Мифологический тип мировоззрения

    Дисциплина: Разное
    Тип работы: Реферат
    Тема: Мифологический тип мировоззрения

    РЕФЕРАТ

    по философии

    - 2 -

    ш2.0

    Л А Н

    1. Введение. Мировоззрение и его исторические типы.

    2. Мифология:

    в) изучение и развитие мифологии.

    3. Миф и мифологичность:

    б) основные категории мифа.

    4. Миф и религия.

    5. Миф XX века.

    6. Литература.

    ш1.5

    - 3 -

    1. Введение. Мировоззрение и его исторические типы.

    Мировоззрение - система общественных представлений о мире

    целом, о совершающихся в нем природных и социальных процессах, об

    отношении человека к окружающей действительности.

    Мировоззрение - сложное,

    разностороннее и многоплановое об-

    разование.

    Оно имеет многослойную структуру.

    Мировоззрение, его структура и содержание не являются чем-то

    раз и навсегда данным статичным неизменным.

    На ранних этапах ис-

    торического развития изменялась роль отдельных компонентов в сис-

    теме мировоззрения, со временем обновлялось и обогащалось его со-

    держание.

    В зависимости

    от того,

    какие взгляды преобладают в той или

    иной совокупности представлений о мире в целом, а также в зависи-

    мости от способа включения соответствующих взглядов и представле-

    ний в структуру мировоззрения,

    способа их обоснования, можно го-

    ворить о разных типах мировоззрения. В разных обществах, у разных

    классов господствуют разные типы мировоззрения.

    - 4 -

    Мифология.

    а) мифология как форма общественного сознания.

    способ

    понимания

    природной и социальной действительности на разных стадиях общест-

    венного развития.

    В общественном

    сознании первобытного общества мифология не-

    сомненно доминировала. Мифология в основном ориентирована на пре-

    одоление фундаментальных

    антиполий

    человеческого существования,

    на гармонизацию личности,

    общества и природы. Предпосылкой мифо-

    логической \"логики\"

    служили неспособность человека выделить себя

    из окружающей среды и нерасчлененность мифологического

    мышления,

    на неотделившегося

    от эмоциональной аффективной среды.Следствием

    было метафорическое сопоставление природных и культурных объектов,

    очеловечивание окружающей природной среды,в том числе одушевление

    фрагментов космоса. Мифологическому мышлению свойственно отчетли-

    вое разделение субъекта и объекта,

    предмета и знака, вещи и сло-

    ва, существа и его имени, пространственных и временных отношений,

    происхождения и сущности,

    безразличия к противоречию и т.п. Объ-

    екты сближались по вторичным чувственным качествам,

    смежности

    пространстве и времени,

    выступали в качестве знаков других пред-

    метов и т.п. Научный принцип объяснения заменялся в мифологии то-

    тальным генетизмом и этиологизмом: объяснение вещи и мира в целом

    сводилось к рассказу о происхождении и творении. Мифологии свойс-

    твенно резкое разграничение мифологического,

    раннего (сокрально-

    го) и текущего, последующего (профанного) времени. Все происходя-

    щее в

    мифическом времени приобретает значение парадигмы и преце-

    дента, т.е. образца для воспроизведения. Моделирование оказывает-

    ся специфической

    функцией мифа.

    Если научное обобщение строится

    на основе логической иерархии от конкретного к абстрактному и

    от

    причин к

    следствиям,

    то

    мифологическое

    оперирует конкретным и

    персональным, использованным в качестве знака,

    так что

    иерархии

    причин и следствий соответствует гипостазирование, иерархия мифо-

    логических существ,

    имеющая систематически ценное значение.

    То,

    что в научном анализе выступает как сходство или иной вид отноше-

    ния, в мифологии выглядит как тождество, а логическому разделению

    на признаки

    мифологии соответствует разделение на части.

