Псевдо-Дионисий и его Corpus Areopagiticum

    Дисциплина: Разное
    Тип работы: Реферат
    Тема: Псевдо-Дионисий и его Corpus Areopagiticum

    УКРАИНСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ

    Одесская епархия

    Одесская Духовная Семинария

    Сочинение

    по

    Общей церковной истории

    на тему: «Псевдо-Дионисий и его

    Corpus

    Areopagiticum

    Воспитанника: 3-А класса

    Дроговоза Игоря

    Одесса 2003 г.

    Содержание

    Введение

    О Дионисии Ареопагите.

    История «Корпуса Ареопагитикум».

    Вопрос о времени написания и авторстве.

    Трактаты:

    «О мистическом Богословии».

    «О Божественных именах».

    «О небесной иерархии».

    «О церковной иерархии».

    Письма к разным лицам.

    Утраченные трактаты.

    Композиция памятника:

    Богословское учение псевдо-Дионисия.

    Учение о богопознании.

    Космология.

    Миропорядок.

    Экклесиология.

    Христология.

    9. Заключение.

    Список использованной литературы.

    «Сборник произведений с именем Дионисия Ареопагита

    принадлежит к числу самых загадочных памятников

    христианской древности»

    Протоиерей Флоровский Г.В.

    «Византийские Отцы

    VIII

    вв.»

    Многовековая история святоотеческой письменности не знает явления более загадочного, чем корпус сочинений, надписанных именем Дионисия Ареопагита. Влияние «Ареопагитик» на

    христианскую письменность и культуру начиная с

    в. вплоть до настоящего времени было настолько беспримерным и широким, что трудно назвать какой-либо литературный памятник, сопоставимый с ними по масштабам духовного воздействия.

    Ни одно произведение христианской письменности патристического периода не породило столь обширной научной литературы, столь разнообразных гипотез о своём происхождении и авторстве, чем

    «Корпус Ареопагитикум».

    Дионисий Ареопагит (

    ) жил в

    веке. Достоверных известий о его личности очень мало. Обращённый ко Христу проповедью апостола Павла в афинском ареопаге, он был, по свидетельству Дионисия Коринфского у Евсевия

    Кесарийского

    , первым епископом в Афинах. Там же принял мученическую кончину, во

    время гонения Домициана, в 96 году.

    Однако ни один из христианских богословов и историков древности нигде не говорит о том, что этот апостольский муж оставил какие-то литературные произведения.

    Не приходится сомневаться в его псевдоэпиграфическом характере «Корпуса». Свидетельством этого является не только полное отсутствие, каких бы то ни было упоминаний о творениях

    Дионисия вплоть до начала

    -го века, но и самый характер памятника, слишком далекого и по языку, и по строю мысли от безыскусственной простоты первохристианской эпохи. Это было самоочевидно и до тех пор,

    как с непререкаемой определенностью была установлена не только идеологическая, но и прямая литературная зависимость «Ареопагитик» от последнего неоплатонического учителя, Прокла

    (411-485 г.г.). Вместе с тем неизвестный автор, по-видимому, хотел произвести впечатление человека апостольской эпохи, - ученика апостола Павла, очевидца затмения в день смерти

    Спасителя, очевидца Успения Пресвятой Девы, друга и сотрудника святых апостолов. Притязание на авторитет древности совершенно очевидно, и возникает вопрос о преднамеренном \"подлоге.\"

    Вплоть до эпохи Возрождения сомнений в древности и подлинности «Ареопагитик», однако, не возникало ни на Востоке, ни на Западе, - кроме, быть может, патриарха Фотия... «Творения

    великого Дионисия» пользовались бесспорным авторитетом и оказали исключительно сильное влияние на развитие богословской мысли и в позднюю отеческую эпоху, и в эпоху византийскую, и на

    Западе во все протяжение Средних веков.

    О сочинениях Дионисия впервые было упомянуто на встрече православных с монофизитами в 553 году.

