Сравнение таинства крещения в исторической перспективе

    Дисциплина: Разное
    Тип работы: Реферат
    Тема: Сравнение таинства крещения в исторической перспективе

    ПРАВОСЛАВНЫЙ СВЯТО–ТИХОНОВСКИЙ БОГОСЛОВСКИЙ ИНСТИТУТ

    БОГОСЛОВСКО–ПАСТЫРСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

    118 ГРУППА

    ПРЕДМЕТ:

    ВВЕДЕНИЕ В ЛИТУРГИЧЕСКОЕ ПРЕДАНИЕ

    СОЧИНЕНИЕ

    «СРАВНЕНИЕ ТАИНСТВА КРЕЩЕНИЯ В ИСТОРИЧЕСКОЙ ПЕРСПЕКТИВЕ»

    АВТОР

    КРАМАРЕНКО Ю.Я.

    МОСКВА

    2001

    План сочинения

    Определение Таинства Крещения и видимой его стороны

    как предмета описания.

    Логика изменения чинопоследования Таинства Крещения в

    исторической перспективе.

    2.1.

    ПОДХОДЫ К ОПИСАНИЮ ТАИНСТВА КРЕЩЕНИЯ.

    2.2.

    МЕСТО СОВЕРШЕНИЯ ТАИНСТВА КРЕЩЕНИЯ

    2.3.

    ВРЕМЯ СОВЕРШЕНИЯ ТАИНСТВА КРЕЩЕНИЯ

    2.3.

    РАЗВИТИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ЧИНА КРЕЩЕНИЯ В ИСТОРИЧЕСКОЙ

    ПЕРСПЕКТИВЕ.

    об истории развития таинства миропомазания.

    Выводы.

    Список литературы.

    Определение Таинства Крещения и видимой его стороны как предмета описания.

    В Православно–догматическом Богословии есть различные определения понятия «Таинство»

    [2, 6 – 9

    ]. Разница в них заключается не в различии подходов авторов к определению сущностной характеристики понятия «Таинство» – оно

    для Церкви едино и неизменно, а только в стиле подачи информации. Все они, определения, могут быть сведены к следующему: «Таинство есть священное действие, которое

    под видимым образом сообщает душе верующего невидимую благодать Божию, будучи установлено Господом нашим, через которого всякий верующий получает Божественную благодать»

    [7, с. 313

    По Промыслу Божьему установлено семь Таинств, круг которых благодатным образом охватывает все потребное для человека, его жизни.

    Первым из семи Таинств Церкви является Таинство Крещения – не принявший Крещения не может получать Божественную благодать, даваемую в остальных Таинствах. В Крещении человек –

    грешник, родившийся с наследственною от прародителей порчею, вновь рождается водою и Духом (Иоан. 3, 5), таинственно рождается в жизнь духовную.

    Как и в любом другом Таинстве Церкви, так и в Таинстве Крещения есть видимая и невидимая составляющие. Последняя является неизменной, со временем не меняется.

    Невидимая составляющая Таинства Крещения – это действие невидимого Святого Духа, который таинственным образом (непонятным даже для ангелов, не говоря уже о людях), восстанавливает

    Божественную чистоту человека, освобождая его от

    первородного греха и грехов его жизни – делая в момент крещения человека святым, могущим войти в Царствие Небесное как истинно чистое первое дитя Божие. Так,

    архиепископ

    Дорофей указывает: «Крещение для христиан служит как бы дверью для уверовавшего во Христа, вводящей в дом Отца Небесного – его святую Церковь»

    [2, с. 66

    Видимая составляющая Таинства Крещения – это внешняя оболочка Таинства, его обрядовая сторона – троекратное погружение оглашенного верою грешника в воду с произнесением

    слов «во имя Отца и Сына, и Святого Духа», завещенных нам Господом Иисусом Христом

    (Мтф. 28, 19). Епископ Кассиан (Безобразов) указывает, что сама «вода живая есть символ Святого Духа»

    [4, с. 209

    Архиепископ Николай (Кавасила) приводит чудный по своей сути пример значения Таинства Крещения для человека: «Так блаженный Порфирий, бывший в те времена, когда закон Христов овладел

    всею вселенною и голос проповедников услышали все люди, трофеи же мученических подвигов воздвигнуты были повсюду, яснее слова свидетельствуя об истинном Божестве Христа, и тысячекратно

