Ребёнок в системе дошкольного воспитания

    Дисциплина: Психология
    Тип работы: Реферат
    Тема: Ребёнок в системе дошкольного воспитания

    ВВЕДЕНИЕ

    Период

    детства

    человека

    более

    длителен,

    чем детство даже наиболее развитых живот

    ных. Что это

    достоинство человека или его недостаток? Надо ли стремиться, подоб­

    но сторонникам теории искусственной аксе­

    лерации

    развития

    ребенка,

    тому,

    чтобы

    сокращать детство и путем интенсивной тре

    нировки превращать дошкольника в школь

    ника, школьника во взрослого человека? Или

    же следует признать, что долгое детство —

    это важнейшее преимущество человека, бла

    годаря которому он может достигнуть высо

    ких ступеней развития?

    То, что природа не одарила ребенке от

    рождения всеми необходимыми ему формами

    поведения и что он принужден овладевать

    ими на протяжении детства, дает ему гро­мадное преимущество по сравнению с детены­

    шами животных. Долгое детство — важней

    шее условие человеческого развития.

    Ребенок дошкольного возраста по своим осо­

    бенностям способен к тону, чтобы начать ка­

    кой-то новый цикл обучения, недоступный

    для него до этого. Он способен это обучение

    проходить по какой-то программе, но вместе

    с тем саму программу он по природе своей,

    по своим интересам, по уровню своего мыш­ления может усвоить в меру того, в меру чего

    она является его собственной программой.

    Л. С. Выготский

    ВОЗМОЖНОСТИ РЕБЁНКА И ВОСПИТАНИЕ

    В настоящее время

    особое значение

    приобретает задача воспитания нового чело­

    века — крепкого и здорового, широкообра­

    зованного, всесторонне развитого, обладаю­

    щего высокими нравственными качествами.

    Решающая роль в решении этой перво­

    степенной важности задачи принадлежит

    семье. Родители, воспитывая своего ребен­

    ка, должны постараться правильно оценить возможности малыша и разумно использо­вать эти возможности в целях его всесто­

    роннего физического, умственного, нравст­

    венного и эстетического развития.

    Возможности маленького ребенка велики.

    Исследования,

    проводившиеся

    последние

    годы в нашей стране и за рубежом, свиде­

    тельствуют

    том,

    что

    путем

    специально

    организованного обучения можно сформиро­

    вать у дошкольников такие знания и умения,

    которые ранее считались доступными лишь детям значительно более старших возрастов.

    Данные о больших возможностях дошколь­ников дают основание родителям и педагогам

    изыскивать

    новые

    пути

    разумного

    исполь­

    зования этих возможностей, знакомя детей

    не только с отдельными явлениями природы

    и общественной жизни, но и с простейшими

    связями и взаимозависимостями между ни

    ми, добиваясь более высокого уровня их физического, умственного и эстетического раз­

    вития,

    воспитания

    них

    таких

    нравствен­

    ных

    представлений,

    чувств

    привычек,

    формирование

    которых

    ранее

    осуществля­

    лось на

    более

    поздних

    ступенях

    развития.

    Однако проблема заключается в том, как далеко следует идти по пути интенсифика­

    ции

    дошкольного воспитания,

    каковы

    пре­

    делы разумного использования детских воз

    можностей.

    Исходя из данных о больших потенциаль­ных возможностях маленьких детей, прихо­

    дят к выводу, что «революция» в педагоги­

    ке якобы будет достигнута в результате

    сверхраннего, максимально форсированного

    обучения, обеспечивающего ускорение, ис­

    кусственную акселерацию детского развития.

    С этой точки зрения возможности маленького

    ребенка безграничны. Как выразился однаж­

    ды известный психолог профессор Оксфорд­

    ского университета Д. Брукнер, ребенка лю­бого возраста можно обучить каким угодно

    знаниям, если использовать для этого со­

    ответствующие методы. Имеются данные,

    например, что при специальной интенсив­

    ной тренировке младенцы могут научиться

    плавать, трехлетние малыши усваивают

    навыки чтения и печатания на машинке,

    дети 4—5 лет овладевают довольно сложны­

    ми логико-математическими операциями

    и т. д.

