Раскол в русской православной церкви XVII века

    Дисциплина: Разное
    Тип работы: Реферат
    Тема: Раскол в русской православной церкви XVII века

    Содержание:

    I. Вступление:

    Историческая

    обстановка

    России, предшествующая расколу . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2

    II. Основная часть:

    Начало раскола в православной церкви . . . . . . . . . . . . . . 6

    Патриарх Никон . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

    Протопоп Аввакум . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12

    Дальнейшее расширение раскола . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14

    Действия официальной церкви, царя

    . . . . . . . . . . . . . . . . 16

    Новые формы раскола, усиление борьбы с ними государства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .17

    Описание раскола в трудах общественных деятелей, историков России . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .19

    III. Заключение

    Список используемой литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22

    Раскол в русской православной церкви XVII века

    Историческая

    обстановка

    России,

    предшествующая

    расколу

    Начало XVII века вошло в историю России как «Смутное время». Толчком к Смуте, как отмечает русский историк В.О. Ключевский, послужило «насильственное и таинственное пресечение

    старой династии и потом искусственным её воскрешением в лице первого самозванца». Далее В. О. Ключевский утверждает, что пресечение династии (со смертью царя Фёдора) есть, конечно,

    несчастие в истории монархического государства; нигде оно не сопровождалось такими разрушительными последствиями, как у нас.

    Отличительной особенностью Смутного времени является то, что в него были втянуты все классы русского общества и выступали, как отмечает Ключевский, «в том самом порядке, в каком

    они лежали в тогдашнем составе русского общества, как были размещены по своему сравнительному значению в государстве на социальной лестнице чинов. На вершине этой лестницы стояло

    боярство, оно и начало Смуту».

    В смуте участвовали дворянство, служилые люди, городское и сельское население, казачество, представители духовенства и чиновничества.

    Результатом Смутного времени явилось дальнейшее обнищание широких народных масс, сокращение территории русских земель, падение авторитета русского государства, широкое

    проникновение иноземного влияния, в том числе и религиозного, на жизнь и обычаи населения.

    Конечным итогом Смутного времени явилось возникновение новой династии царей. С выборами Земским собором в феврале 1613 года царём России Михаила Романова установилось

    монархическое государство на более чем триста лет семьи Романовых.

    Особенно обострились отношения крестьянства с господствующей властью после принятия Соборного уложения, принятого Земским собором в 1648 году. Оно навсегда лишало крестьян права

    менять своих хозяев и установило бессрочный розыск беглых крестьян. Тем самым было окончательно оформлено крепостное право в России. Были расширены права дворян на земли и крестьян.

    Уложение установило жёсткие наказания за преступления против царя и церкви.

    Последующие годы после Смуты и в целом весь

    XVII

    век характеризуется собиранием русских земель под эгидой Москвы. Особенно усиленным шло продвижение России на северо-востоке (район Сибири), продолжалась война с Польшей, Швецией

    за освобождение исконно русских земель - Смоленска, районов Прибалтики Белоруссии.

    Большая помощь оказывалась украинскому народу за свою независимость с Польшей. В ходе этой борьбы в 1653 году Земский собор принял решение о воссоединении Украины с Россией и

    объявлении совместной войны против польской шляхты.

    После разгрома интервентов (поляков), окончания Смутного времени стали заметно расширяться связи России с Англией, Голландией, Ираном. Россия стала всё больше и шире

    использовать передовые достижения Запада: оружие, передовой опыт ведения военных действий. Западные товары постепенно проникают в города России, начал складываться рынок. Русские

    купцы сначала робко проникали со своими товарами на рынок Западной Европы. Развиваются связи между отдельными регионами страны. Появляется класс буржуазии и работников наёмного

    труда.

    В Россию стали приглашаться западные специалисты; врачи, строители, умельцы железного дела, рудознатцы и т. д. Образуется обширный круг иностранцев, проживающие в построенной

    иностранной слободе в Москве. Их поведение, культура, одежда резко отличаются от патриархального быта населения Москвы. Кроме этого, начинает развиваться образование, повышается

    процент грамотных среди населения. Создаются первые учебные заведения, в которых ведущую роль играют сначала иностранцы. Наблюдается рост ремесленничества, образование мелких

    мануфактур и заводов (производство необходимых для населения и военных нужд оружия и товаров).

    Передовая часть общества видит преимущества иностранного быта, мастерства, поведения и начинает перенимать у них всё положительное, рациональное.

    Влияние Запада коснулось и церкви. Одни увидели в них угрозу Латынянства, т. е. поглощения православной церкви Католической, другие поняли, что необходима церковная реформа. Это

    было связано с тем, что из-за отсутствия тесных связей местных церквей с центром, накопилось много различий в понимании религиозной литературы, осуществления религиозных обрядов.

    Появились воинствующие религиозные деятели из духовенства, которые яростно защищали патриархальный быт народа, его религиозные взгляды и стремились сохранить незыблемыми церковные

    обряды, старинные духовные книги. Они выдвинули лозунг: «Как жили наши отцы и деды, так и мы должны жить».

    В конечном счете, эти предпосылки в развитии религии привели к расколу в православной церкви. В эту орбиту были втянуты массы верующих, представителей духовенства, пролито много

    крови, гибли люди.

    Последствия раскола православной церкви проявляются и сейчас, в настоящее время. Если сравнить раскол православной церкви с Западом, то он сродни по некоторым проявлениям с

    реформацией в Католической церкви. Реформация, как известно, создала целый рад протестантских церквей, отделившихся от римского католицизма. Главными из них являются: Лютеранство

    (Германия, Скандинавия); Кальвинизм (Швейцария, Нидерланды); пресвитерианство (Шотландия).

    Роль церкви в жизнь российского общества всегда была очень высока. Влияние церкви проявлялось на все стороны духовной жизни общества, семьи, уклада и быта русского народа. В

    XVII веке церковь тесно срастается с монархическим строем России. Она становится опорой самодержавия, верной слугой и выразителем его интересов.

    В самой церкви сложился такой же уклад и взаимоотношения во всей церковной иерархии, церковно-обрядовой практики. Во главе русской церкви стоял патриарх, наделённый большой

    церковной властью. Впервые патриарх был избран собором русских иерархов в 1589 году.

    Патриархи, как правило, были крупными собственниками, имели большой опыт религиозной деятельности, активно участвовали в политической жизни государства. Иногда, они свою власть

    «от бога», ставили выше светской власти, власти царя. По этой причине между...

    Забрать файл

    Похожие материалы:


ПИШЕМ УНИКАЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Заказывайте напрямую у исполнителя!


© 2006-2016 Все права защищены