Религиозный фундаментализм

    Дисциплина: Разное
    Тип работы: Реферат
    Тема: Религиозный фундаментализм

    Министерство образования Российской Федерации

    Уфимский государственный нефтяной технический университет

    филиал г. Октябрьский

    РЕФЕРАТ

    на тему:

    Религиозный фундаментализм

    Выполнил: студент группы МП-03-11

    Патюков А.В.

    Проверил:

    Октябрьский, 2007

    Содержание

    TOC \\o \"1-3\" \\u

    Введение

    .................................................................................................

    PAGEREF _Toc164520025 \\h

    Православный фундаментализм

    ...........................................................

    PAGEREF _Toc164520026 \\h

    Исламский фундаментализм

    ................................................................

    PAGEREF _Toc164520027 \\h

    Заключение

    ...........................................................................................

    PAGEREF _Toc164520028 \\h

    Список использованной литературы

    ..................................................

    PAGEREF _Toc164520029 \\h

    Введение

    Государственно-церковные взаимоотношения в современной России представляют собой комплекс проблем, связанных как с переоценкой подходов власти к религиозной сфере, так и с

    формированием социальной концепции РПЦ. Процесс создания социальной концепции сложен и напрямую зависит от взаимоотношений Церкви и власти. Среди новых социальных явлений, возникших в

    постсоветский период, особое внимание привлекает идея православного фундаментализма. Немногочисленность исследований на эту тему

    свидетельствует, что ещё не выработано вполне определённое отношение к данному феномену. Понятие \"фундаментализм\" зарождается в начале XX века. В это время в США публикуется целая

    серия произведений под общим названием \"The Fundamentals. A Testimony to the Truth\" (\"Основы свидетельства истины\". 1910-1912), в которых провозглашалась верность таким традиционным

    представлениям, как безошибочность Священного Писания в каждой детали, рождение Христа от Девы, его физическое воскрешение, второе пришествие и др. К этому времени относится развитие

    протестантского движения, сопровождавшегося запрещением преподавания теории Дарвина, \"обезьянними процессами\" и т. д. В 1970-х вспыхнула следующая волна религиозного фундаментализма -

    исламская революция в Иране. Фундаментализм можно определить как \"тенденцию, выражающую отрицательную реакцию консервативных религиозных кругов (19-20 вв.) на секуляризацию, то есть

    эмансипацию науки, культуры и общественной жизни от религии, что стало причиной маргинализации последней. Противоположная тенденция - модернизм\"

    В настоящее время это понятие утвердилось как в политике, так и в науке. Фундаментализм свойственен не только исламу, но и иудаизму, протестантству и католичеству, новым

    религиозным движениям и сектам.

    Православный

    фундаментализм

    Возникновение православного фундаментализма чаще всего относят к эпохе зарождения фундаментализма вообще, то есть к началу XX в. Утверждается, что в России фундаментализм заявил о

    себе еврейскими погромами (1881-1903), а на политическом уровне - созданием \"Союза русского народа\"

    . Его теоретиками считают О. Иоанна Восторгова, В.А. Грингмута, Архимандрита Макария (Гневушева), архиепископа Андроника (Никольского), игумена Виталия (Максименко), А. И. Дубровина

    и др. В современной России отмечается огромное значение работ епископа Серафима (Соболева)

    и митрополита Иоанна Санкт-Петербургского и Ладожского (Снычёва)

    , игумена Тихона (Шевкунова). Следует отметить и ряд печатных изданий, которые выражают идеи данных авторов: \"Русь православная\", \"Русь Державная\", \"Радонеж\", журнал телепередачи

    \"Русский Дом\", множество сайтов в интернете и др. Существуют общественные организации: от весьма радикальных \"Православие или смерть\", \"Общество ревнителей митрополита Иоанна\", \"Черная

    Сотня\", \"Славянский мир\" до вполне уважаемых \"Союза православных граждан\", \"Общественного комитета за православное возрождение отечества\", \"Христианско-патриотического движения

    Александр Невский\" и др. Активность фундаменталистов часто отмечают среди таких событий, как защита \"Белого дома\" в 1993 г., требование запретить демонстрацию фильма М. Скорцезе

    \"Последнее искушение Христа\" в 1997 г., поддержка закона о религиозных организациях 1997 г., заявления во время кризиса в Косово, внутрицерковные скандалы (процессы против А. Борисова,

    Г. Кочеткова, Г. Чистякова и др., обличение экуменистических иерархов и т. д.) Несмотря на неэффективные практические действия фундаменталистов, тем не менее влияние фундаментализма

    внутри Церкви уже очень велико. Решения церковного руководства в значительной степени определяются данным влиянием. Среди результатов воздействия фундаменталистов в Церкви выделяют:

    начало дискуссии о выходе из Всемирного Совета Церквей и прекращении экуменистических контактов; официальный отказ Церкви от признания подлинности останков членов царской семьи;

    предупреждение в отношении либеральных священников; осуждение налоговых номеров; отвержение сексуального воспитания в школе и др.

    Исходя из общепринятого определения, фундаментализм - это понятие сугубо светское. Фундаментализм - это в первую очередь борьба с модерном за пределами Церкви. Очень часто понятие

    фундаментализм отождествляют с борьбой с \"обновлением\" внутри Церкви, с традиционализмом, что является большой ошибкой. Борьба с \"обновлением\" в Церкви велась несколько столетий, ибо

    сохранение традиций, предания - главная задача РПЦ на протяжении всей её истории. Поэтому мы не можем назвать её фундаменталистским проявлением. По мнению некоторых исследователей,

    фундаментализм стал возможен лишь потому, что \"с переходом к новому времени различные области человеческой жизни и деятельности одна за другой эмансипируются от религии, находят для

    себя новые безрелигиозные основания. Сфера религиозного влияния и контроля постепенно сокращается и, наконец, совпадает с границами церковных общин, объединивших немногих оставшихся

    \"религиозных людей\"

    . Таким образом тех, кто пытается противостоять процессу усиления секуляризации, большинство исследователей называют фундаменталистами

    . Однако при анализе проблемы необходимо учитывать особенности социального учения РПЦ.

    Сохранение традиции, предания - это условие существования самого православия. В этом плане оно само по себе фундаменталистично по определению - оно есть ortho doxa (\"правильная

    вера\"). Православие опирается на богословские догмы и основания веры, а также защищает их. Исходя из этого, его нередко критикуют за природный консерватизм и традиционализм. Если мы

    внимательно проанализируем исследования современных западных специалистов (в частности немецких)

    , то можем увидеть резкую критику РПЦ за антидемократизм, неприятие ценности личности, земных благ. РПЦ упрекают в мессианизме, в том, что исключительность православия приводит к

    национализму и шовинизму по отношению к другим конфессиям. Часто немецкие авторы отмечают, что идея - \"Москва - третий Рим\", идея исключительности России влияла и влияет на менталитет

    общества и политику государства. Так, например, Ассен Игнатов

    полагает: в Церкви всегда высказывалась мысль о том, что ...

    Забрать файл

    Похожие материалы:


ПИШЕМ УНИКАЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Заказывайте напрямую у исполнителя!


© 2006-2016 Все права защищены