    Идея ускорения искусственной акселера­ции вызывает своеобразный ажиотаж у части родителей, которые, лелея честолюбивые за­мыслы в возможно более короткий срок вы­растить из своего

    ребенка «вундеркинда»,

    пытаются, не считаясь с психофизическими

    особенностями детей дошкольного возраста,

    преждевременно обучать малыша недоступ­

    ным еще его пониманию знаниям и умениям,

    нагружают его непосильными учебными за­

    даниями.

    Такой неосмотрительный и неосторожный

    подход к использованию детских возмож­

    ностей весьма опасен и грозит нанести не­

    поправимый вред ребенку.

    Речь идет не только о ближайших непо­средственных результатах воспитательных воздействий. Значительно важнее те отда­

    ленные последствия, которые далеко не все­гда поддаются однозначному прогнозирова­

    нию. Вот почему приходится решительно предостерегать против необоснованного экс­

    периментирования.

    В процессе совершенствования содержания

    и методов дошкольного воспитания надо

    иметь в виду следующее. Во-первых, нельзя

    забывать о том, что мы имеем дело с малень­

    ким ребенком, созревание организма которо­го еще продолжается, формирование морфо

    физиологических свойств мозга которого

    еще не закончилось и работоспособность которого еще ограничена. Поэтому надо

    учитывать не только то, какие знания и

    умения дошкольники могут усвоить при интенсивной тренировке, но и то, каких физических и душевных сил это от них по­

    требует. Ибо всякая перегрузка и вызывае­

    мое ею переутомление грозят оказать отри­цательное влияние на состояние здоровья

    дошкольника, на его физическое и умствен­

    ное развитие.

    Для того чтобы избежать перегрузок, надо

    рационально организовать режим дня ребен­

    ка, предусмотрев правильное чередование

    сна и бодрствования, кратковременные

    (не более 30 минут) учебные занятия и сво­

    бодные игры — все мероприятия, проводи­мые в закрытом помещении, и физические

    упражнения, а также прогулки на свежем

    воздухе.

    Во-вторых, надо учитывать не только то,

    что может заучить ребенок, но и то, в какой

    мере он способен осмыслить усвоенное и на­

    сколько это полезно для общего развития ма­

    лыша.

    В-третьих, преждевременное, сверхраннее

    обучение дошкольника грозит нарушить

    нормальный ход гармонического развития

    человеческой личности. Дело в том, что на

    каждой ступени возрастного развития фор­

    мируются в определенной последователь­

    ности ценнейшие человеческие качества и

    способности.

    Так, при правильном воспитании в до­

    школьном возрасте наиболее интенсивно раз­

    виваются целостное восприятие окружаю­

    щего мира, наглядно-образное мышление,

    творческое воображение, непосредственное

    эмоциональное отношение к окружающим

    людям, сочувствие к их нуждам и пере­

    живаниям. Все эти качества имеют перво­степенное значение не только для маленько­

    го ребенка, но и для зрелого, взрослого че­

    ловека. Причем обнаруживается, что если

    в дошкольном возрасте такого рода качества

    не будут надлежащим образом сформирова­ны, то восполнить возникший недостаток

    позднее окажется делом весьма трудным,

    а подчас и невозможным.

    Принимая во внимание особое значение

    дошкольного воспитания в общем процессе

    формирования человеческой личности, не

    следует родителям пытаться преждевремен­

    но обучать малыша недоступным его понима­

    нию знаниям, формировать у него сложные

    формально-логические ...

    Забрать файл

    Похожие материалы:


ПИШЕМ УНИКАЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Заказывайте напрямую у исполнителя!


© 2006-2016 Все права защищены