    слышав учение, и бывши самовидцем таковых подвижников и чудес, оставался в заблуждении и ложь почитал вместо истины. Когда же крестился, и притом для шутки в игре, не только вдруг

    соделался Христианином, но совершился в лике мучеников. Ибо он был комедиантом, и занимаясь сим делом дерзнул и на сию смелость, дабы возбудить смех, и представил на зрелище крещение, и

    крестил самого себя, сойдя на театре в воду и провозгласив Троицу. Одни смеялись, коим казалось сие театральным представлением, а для него происшедшее было не смех и не тень, но

    истинное рождение и воссоздание и то самое, что составляет таинство. Ибо вместо комедианта вышел имея душу мученическую, тело мужественное, как бы привыкшее к любомудрию и подвигам,

    язык, извлекший у тирана вместо смеха гнев. И так возревновал он, проведший жизнь в игре, и так возжелал Христа, что претерпев многие мучения умер с радостью, даже и языком не изменив

    любви»

    [3, с. 51

    Чинопоследование Таинства Крещения символизирует духовное рождение человека. Однако язык символов – язык общения с Богом, сегодня, к большому сожалению, зачастую не понятен простому

    мирянину. О важности изучения видимых сторон Таинств Церкви и знания их особенностей православным людом проникновенно говорит протоирей Александр Шмеман: «Понять богослужение изнутри,

    открыть и испытать то явление Бога, мира и жизни, которое содержит в себе и сообщает богослужение, соотнести это видение и это величие с нашим собственным опытом, со всеми нашими

    проблемами – вот цель литургического богословия. И Крещение дает всему этому истинное начало, основание, ключ. Вся жизнь Церкви коренится в той Новой Жизни, которая воссияла из гроба в

    первый день нового творения. Это та самая новая жизнь, которая дается нам в Крещении и исполняется в Церкви»

    [14, с. 13

    Именно сравнение внешней, видимой стороны Таинства Крещения – чинопоследования в его исторической перспективе является предметом нашего описания.

    Логика изменения чинопоследования Таинства Крещения в исторической перспективе.

    2.1.

    ПОДХОДЫ К ОПИСАНИЮ ТАИНСТВА КРЕЩЕНИЯ.

    Таинство Крещения, как и любое другое Таинство Церкви, слагается из различных элементов. Эти слагаемые, в исторической перспективе, появляются в чине постепенно, по мере

    необходимости.

    Иоан. 3, 5).

    Священное Писание умалчивает о том, давал ли Господь Иисус Христос подробные наставления апостолам о частностях совершения ими Таинства Крещения. В своем фундаментальном исследовании

    «История чинопоследования Крещения и Миропомазания» А. Алмазов говорит о том, что Иисус Христос «как бы дает право апостолам, а равно и их преемникам, восполнить данное Им

    подробностями, какие будут требоваться, – по

    требованиям места и времени»

    [1, с. 645

    Чтобы понять логику развития чинопоследования Таинства Крещения в исторической перспективе необходимо, как минимум, определить развитие этого чина:

    При этом в последнем случае, задача делится на две сослагаемые:

    2.2.

    МЕСТО СОВЕРШЕНИЯ ТАИНСТВА КРЕЩЕНИЯ

    В апостольский век специального места для Крещения, как правило, не выбирали и совершали Таинство Крещения в любом месте, при любом удобном случае, лишь бы был главный элемент

    ритуальной стороны – вода. Так, дьякон Филипп крестил евнуха в первом попавшемся источнике (Деян. VIII, 36).

    А. Алмазов указывает: «Климент Римский также представляет ап. Петра проповедующим людям, что грехи их могут быть омыты водою, безразлично – из источника или ручья, или даже моря,

    ежели они крестятся во имя Святой Троицы»

    1, с. 501

    Первые упоминания о специально выделенных местах для Крещения появляться во II веке. Так, по древнему преданию, «Папа Пий I (168 – 175 г.г.) освятил по просьбе св. Пракседы

    церковь в термах Новаты, и здесь же внутри устроил крещальный источник, в котором мн...

    Забрать файл

    Похожие материалы:


ПИШЕМ УНИКАЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Заказывайте напрямую у исполнителя!


© 2006-2016 Все права защищены