Религиозные верования древних римлян

    Дисциплина: Разное
    Тип работы: Реферат
    Тема: Религиозные верования древних римлян

    Введение

    Древнеримская религия представляет очень большой интерес для изучения как по своему чрезвычайно самобытному характеру, так и по

    тому назначению, которое получили само Римское государство и его культура в истории человечества. Религия римлян, несмотря на ряж общих черт с греческой религией,

    порожденных частью сходными историческими условиями, частью прямым влиянием, отличалась, однако, совершенно своеобразным обликом.

    Источники изучения древнеримской религии: археологические памятники (остатки храмов, алтарей, жертвенников, изображения богов); многочисленные надписи, особенно

    посвятительные; свидетельства античных писателей; произведения

    раннехристианских авторов, полемизировавших с язычниками.

    Историческое развитие римской религии поддается изучению гораздо лучше, чем греческой: очень заметно, как она изменялась в связи с ростом Римского государства – от

    небольшой городской общины до огромной империи. Но вместе с тем в ней до самого конца оставалось много глубоко архаических черт.

    Семейно-родовой культ

    Одним из древнейших пластов религиозных верований и обрядов римлян, сохранявшимся очень прочно вплоть до

    конца существования самого Римского государства, была родовая религия, культ семейно-родовых духов-покровителей. Устойчивость этой формы религии объясняется

    живучестью пережитков самой родовой организации, в особенности в патрицианских семьях.

    Римляне верили, что души или тени умерших – маны – являются покровителями семьи и рода. Маны сближались или даже отождествлялись с пенатами, которые первоначально

    олицетворяли домашнюю житницу или кладовую с припасами (от

    penus

    – провизия, съестные припасы), а в последующем стали домашними духами-хранителями.

    К этим двум представлениям было близко и третье – лары, которое имело более широкое значение. Лар –

    это вообще дух-покровитель: помимо семейных, существовали еще духи-покровители путей. Духи-покровители перекрестков, духи мореплавания, духи военные и т.д.

    Культ

    семейно-родовых покровителей, естественно, имел частный, узкосемейный или родовой характер. Семья под руководством главы чествовала своих предков-покровителей у

    домашнего очага. Очевидно, аналогичным образом устраивались и родовые моления. Предметом их обычно был предок - эноним рода, может быть легендарный или даже мифический.

    По мере растворения древней родовой организации в государственной, шел процесс перехода от родовых форм культа к более широким. Некоторые родовые боги превращаются в

    объекты общегосударственного культа (сохранились следы прежнего родового или фамильного происхождения некоторых римских богов).

    Необычайная живучесть семейно-родового культа у римлян видна хотя бы из того факта, что он продержался до полной победы христианства над старой религией.

    Семейно-родовой культ был связан у римлян с архаичным почитанием огня. Пенаты были духами домашнего очага. Неугасимый огонь, горевший в общинном святилище, олицетворялся

    в виде богини Весты, что может считаться пережитком эпохи матриархата. Веста не имела антропоморфных изображений. Её символом оставался натуральный вещественный огонь вечно горевший в

    храме. В этом еще одно доказательство глубокого архаизма культа огня у римлян.

    Погребальный культ

    Хотя обряды семейно-родовой религии в честь предков исполнялись римлянами неукоснительно, их представления о загробной судьбе душ умерших были крайне смутны. Верили в

    подземное царство, подобное греческому Аиду, где властвует грозный Орк и куда идут все души умерших. Но существовала и вера в Элизиум – поля блаженных, куда попадают добродетельные

    души. Сохранялось при этом и более древнее представление, по которому тень умершего не теряет связи с телом. Интересно, что римляне старались сооружать гробницы близ дорог. На таких

    гробницах можно обнаружить многочисленные надписи. Судя по ним, верующие римляне были убеждены, что умерший поддерживает связь с живыми.

    Души безродных покойников, так называемые Ларвы и Лемуры, считались злыми, т.к. их некому было покормить. Чтобы смягчить или отогнать их, устраивались особые обряды –

    лемурии, справлявшиеся в мае.

    Аграрные культы.

    К числу древнейших слоев римской религии принадлежали также земледельческие и скотоводческие обряды и верования. В отличие от родовых форм культа, преимущественно

    патрицианских и городских, эти земледельческо-скотоводческие культы были сельскими и плебейскими. Однако резкой грани между теми и другими не было, ибо самое разделение города и

    деревни было для древнего Рима весьма условным.

    Сельскохозяйственные верования занимали, несомненно, видное место в

    религии римлян. Об этом

    свидетельствует уже тот факт, что многие из важнейших божеств римского пантеона, получившие впоследствии разнообразные функции, были по своему происхождению

    связаны именно с земледельческо-скотоводческими культами. Так, например, Марс в классическую эпоху считавшийся богом

    войны, вначале был божеством-покровителем земледелия и скотоводства, богом войны и оплодотворения. Ему был посвящен первый весенний месяц – март, когда в честь

    Марса устраивались празднества. Фавн был покровителем скота, богом пастухов, которые устраивали в честь его в конце зимы, 17 февраля, веселый оргиастический праздник – луперкалии.

    Богиня Венера, позже отождествленная с греческой Афродитой, первоначально была божеством садоводства и виноградарства. Богом виноделия также был Либер, чисто плебейское божество. С

    земледелием был связан Сатурн, бог посева, чествовавшийся веселыми обрядами сатурналий в декабре, перед первым посевом, а также Церера, покровительница хлебных злаков. Бог рубежей

    Терминус был в начале охранителем полевых меж и границ; земледельцы справляли его праздник 23 февраля. В сложном образе Юпитера тоже присутствовал элемент земледельческих верований:

    Юпитер считался покровителем винограда. Были и другие боги, представлявшие собой олицетворение отдельных сельскохозяйственных работ или связанных с ними явлений природы.

    Большая часть древнеримских праздников, долго сохранявших свое значение, была связана по происхождению с аграрной и скотоводческой обрядностью. Помимо уже упомянутых

    сатурналий и луперкалий римляне справляли еще такие праздники как цереалии (апрельский праздник посева в честь Цереры), апрельские и августовские виналии с жертвоприношениями Юпитеру,

    консуалии - августовский праздник жатвы, февральские терминалии и ряд других праздников.

    Римский пантеон

    Сложный состав римского пантеона был порожден в значительной мере пестротой и сложностью происхождения самой римской общины. В состав этого пантеона вошли многие божества

    тех племен и родов, чьими покровителями они прежде считались. Известно, что римская община составилась из латинских, сабинских, этрусских и иных племенных и родовых групп.

    Римляне различали в классический период в своем пантеона две группы божеств: старые, туземные, отечественные боги, и новые боги, пришельцы. Однако и в составе первой

    группы выделяются божества разного племенного происхождения.

    Большинство римских божеств, видимо, местного итал...

    Забрать файл

    Похожие материалы:


ПИШЕМ УНИКАЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Заказывайте напрямую у исполнителя!


© 2006-2016 Все права защищены