Психофизиология социальной адаптации

    Дисциплина: Психология
    Тип работы: Реферат
    Тема: Психофизиология социальной адаптации

    Содержание

    Введение……………………………………………………………………………....2

    Социальная психофизиология……………………………………………………….2

    Вторая сигнальная система…………………………………………………………..4

    Влияние социальной изоляции на развитие психических функций ребенка

    ………..7

    Психическое состояние человека

    в условиях географической изоляции…….11

    Заключение………………………………………………………………………..13

    Список используемой литературы………………………………………………14

    Введение

    Социальную адаптацию следует рассматривать в контексте такого понятия, как социализация – процесс усвоения и воспроизводства социально-культурных норм, правил и образцов

    поведения, а также самоизменение, саморазвитие личности в том обществе, в котором человек живёт.

    Сущность социализации состоит в сочетании приспособления и обособления человека в условиях конкретного общества.

    Приспособление (соц. адаптация) – процесс и результат встречной активности субъекта и социальной среды. Адаптация предполагает согласование требований и ожиданий социальной

    среды по отношению к человеку с его установками и социальным поведением; согласование самооценок и притязаний человека с его возможностями и с реалиями социальной среды. Таким

    образом, адаптация – это процесс и результат становления индивида социальным существом.

    На стадии адаптации, которая обычно совпадает с периодом детства, человек выступает как объект общественных отношений, на которого направлено громадное количество усилий

    родителей, воспитателей, учителей и других людей, окружающих ребёнка. На этой стадии происходит вхождение в мир людей: овладение некоторыми знаковыми системами, элементарными нормами

    и правилами поведения, социальными ролями человека, собственно, обучается быть личностью.

    Социальная психофизиология.

    Социальная психофизиология изучает поведение как результат взаимодействия биологических и социальных факторов.

    Поведение

    человека формируется в течение жизни на основе обучения и при­

    обретения определенных навыков под влиянием социальной среды,

    культуры и традиций общества, к которому принадлежит субъект.

    Вместе с тем оно имеет и свои биологические корни, психофизи­ологические механизмы, которые являются промежуточной пере­

    менной между воздействием социума и поведением человека.

    Биологические факторы, влияющие на социальное поведение человека, выявляются уже при изучении зоосоциального поведения

    животных. Существует группа зоосоциальных рефлексов, которые

    могут быть реализованы только через взаимодействие с другими

    особями своего вида.

    Одной из важных биологических потребностей, определяющих зоосоциальные отношения животных, является

    потребность в при­

    вязанности,

    в социальном контакте, в общении. Наиболее фунда

    ментальная социальная связь — это отношения матери и ребенка.

    Многие авторы

    полагают, что в онтогенезе человека огромное значение при принад

    лежит явлениям, сходным с феноменами импринтинга у живот

    ных. Эти

    критические

    периоды

    играют

    чрезвычайно

    важную роль в процессе овладения языком. Нов

    ейшие исследования человекообразных обезьян в полевых усло

    виях, равно как и наблюдения за детьми, показали, что навыки

    агрессивного поведения приобретаются в раннем возрасте путем

    подражания действиям взрослых.

    Среди факторов, особенно неблагоприятных для формирования

    личности, одно из первых мест занимает раннее отделение от ма

    тери, и в известной мере от сверстников. Даже у животных наблюдается отклонение от должного поведения в результате изоляции в раннем возрасте.

    обезьян,

    лишенных

    общения

    в период от третьего до шестого месяцев после рождения, возни

    кают отклонения, необратимые

    до конца

    жизни,

    отсутствовала взаимная чистка шерсти, хотя они продолжали чистить собственный шерстяной

    покров. Эти факты показывают, что изоляция сказывается

    не на моторике, а на организации общения между особями.

    Английский психиатр Джон Боулби полагает, что отчуждение

    от матери (точнее: от человека не столько кормящего, сколько

    ласкового, внимательного, доброго) опасно по крайней мере до

    трех лет. Трех месяцев «лишения любви» достаточно для того, чтобы в психике ребенка произошли изменения, которые

    нельзя полностью устранить. Изоляция в раннем детстве ведет

    к снижению интеллекта, аномалиям социального поведения, и постепенной уязвимости, к нервному напряжению, усилению агрессивности.

    Характер контактов, общение в раннем детстве существенно влияют на их социализацию в зрелом возрасте. При воздействии отрицательных эмоциональных факторов(голод, страх, боль)

    усиливается потребность в социальном контакте. На этом фоне ускоряются процесс социализации и формирование привязанности.

    Вторая сигнальная система.

    Поведение животных и человека настолько сильно отличается, что у человека, по-видимому, должны существовать дополнитель­

    ные нейрофизиологические механизмы, которые и определяют особенности его поведения.

    Для различения высшей нервной деятельности животных и

    человека И.П. Павлов ввел понятия первой и второй сигнальных

    систем, выражающих различные способы психического отраже­

    ния действительности.

    Единственная сигнальная система у животных и первая у чело­

    века обеспечивают отражение действительности в виде непосред­ственных чувственных образов. Это «то, что мы имеем в себе как

    впечатление, ощущение и представление от окружающей внеш­ней среды, как общеприродной, так и нашей социальной, исклю­

    чая слово, слышимое и видимое»

    Специфические особенности высшей нервной деятельности

    человека представлены второй сигнальной системой, которая возни

    кла в результате развития речи как средства общения между

    людьми в процессе труда. «Слово сделало нас людьми», — писал П. Павлов. Развитие речи привело к появлению языка как новой

    системы отображения мира. Вторая сигнальная система представ­

    ит новый принцип сигнализации. Она сделала возможным отвле

    чение и обобщение огромного количества сигналов первой сигнал

    ьной системы. Вторая сигнальная система оперирует знаковыми

    образованиями («сигналами сигналов») и отражает действительнос

    ть в обобщенном и символьном виде. Центральное место во вто

    рой сигнальной системе занимает речевая деятельность, или рече

    мыслительные процессы.

    Слово, обозначающее предмет, не является результатом просто

    й ассоциации по типу «слово — предмет». Связи слова с предмет

    ом качественно отличаются от первосигнальных связей. Слово, хот

    я и является реальным физическим раздражителем (слуховым,

    тельным, кинестетическим), принципиально отличается от них

    тем, что в нем отражаются не конкретные, а наиболее существенные свойства предметов и явлений. Поэтому оно и обеспечивает воз

    можность обобщенного и отвлеченного отражения действительности.

    Вторая сигнальная система охватывает все виды символизации. Она

    использует не только речевые знаки, но и самые различные средства, включая музыкальные звуки, рисунки, математические символы, художественные образы, а также производные от речи и

    тесно

    с ней связанные реакции человека, например мимико-жестикуляционные и эмоциональные голосовые реакции, обобщенные

    образы, возникающие на основе абст...

    Забрать файл

    Похожие материалы:


ПИШЕМ УНИКАЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Заказывайте напрямую у исполнителя!


© 2006-2016 Все права защищены