    В своей церковной политике император Юстиниан применял метод «кнута и пряника». В 533 году, когда улеглась очередная волна гонений на монофизитов, в Халкидоне состоялся Собор, на

    котором православным и монофизитам была дана возможность спокойно обсудить христологические вопросы. На этой конференции противники Халкидонского Собора начали ссылаться на автора по

    имени Дионисий Ареопагит. И доныне никому не известно, кто скрывался под именем ученика Апостола Павла (Деян. 17, 34), которого в

    веке считали первым епископом Афин. На Халкидонском Соборе 533 году монофизиты ссылались на выражение \"единая богомужная энергия\", употребленное Дионисием, который стал известен

    как автор следующих писаний: «О небесной иерархии», «О церковной иерархии», «Об именах Божиих», «Мистическое богословие», письма (числом 10).

    В своих писаниях автор сам провозглашал себя учеником Апостола Павла, очевидцем затмения в день смерти Спасителя и свидетелем Успения Богородицы. Среди его адресатов мы находим

    Гайя, Тимофея, Поликарпа Смирнского (жившего, как известно, во

    веке) и святого Иоанна Богослова.

    В подлинности «Ареопагитик» (как стали называть сочинения Дионисия) никто не усомнился, и вокруг псевдо-Дионисия начала формироваться традиция. Так, в

    веке возникла легенда, что он был первым епископом парижским и умер мученической смертью в Париже в 110 году. К северу от Парижа в его честь была построена базилика Сен-Дени, где

    были помещены мощи ранних христианских мучеников, а позднее - тела французские королей. Известно также, что в 827 году византийский император Михаил

    послал в дар французскому королю Людовику Благочестивому орган (изобретенный, кстати сказать, в Византии) и рукопись Дионисия Ареопагита. Постепенно составилась легенда о святом

    мученике Дионисии, покровителе Франции, и народна традиция связала этого Дионисия с автором вышеупомянутых писаний, выдававшим себя за ученика Апостола Павла. Рукопись эта и по сей день

    хранится Парижской национальной библиотеке.

    Схолии

    на сочинения Дионисия Ареопагита пишет в

    веке Иоанн Скифопольский. Всем восточнохристианским писателям после

    века «Корпус»

    известен: на него ссылаются Леонтий Византийский, Анастасий Синаит, Софроний Иерусалимский, Феодор Студит. В

    веке сочинения толковал св. Максим Исповедник, позднейшими переписчиками его схолии были соединены со сколиями Иоанна Скифопольского. Преподобный Иоанн Дамаскин (

    VIII

    в.) ссылается на Дионисия как на общепризнанный авторитет.

    VIII

    веке схолии к «Корпусу» были переведены на сирийский язык, в этом же веке появляются армянский и арабский

    переводы, к

    веку – коптский, к

    веку – грузинский. В 1371 году сербский инок Исаия заканчивает полный перевод «Корпуса Ареопагитикум» вместе со схолиями Иоанна-Максима на славянский язык; с этого времени

    сочинения Дионисия Ареопагита становятся неотъемлемой частью славяноязычной, в первую очередь русской, духовной культуры.

    Только с началом новой филологической критики в Х

    -ом веке вопрос об «Ареопагитиках» был впервые поставлен, - сперва Георгием Трапезунтским, Феодором Газским, на Западе Лоренцо Валлою и Эразмом, потом Сирмондом, Петавием и

    Тиллемоном, - позднее происхождение «Ареопагитского» сборника было показано совершенно ясно. Впрочем, с этим выводом далеко не все и не сразу согласились; и даже в самые последние

    годы встречаются запоздалые защитники \"подлинности\" и апостольской древности «Ареопагитик». Во всяком случае, происхождение памятника остается загадочным и неясным до сих пор; о его

    действительном авторе, о месте его составления, о целях этого \"подлога\" ничего бесспо...

    Забрать файл

    Похожие материалы:


ПИШЕМ УНИКАЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Заказывайте напрямую у исполнителя!


© 2006-2016 Все права защищены