    В отечественной групповой психологии выделяются следующие исследовательские подходы:

    деятельностный подход. Основывается на принципе деятельности. Приложение принципа деятельности к исследованию социальной группы привело к построению ряда теорий групповой

    активности, в том числе

    стратометрической концепции групповой активности А. В. Петровского. Также упоминается предложенный М. Г.

    Ярошевским программно-ролевой подход к исследованию научного коллектива и разрабатываемая Е. М. Андреевой модель

    социально-перцептивных процессов совместной деятельности.

    - социометрическое направление широко развито, как и в зарубежной психологии. Наибольший вклад в развитие этого направления внес Я. Л.

    Коломинский, занимавшийся конструированием различных социометрических процедур.

    - параметрическая концепция была разработана Л. И. Уманским. Основная идея состоит в предположении, что поэтапное развитие малой группы

    осуществляется благодаря развитию ее важнейших социально-психологических параметров.

    - организационно-управленческий подход. Основан на представлениях о социальной организации управленческой деятельности. У истоков его стоят

    психологи ленинградской школы во главе с Е. С. Кузьминым, проведшие многочисленные прикладные исследования групп и коллективов.

    Что касается методологических принципов исследования группы, то авторы выдвигают как основные три следующих:

    - принцип деятельности,

    - принцип системности,

    - принцип развития.

    Когнитивный (познавательный) план анализа групповых феноменов признается возможным в работе с малой группой. Чтобы быть уверенным, что полученные

    данные отражают картину реальной групповой жизни, необходимы:

    - опора на определенные методологические положения по проблеме сознания,

    - учет ряда закономерностей в области социальной перцепции,

    - использование соответствующих психометрических процедур.

    Методолгические средства анализа находят приложение в особо выделяемом авторами модельном подходе к изучению группы.

    Во второй главе показано, как происходит складывание малой группы. Для этого:

    - раскрываются лежащие в его основе причины,

    - рассматривается последовательность движения группы по пути обретения ею признаков действительной коллективности,

    - описываются некоторые механизмы групповой динамики.

    Возникновение организованной малой группы рассматривается как двухступенчатый процесс, состоящий, во-первых, в объявлении ее в качестве

    формального, официального звена социальной организации и, во-вторых, в наполнении ее конкретными индивидами, способными квалифицированно решать организационные задачи.

    Далее рассматривается

    этапность развития малой группы. При этом выделяются следующие модели

    коллективообразования:

    стратометрическая концепция А. В. Петровского, выдвигает в качестве критериев построения

    типологии групп во-первых, степень опосредованности межличностных отношений содержанием совместной деятельности и, во-вторых, общественную значимость деятельности.

    Развитие группы описывается как движение в своеобразном континууме, положительным и отрицательным полюсами которого являются соответственно коллектив (высокие позитивные показатели по

    обоим критериям) и корпорация (высокий позитивный показатель по первому и высокий негативный показатель по второму критерию). В центре располагается диффузная (неопределенная) группа,

    а промежуточные положения занимают

    просоциальная и асоциальная ассоциации.

    - параметрический подход, предложенный Л. И. Уманским, основан на представлении о социально-психологических параметрах группы, являющихся

    своеобразными критериями - отличительными признаками развития группы как коллектива. К числу таких пар...

    Забрать файл

    Похожие материалы:


ПИШЕМ УНИКАЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Заказывайте напрямую у исполнителя!


© 2006-2016 Все права защищены