Христианство

    Дисциплина: Разное
    Тип работы: Реферат
    Тема: Христианство

    vit@media.prp.ru

    МГУК, Слободянюк И.П.

    В.С.

    Прежде чем приступать к анализу основного вопроса, необходимо рассмотреть

    немаловажную проблему, связанную с социальными истоками христианства.

    Под социальными истоками христианства (понятием достаточно многозначным)

    мы понимаем те социальные явления (и духовные и материальные), которые оказали влияние на происхождение, развитие, становления христианской религии и , следовательно, основных

    ее идей.

    1. Социальные истоки христианства.

    1.1. Религиозные истоки христианства

    Как и всякая новая религия христианство возникло не на пустом месте. Оно

    впитало идеи и представления ряда других религий, в первую очередь иудаизма.

    Вообще, можно указать на немаловажную преемственность ,неизменно существующую между ранними формами

    религии -мифами,

    с их политеизмом, обрядностью и проч. ,

    и самой религией , возникающей на их основе. По замечанию В. С. Нерсесянца эта преемственность имеет большое значение в области политико- правовых воззрений и

    прямо проявляется, например, в виде учений о божественном характере власти и порядка, о божественном праве и т.п.

    Христианство родилось первоначально среди евреев Палестины и других стран Ближнего Востока. Связь новой

    религии с иудаизмом проявилась в частности в том, что священное писание христиан- Библия включала как собственно христианские произведения, образовавшие новый завет, так и священные

    книги последователей иудаизма- Ветхий завет.

    Иудаизм- первая последовательно монотеистическая религия. В ней противоречиво сочетались суровые

    традиции

    древних племен с жертвоприношениями, насилием, жестокостью, и черты нового в духовной и нравственной сферах, подготовившие почву для христианства.

    Иудаизм представлял собой религию

    одного народа, считавшего себя избранником на том основании, что бог через Моисея дал ему закон. Приняв этот закон, евреи вступили в особые отношения c богом,

    заключили с ним договор, который обеспечивал им божественное покровительство в случае соблюдения всех его предписаний.

    Ростки нового в религии древних евреев заключались и в особых представлениях об истории- в Библии

    история трактуется как поступательное движение. Иудеи верили в пришествие мессии- спасителя, ниспосланного богом для установления справедливости.

    Из иудаизма Христианство заимствовало несколько основных идей: во-первых идею монотетеизма, т. е.

    признание одного бога, сотворившего мир и управляющего им, во -вторых идею мессианизма, в-третьих эсхатологию, т. е. идею гибели

    существующего мира в результате божественного вмешательства. При этом необходимо отметить, что в христианстве все они существенно трансформировались: монотеизм был впоследствии

    ослаблен учением о божественной троице, мессианизм из узкоэтнического превратился в учение о спасении всех людей через искупительную жертву Иисуса Христа.

    Эсхатология, т.е. учение о конце мира, связывалась с идеей вторичного пришествия Христа.

    Среди религиозных учений, групп, сект, массовое возникновение которых обуславливалось атмосферой

    неуверенности и ожидания конца, царившей в обществе, была одна, учение и организация которой имеют непосредственное отношение к истокам христианства.

    Мы имеем в виду Кумранскую общину и ее учение. И. С. Свенцицкая утверждает, что “влияние, оказанное кумранитами на религиозное учение первых христиан, было очень

    велико”.

    По справедливому замечанию И. Д. Амусина кумранское учение сыграло своего рода посредническую роль между ортодоксальным иудаизмом

    и христианством.

    История политических учений под ред. Нерсесянца, стр. 20.

    И. С. Свенцицкая. Раннее христианство: страницы истории. стр. 50.

    Кумраниты жили замкнутой общиной, для которой характерны были общность имущества, , обязательный труд всех членов общины, совместные трапезы, изучение религиозных текстов. Жизнь

    кумранитов была строго регламентирована.

    Каждый новый член общины должен был передать общине “все знание, труд и имущество” (Устав кумранской общины.). Как не услышать

    те же призывы

    у первых христианских общин!

    И. Д. Амусин указывает на большое сходство между идеологией и практикой кумранской общины, нашедших

    свое отражение в Уставе и раннехристианских общин.

    Мы, к сожалению, не можем останавливаться

    на всех возможных сопоставлениях и сравнениях между кумранской и христианской идеологиями . Отметим лишь некоторые важнейшие сходные черты.

    Если говорить об основополагающих сторонах религиозной философии кумранской общины - учения о дуализме (света и тьмы, добра и зла и т.д. ) и предопределении, то известно, что

    эти доктрины были распространены и среди раннехристианских общин. Отголосками дуалистических мотивов противопоставления света- тьме изобилуют новозаветные писания, в особенности же

    приписываемое Иоанну ( “дух истины и дух заблуждения” в первом посл. Иоанна IV, 6). Точно также другой кардинальный принцип христианского учения, необходимо вытекающий из

    учения о предопределении: “Да будет воля твоя ”, находит себе ,по-видимому , параллель в том же Уставе: “И все сделанное с ним он возжелает в добровольным предании

    себя и, кроме воли бога , ничего не хочет”(1QS IX, 24) .

    Известно, что одним из основных и в то же время оригинальных положений христианства является предписание не отвечать злом на зло (“А я говорю вам: не противься

    злому” -Матфей 5,39) Указание на это мы встречаем и в кумранском Уставе: “Я никому не воздам злом, а добром преследую..., ибо богу принадлежит суд над всеми живыми, и ему принадлежит

    воздаяние.”(1QS X, 17-18).

    Наконец, можно указать сходство в социальных принципах, “философии нищеты”, указывающих на результат

    действия общих факторов, действующих в аналогичных исторических условиях. И. Д. Амусин отмечает, что “ожидание мессии является не только религиозно-мифологической идеей. Социальный

    смысл мессианских чаяний заключается в жажде перемен, мечте о переустройстве мира. В то же время это является свидетельством отчаяния, вызванного сознанием невозможности только своими

    силами искоренить зло и социальную несправедливость на земле”.

    “В кумранской идеологии впервые пробила себе место идея замены избранничества целого этноса

    избранничеством индивидуума”

    Из всего этого некоторые ученые сделали закономерный вывод, что новым и целиком оригинальным являются

    не учения христианства и его историческая роль, не социальные принципы, социальная организация и повседневная религиозная практика раннехристианских общин а только божественная

    личность Христа, его спасительный подвиг придают христианству его новую сущность.

    Наряду с многочисленными чертами сходства между кумранрской и новозаветной литературой можно обнаружить

    немало различий . Основное различие заключается в том, что кумранская община ограничивалась верованием в грядущий приход мессии, в то время как само возникновение христианства связано

    с верой в уже состоявшийся приход мессии- Христа. Выступающий в кумранской литературе мессия еще не наделен специфическими чертами спасителя, в то время как новозаветный Христос

    прежде всего- избавитель и спаситель м...

    Забрать файл

    Похожие материалы:


ПИШЕМ УНИКАЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Заказывайте напрямую у исполнителя!


© 2006-2016 Все права защищены