    Миф

    обычно совмещает в себе два аспекта:

    диахронический (рассказ о прошлом)

    - 5 -

    синхронический (объяснение настоящего или будущего).

    Содержание мифа

    представлялось первобытному сознанию реаль-

    ным и даже в высшем смысле реальным,

    т.к. воплощало коллективный

    \"надежный\" опыт

    осмысления действительности множества поколений,

    который служил предметом веры, а не критики. Мифы утверждали при-

    нятую в данном обществе систему ценностей, поддерживали и санкци-

    онировали определенные нормы поведения.

    Мифологическое мироощущение

    выражалось не только в повест-

    вованиях, но и в действах (обрядах,

    танцах). Миф и обряд в древ-

    них культурах

    составляли известное единство - мировоззренческое,

    функциональное, структурное,

    являя собой как бы два аспекта пер-

    вобытной культуры

    словесный и действенный,

    \"теоретический\" и

    \"практический\".

    б) Мифология - исторический тип мировоззрения.

    На ранних этапах истории выраставшие из материальной практи-

    ки эмпирические знания

    об

    окружающей

    действительности

    служили

    ориентиром в

    повседневной

    жизни

    и первоисточником формирования

    мировоззрения. Первобытные эмпирические знания

    тесно

    переплета-

    лись с

    мифологическими и религиозными представлениями.Эти предс-

    тавления являлись фантастическим отражением действительности, вы-

    ражением бессилия

    человека перед стихийными силами природы и ил-

    люзорным преодолением этого бессилия.

    Мировоззрение всегда представляет собой интегральный резуль-

    тат всего многокомпонентного духовного развития данной эпохи.

    Мифология -

    это своеобразная форма проявления мировоззрения

    древнего

    общества.

    Поскольку

    ней

    имеются

    представления

    сверхъестественном, она

    содержит

    элементы религии.

    В мифологии

    отразились также и нравственные взгляды, и эстетическое отношение

    человека к действительности.

    Образы мифологии в различном осмыс-

    лении часто использовались искусством.

    В идеологии нового и

    но-

    вейшего времени понятие мифа используется для обозначения различ-

    ного рода иллюзорных представлений, оказывающих влияние на массо-

    вое сознание.

    в) Изучение и развитие мифологии.

    Первые попытки рационального переосмысления

    мифологического

    материала предпринимались

    еще

    в античности,

    причем преобладало

    - 6 -

    аллегорическое истолкование мифологии (у софистов, стоиков, пифа-

    горейцев). Платон

    притивопоставил

    наряду с мифологией философс-

    ко-символическую ее интерпретацию.

    Эвгемер (IV-III вв.

    до н.э.)

    видел в

    мифических

    образах обожествление исторических деятелей,

    положив начало \"эвгемерическому\" истолкованию мифов,

    распростра-

    ненному и позднее.

    Средневековые христианские теологии дискреди-

    тировали античную мифологию,

    интерес к ней возродился у гуманис-

    тов эпохи

    Возрождения,

    которые

    видели в ней выражение чувств и

    страстей эмансипирующейся человеческой личности.

    Первые попытки

    сравнительной

    мифологии

    были стимулированы

    открытием Америки и знакомством с культурой американских индейцев.

    В философии Вико своеобразие \"божественной поэзии\" мифа свя-

    зывается с неразвитыми и специфичными формами мышления, сравнимы-

    ми почти

    с детской психологией.

    Философия мифа Вико содержала в

    зародыше почти все основные последующие

    направления

    изучении

    мифологии.

    Деятели французского Просвещения рассматривали мифологию как

    продукт невежества и обмана,

    как суеверие. Романтическая филосо-

    фия мифологии, получившая завершение у Шеллинга, трактовала мифо-

    логию как эстетический феномен,

    занимающий промежуточное положе-

    ние между природ...

    Забрать файл

    Похожие материалы:


ПИШЕМ УНИКАЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Заказывайте напрямую у исполнителя!


© 2006-2016 Все права защищены