Религиозное и атеистическое сознание и их роль в жизни людей

    Дисциплина: Разное
    Тип работы: Реферат
    Тема: Религиозное и атеистическое сознание и их роль в жизни людей

    ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ И НАУКЕ

    МАРИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

    Кафедра философии

    РЕФЕРАТ

    на тему

    “Религиозное и атеистическое сознание

    и их роль в жизни людей ”.

    Выполнил: студент гр. ФК 21

    Рыбакова З.Е.

    Научный руководитель:

    Лежнина Т.М.

    Йошкар-Ола

    2008

    СОДЕРЖАНИЕ

    Введение………………………………………………………………………..3

    1. Возникновение и эволюция религии………………………………………….5

    2. Структура религии…………………………………………………………….10

    3. Понятие свободомыслия……………………………………………………14

    4. Свободомыслие и атеизм в Х1Х-ХХ вв.……………………………………17

    5. Свободомыслие и религия………………………………………………………21

    Заключение……………………………………………………………………….23

    Список литературы…………………………………………………………………24

    Введение

    Каких-нибудь десять

    лет назад такие специфические институты, как религия и ее организации, переставали быть факторами национальной общественной жизни, утрачивали свое воздействие на

    мировоззрение людей.

    Различные

    публикации на религиозные темы не вызывали особого интереса у основной массы читателей.

    Анализ реальности наших дней показал ошибочность и поспешность таких выводов. Сегодня можно заметить, что происходит заметная

    активизация религиозных учреждений, которые непосредственно участвуют в решении целого ряда актуальных проблем современности. Это можно наблюдать в различных

    регионах, в странах с различным уровнем экономического развития, где распространены различные вероисповедания.

    Однако в настоящее время

    можно также наблюдать рост атеистических взглядов на жизнь. В современный век информационных технологий и научного прогресса два этих мировоззрения

    сосуществуют.

    Тема религии и атеизма всегда вызывала особый интерес у различных

    мыслителей всех поколений. Огромное количество известных ученых и общественных деятелей, например Э. Дюркгейм, М. Вебер, К. Маркс, посвятили свои работы

    исследованию религии как социального института.

    Согласно теории Маркса “религия как социальный феномен представляет собой объективный фактор, внешним и принудительным образом воздействующий на людей подобно любому другому

    общественному институту”. Маркс заложил, таким образом, основу функционального метода исследования религии.

    В России отношение к религии не всегда было одинаковым. Во времена, когда во главе государства стояла коммунистическая партия, религия потеряла свой авторитет в обществе. Из

    российской культуры “вытравлялись” любые одобрительные мнения о религии, будь то творчество известных философов (В.С.Соловьев, Н.А.Бердяев) или деятелей искусства (Андрей Рублев,

    Н.В.Гоголь, Ф.М.Достоевский, Л.Н.Толстой, П.И.Чайковский и т.д.). Свободомыслию также посвящены труды разных мыслителей, таких как

    И. Гёте (1749-1832),

    Г. В. Ф. Гегель (1770-1831) и многих других.

    Выбор данной темы обусловлен тем, что проблема религиозных и атеистических взглядов на мир до сих пор вызывает интерес.

    В данной

    работе мы постараемся проследить влияние религии и атеизма на сознание людей и показать

    становление и развитие этих двух

    противоположных

    взглядов на мир.

    Для решения этих задач

    мы обратим свое внимание на историю религиозного и атеистического мировоззрения, на взгляды известных мыслителей разных веков относительно данной проблемы. Далее

    анализируется современная ситуация, а именно

    сосуществование религии и атеизма в современном обществе.

    Возникновение и эволюция религии

    Под временем возникновения религиозных верований следует подразумевать период очень большой временной протяженности, занявший десятки или, возможно, сотни тысяч лет. Это был

    процесс, происходивший в течение жизни сотен поколений. Можно утверждать, что первоначальные религиозные представления - весьма смутные и неопределенные - стали появляться в период

    среднего палеолита, а позднее уже существовали более или менее оформленные верования и связанные с ними магические ритуалы.

    Само появление религиозных верований и культов, как отмечает И.А. Крывелев

    , имело объективные и субъективные причины. На каком-то этапе развития первобытного общества в поведении и сознании общественного человека наряду с деятельностью, в основе которой

    лежат все более осознанные закономерности объективного мира, появляются действия, базирующиеся на фантастических представлениях о сверхъестественных существах и явлениях. Религиозная

    практика сосуществует

    переплетается

    реальной

    практикой.

    На возникновение в сознании первобытного человека религиозных признаков должны были оказывать влияние, прежде всего отрицательные эмоции: страх, внутренняя подавленность,

    ощущение бессилия, иногда - отчаяние. В этих условиях человек испытывает потребность в утешении. Его сознание подсказывает ему такие возможные

    варианты развития событий, которые способны дать это утешение.

    Потребность человека, его желания укрывают и защищают иллюзорное представление, сулящее спасительный выход из кажущегося безвыходным положения или какое-то

    облегчение этого положения.

    Стимулом к возникновению религиозных представлений являлись и некоторые положительные эмоции. Радость и восторг, наполнившие человека при какой-нибудь удаче, чувство

    благодарности тому, что способствовало этой удаче, ощущение собственного физического здоровья и морального комфорта - все это требовало своего выражения.

    Итак, религия возникла тогда, когда это стало неизбежным и возможным. Неизбежность коренилась в тяжелых условиях жизни человека, и как следствие этих условий, постоянном

    нервно-эмоциональном напряжении, в стремлении к самообнадеживанию и самоутешению.

    Возможность появления религиозных идей и связанных с ними культов появилась тогда, когда человеческое сознание достигло такого уровня развития, при котором воображение было уже

    в состоянии создавать религиозно-фантастические конструкции.

    Религия давала человечеству иллюзию относительной безопасности, обеспечиваемой помощью дружественных сверхъестественных сил. И наоборот, религия порождала у него страх перед

    враждебными сверхъестественными силами.

    В первобытном обществе возникают:

    -тотемизм (представление о родственной связи всех членов рода с каким-то видом животных или растений - тотемом)

    - магия (совокупность символических обрядовых действий, направленных на достижение какого-либо конкретного результата)

    -фетишизм (поклонение предмету, которому приписывались не присущие ему сверхъестественные свойства)

    - мифология

    -анимизм (вера в духовные существа).

    Вместе с появлением представлений о сверхъестественных существах появляются и люди, способные вступать с ними в контакт. Это - маги, колдуны, шаманы, которые еще не были жестко

    отделены от массы верующих.

    К существенным изменениям в характере религиозных верований привело разложение родоплеменных отношений и углубление социальной дифференциации внутри племен. Социальное

    расслоение внутри племен, формирование племенной аристократии, становление раннеклассового общества нашли также свое отражение и в содержании религиозных представлений. На передний

    план выходит задача по обеспечению регулирования помыслами и поведением людей в интересах правящих классов.

    Начина...

    Забрать файл

    Похожие материалы:


ПИШЕМ УНИКАЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Заказывайте напрямую у исполнителя!


© 2006-2016 Все права защищены