Мифологический тип мировоззрения
Дисциплина: РазноеТип работы: Реферат
Тема: Мифологический тип мировоззрения
РЕФЕРАТ
по философии
- 2 -
ш2.0
Л А Н
1. Введение. Мировоззрение и его исторические типы.
2. Мифология:
в) изучение и развитие мифологии.
3. Миф и мифологичность:
б) основные категории мифа.
4. Миф и религия.
5. Миф XX века.
6. Литература.
ш1.5
- 3 -
1. Введение. Мировоззрение и его исторические типы.
Мировоззрение - система общественных представлений о мире
целом, о совершающихся в нем природных и социальных процессах, об
отношении человека к окружающей действительности.
Мировоззрение - сложное,
разностороннее и многоплановое об-
разование.
Оно имеет многослойную структуру.
Мировоззрение, его структура и содержание не являются чем-то
раз и навсегда данным статичным неизменным.
На ранних этапах ис-
торического развития изменялась роль отдельных компонентов в сис-
теме мировоззрения, со временем обновлялось и обогащалось его со-
держание.
В зависимости
от того,
какие взгляды преобладают в той или
иной совокупности представлений о мире в целом, а также в зависи-
мости от способа включения соответствующих взглядов и представле-
ний в структуру мировоззрения,
способа их обоснования, можно го-
ворить о разных типах мировоззрения. В разных обществах, у разных
классов господствуют разные типы мировоззрения.
- 4 -
Мифология.
а) мифология как форма общественного сознания.
способ
понимания
природной и социальной действительности на разных стадиях общест-
венного развития.
В общественном
сознании первобытного общества мифология не-
сомненно доминировала. Мифология в основном ориентирована на пре-
одоление фундаментальных
антиполий
человеческого существования,
на гармонизацию личности,
общества и природы. Предпосылкой мифо-
логической \"логики\"
служили неспособность человека выделить себя
из окружающей среды и нерасчлененность мифологического
мышления,
на неотделившегося
от эмоциональной аффективной среды.Следствием
было метафорическое сопоставление природных и культурных объектов,
очеловечивание окружающей природной среды,в том числе одушевление
фрагментов космоса. Мифологическому мышлению свойственно отчетли-
вое разделение субъекта и объекта,
предмета и знака, вещи и сло-
ва, существа и его имени, пространственных и временных отношений,
происхождения и сущности,
безразличия к противоречию и т.п. Объ-
екты сближались по вторичным чувственным качествам,
смежности
пространстве и времени,
выступали в качестве знаков других пред-
метов и т.п. Научный принцип объяснения заменялся в мифологии то-
тальным генетизмом и этиологизмом: объяснение вещи и мира в целом
сводилось к рассказу о происхождении и творении. Мифологии свойс-
твенно резкое разграничение мифологического,
раннего (сокрально-
го) и текущего, последующего (профанного) времени. Все происходя-
щее в
мифическом времени приобретает значение парадигмы и преце-
дента, т.е. образца для воспроизведения. Моделирование оказывает-
ся специфической
функцией мифа.
Если научное обобщение строится
на основе логической иерархии от конкретного к абстрактному и
от
причин к
следствиям,
то
мифологическое
оперирует конкретным и
персональным, использованным в качестве знака,
так что
иерархии
причин и следствий соответствует гипостазирование, иерархия мифо-
логических существ,
имеющая систематически ценное значение.
То,
что в научном анализе выступает как сходство или иной вид отноше-
ния, в мифологии выглядит как тождество, а логическому разделению
на признаки
мифологии соответствует разделение на части.
Миф
обычно совмещает в себе два аспекта:
диахронический (рассказ о прошлом)
- 5 -
синхронический (объяснение настоящего или будущего).
Содержание мифа
представлялось первобытному сознанию реаль-
ным и даже в высшем смысле реальным,
т.к. воплощало коллективный
\"надежный\" опыт
осмысления действительности множества поколений,
который служил предметом веры, а не критики. Мифы утверждали при-
нятую в данном обществе систему ценностей, поддерживали и санкци-
онировали определенные нормы поведения.
Мифологическое мироощущение
выражалось не только в повест-
вованиях, но и в действах (обрядах,
танцах). Миф и обряд в древ-
них культурах
составляли известное единство - мировоззренческое,
функциональное, структурное,
являя собой как бы два аспекта пер-
вобытной культуры
словесный и действенный,
\"теоретический\" и
\"практический\".
б) Мифология - исторический тип мировоззрения.
На ранних этапах истории выраставшие из материальной практи-
ки эмпирические знания
об
окружающей
действительности
служили
ориентиром в
повседневной
жизни
и первоисточником формирования
мировоззрения. Первобытные эмпирические знания
тесно
переплета-
лись с
мифологическими и религиозными представлениями.Эти предс-
тавления являлись фантастическим отражением действительности, вы-
ражением бессилия
человека перед стихийными силами природы и ил-
люзорным преодолением этого бессилия.
Мировоззрение всегда представляет собой интегральный резуль-
тат всего многокомпонентного духовного развития данной эпохи.
Мифология -
это своеобразная форма проявления мировоззрения
древнего
общества.
Поскольку
ней
имеются
представления
сверхъестественном, она
содержит
элементы религии.
В мифологии
отразились также и нравственные взгляды, и эстетическое отношение
человека к действительности.
Образы мифологии в различном осмыс-
лении часто использовались искусством.
В идеологии нового и
но-
вейшего времени понятие мифа используется для обозначения различ-
ного рода иллюзорных представлений, оказывающих влияние на массо-
вое сознание.
в) Изучение и развитие мифологии.
Первые попытки рационального переосмысления
мифологического
материала предпринимались
еще
в античности,
причем преобладало
- 6 -
аллегорическое истолкование мифологии (у софистов, стоиков, пифа-
горейцев). Платон
притивопоставил
наряду с мифологией философс-
ко-символическую ее интерпретацию.
Эвгемер (IV-III вв.
до н.э.)
видел в
мифических
образах обожествление исторических деятелей,
положив начало \"эвгемерическому\" истолкованию мифов,
распростра-
ненному и позднее.
Средневековые христианские теологии дискреди-
тировали античную мифологию,
интерес к ней возродился у гуманис-
тов эпохи
Возрождения,
которые
видели в ней выражение чувств и
страстей эмансипирующейся человеческой личности.
Первые попытки
сравнительной
мифологии
были стимулированы
открытием Америки и знакомством с культурой американских индейцев.
В философии Вико своеобразие \"божественной поэзии\" мифа свя-
зывается с неразвитыми и специфичными формами мышления, сравнимы-
ми почти
с детской психологией.
Философия мифа Вико содержала в
зародыше почти все основные последующие
направления
изучении
мифологии.
Деятели французского Просвещения рассматривали мифологию как
продукт невежества и обмана,
как суеверие. Романтическая филосо-
фия мифологии, получившая завершение у Шеллинга, трактовала мифо-
логию как эстетический феномен,
занимающий промежуточное положе-
ние между природ...