Русская православная церковь в период Татаро-монгольского нашествия

    Дисциплина: Разное
    Тип работы: Реферат
    Тема: Русская православная церковь в период Татаро-монгольского нашествия

    Введение.

    Период Монголо-татарского ига - целая эпоха взаимоотношений и постоянного культурного обмена -между русскими и монголами. Если посмотреть на те

    изменения, которые произошли под влиянием монгольских порядков на Руси, то можно вполне смело сказать, что Русь выросла и окрепла под влиянием Золотой Орды. Своим величием русские цари

    обязаны именно золотоордынским ханам. В русской речи именно в этот период появилось много монгольских и тюркских слов.

    В духовной сфере монголы так и не смогли ничего сделать, так как сами они изначально были язычниками, и даже принятие ислама, который в каких-то своих

    сторонах копирует христианство, для них оказалось проблематичным. Но тут можно сравнить обряды принятия монотеистических религий у русских и у монголов. Из-за кочевья монголов их

    труднее было подчинить новой вере. У них очень поздно, к счастью для русской православной церкви, руководители пришли в ислам. Ситуация была бы совсем другой, если монголы приняли бы

    ислам ну хотя бы двумя веками ранее. Тут уже русская церковь не устояла бы, так как нашествие монголов в том случае означало бы священную войну с неверными (под неверными у приверженцев

    ислама нужно понимать христиан).

    Церковь на Руси менее всего пострадала и успела восстановить разрушенное. Во многом именно благодаря русской церкви удалось собрать силы и средства на борьбу с монгольскими

    нашествиями, удалось поднять сломленный дух русских людей.

    Среди источников по истории взаимоотношения русских княжеств и Золотой Орды выделяются ханские ярлыки, данные русским митрополитам в XIV-XV вв. До нас

    дошли два сборника ханских ярлыков, которые были переведены на русский язык с подлинников, сохранившихся в митрополичьей казне. Происхождение этих сборников следующее. Когда в конце XV

    - начале XVI вв. возникли споры по поводу церковных земельных владений, при митрополичьей кафедре в Москве были составлены сборники ярлыков. Их составители стремились доказать, что даже

    при \"неверных царях\", - золотоордынских ханах, церковные феодалы пользовались рядом привилегий. Составитель сборника пишет так: \"Вы же, православни князи и боляре, потищете к святым

    церквям благотворение показати, да не в день судный от онех варвар посрамлени будете.\"1 Ханские ярлыки митрополитам сохранились в двух редакциях - краткой и полной.

    Краткая редакция состоит из шести ярлыков. Она содержит:

    1) Ярлык хана Тюляка (Тулунбека), данный митрополиту Михаилу около 1378 года.

    2) Письмо царицы Тайдулы к русским князьям во главе с Симеоном Гордым 1347 года.

    3) Ярлык хана Менгу-Темира митрополиту Петру 1308 года.

    4) Ярлык Тайдулы митрополиту Феогносту 1343 года.

    5) Ярлык Тайдулы митрополиту Алексею.

    В пространной редакции имеются еще две дополнительные статьи: рассказ о поездке митрополита Петра в Золотую Орду и ярлык хана Узбека митрополиту Петру.

    Краткая редакция является более древней и она легла в основу пространной редакции. Ярлык митрополиту Петру многими исследователями признан как

    подложный. Что касается остальных, то сохранили свое первоначальное содержание даже в переводе. Сам составитель сборника ярлыков сообщает, что в митрополичьей казне существовали еще и

    другие документы, однако, в его время никто уже не мог их разобрать: \"Елико же обретохом во святейшей митрополии старых царей ярлыки, но иных не возмогохи растолковать, зане удобь

    познаваемого речию писати быша, ниже паки именоваховом.\"

    Вероятно, эти ярлыки были написаны еще в XIII в. до установления в Золотой Орде обычая писать арабским алфавитом.

    Ярлыки имеют большое значение для изучения иммунетеных прав, какими пользовались митрополиты и церковные земли, освобожденные от податей и повинностей

    ханами Золотой Орды.

    Образец ханских ярлыков повлиял и на форму русских тарханных и несудимых грамот XIV - XV вв. В ярлыке Тюляка особые права митрополита обозначены так:

    \"Ино никаковая дань, никоторая пошлина, ни доводы, ни корму ни пития, ни запрос, ни даров не дадут, ни почестия не воздадут никакова, винограды и мелницы, - и в то ся у них не вступает

    никто, ни насилства не творит им никакова.\"2 В конце ярлыков обычно указывается дата. Ярлык царицы Тайдулы митрополиту Алексею заканчивается словами: \"Заечьего лета, арама месяца, в

    самый нова...\", что соответствует, по нашему исчислению, четвертому февраля 1354 года.

    Еще одним важным документом по истории отношении между Золотоордынскими ханами и русской православной церковью является Великая Яса Чингисхана.

    Яса - монгольское слово, которое в переводе на русский язык буквально означает уложение, декрет.

    Яса не может быть охарактеризована как обычное законодательство в упрощенном виде. Она скорее была для монгольских ханов тем, чем было Поучение Владимира Мономаха для русских

    князей.3 Но, однако, список с Великой Ясой Чингисхана имелся практически у каждого монгольского князя, чиновника, военачальника, посла. По мнению Джувейни, яса была неким талисманом,

    обеспечивающим победу на поле сражения. Поляк А.Н. указывает, что монголы и тюрки приписывали Великой Ясе магическое действие.

    В ней так же подробным образом описаны причины религиозной терпимости: \"Поскольку Чингисхан не принадлежал к какой-либо религии и не следовал какой-либо вере, он избегал фанатизма и

    не предпочитал одну веру другой и не превозносил одних над другими. Напротив, он поддерживал престиж любимых и уважаемых мудрецов и отшельников любого племени, рассматривая это, как акт

    любви к Богу.\" (Джувейни. Раздел 2. Общие предписания.)

    \"Он (Чингисхан) приказал уважать все религии и не выказывать предпочтения какой-либо из них.\" (Макризи. Раздел 3.)4

    Эта часть и стала основанием монгольской религиозной терпимости.

    Следуя заповедям Ясы Чингисхана предшественники Менгу-Темира не включали русских настоятелей, монахов, священников и пономарей в число \"сосчитанных\" во

    время переписи. Теперь же были утверждены привилегии духовенства как социальной группы, включая и членов их семей.

    Монгольским чиновникам под страхом смерти запрещалось отбирать что-либо и требовать от духовенства выполнения какой-либо службы. К смерти

    приговаривался так же любой, кто был виновен в клевете и поношении греко-православной религии. Чтобы усилить действие хартии, в ней было помещено имя Чингисхана.5

    В качестве благодарности за дарованные привилегии от русских священников и монахов ожидали, что они будут молить Бога за Менгу-Темира и его семью, за

    его наследников. Особо подчеркивалось, что их молитвы и благословения должны быть ревностными и искренними. Таким образом, была заложена основа церковного богатства, и с этой точки

    зрения, ярлык явился удачным внешнеполитическим шагом, поскольку обеспечивал, по крайней мере, до определенной степени, лояльность к монгольским ханам наиболее образованной социальной

    группы на Руси, которая пользовалась большим авторитетом среди народа.6

    К 1380 году ситуация круто изменилась не в пользу церквей. Большинство духовенства стало поддерживать русского князя Дмитрия Ивановича и когда

    скончался митрополит Алексей, духовный лидер преподобный Серг...

    Забрать файл

    Похожие материалы:


ПИШЕМ УНИКАЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Заказывайте напрямую у исполнителя!


© 2006-2016 Все права защищены