Огюст Конт как родоначальник социологии

    Дисциплина: Социология
    Тип работы: Реферат
    Тема: Огюст Конт как родоначальник социологии

    Лекция третья

    Министерство образования и науки Республики Казахстан.

    Екибастузский инженерно-технический институт им. Ак. К. И. Сатпаева.

    Инженерный факультет.

    Кафедра Социально-гуманитарных дисциплин.

    Выполнил: ст. гр. БАУ-21

    Кенжигалиев Асхат Токанович

    Проверила: преподаватель

    Айтимова А. К.

    г. Экибастуз, 2006 г.

    Содержание

    1. Этапы жизни и творчества

    2. Идейные истоки

    3. Позитивизм как обоснование науки

    4. Социология как наука

    5. Объект социологии

    6. Метод: «объективная» и «субъективная» социология

    7. Социальная статика

    8. Социальная динамика

    9. От науки - к утопическому проектированию

    Введение

    ыл ли Огюст Конт подлинным создателем, «отцом» социологии - воп­рос

    спорный. Бесспорно то, что он стал ее крестным отцом, так как дал ей имя, изобрел само слово «социология». Правда, блюстители чистоты науч­ного языка нередко подчеркивали «варварский»

    характер имени, которым он назвал новорожденную науку об об­ществе; ведь оно составлено из слов, взя­тых из двух разных языков: латинского «societas» («общество») и греческого «logos»

    («слово», «учение»). Как бы то ни было, уже благодаря тому, что Конт придумал слово «социология», он инте­ресен для истории этой науки. Но дело, конечно, не в названии. Далее мы уви­дим,

    сколь значительным был вклад это­го мыслителя в становление социологии как таковой.

    1. Этапы жизни и творчества

    ранцузский философ Огюст Конт родился 19 января 1798 г. в городе Монпелье

    в семье чиновника средней руки, сборщика податей. Родители Конта были правоверными монархистами и католиками, но сам он рано отходит от тра­диционных ценностей своей семьи и становится

    приверженцем идеалов Великой Французской революции. После окончания интерната-лицея в родном Монпелье в 1814 г. он поступает в Политехническую школу в Па­риже, в которой царят либеральные

    и республиканские идеи.

    В это время Конт усердно изучает математику и другие точные науки; он

    также читает множество трудов по философским, экономическим, социальным проблемам. И в лицее, и в Политехнической школе он от­личался серьезностью и замкнутостью, сторонился юношеских

    забав и развлечений, будто стремясь своим поведением доказать справедливость французской пословицы: «Кто хочет быть молодым в старости, должен быть старым в молодости». При этом юный

    Огюст был весьма самостоятелен в своих взглядах; не признавая навязываемых авторитетов и внешней регламентации, он уважал только интеллектуальные и нравственные до­стоинства. Поэтому он

    нередко участвовал в конфликтах с начальством. Один из таких конфликтов (учащиеся выступили против одного из преподавателей), в котором Конт играл активную роль, послужил поводом к

    временному закрытию Политехнической школы в 1816 г. Конт был отправлен в Монпелье под надзор полиции, и ему уже не суждено было завершить свое образование. Вернувшись вскоре в Париж, он

    начинает самостоятельную жизнь, давая частные уроки по математике.

    В 1817г. Конт становится секретарем Сен-Симона, сменив в этой долж­ности

    известного историка Огюстена Тьерри. Первоначально взаимоотно­шения юного ученика и знаменитого учителя носят дружеский характер, и Конт, по существу, является одним из участников школы

    сенсимонизма. Он подчеркивает безграничное уважение к Сен-Симону и активно сотруд­ничает в его изданиях. Но постепенно, как это нередко случается у близко соприкасающихся выдающихся

    людей, возникают споры об авторстве и приоритетах; их взаимоотношения портятся и в 1824 г. заканчиваются раз­рывом.

    В 1826 г. Конт приступает к чтению платных публичных лекций по фи­лософии

    на дому. Лекции были прерваны из-за его тяжелого психического заболевания и возобновились в 1829 г. С 1830 по 1842 г. Конт осуществляет грандиозный проект: издание 6-томного «Курса

    позитивной философии». Во второй половине 40-х годов он, помимо сугубо интеллектуальных заня­тий, обращается к проповеднической и практической организационной де­ятельности, пропагандируя

    позитивизм как политическое, религиозное и моральное учение. В 1847 г. он провозглашает Религию Человечества, в 1848 - создает Позитивистское общество. Последние годы жизни он был занят

    разработкой нового религиозного учения и культа, провозгласив себя первосвященником Религии Человечества. Умер Конт 5 сентября 1857 г. в окружении своих учеников.

    Конт не занимал сколько-нибудь прочных позиций в академической си­стеме

    тогдашней Франции. Его попытки получить кафедру или занять дол­жность штатного преподавателя в Политехнической школе и в Коллеж де Франс оказались безуспешными, и он вынужден был

    довольствоваться скромной ролью репетитора и экзаменатора в Политехнической школе, пробавляясь также частными уроками. Это обеспечивало ему весьма скуд­ные средства существования.

    Последние годы жизни он жил на средства, собираемые по подписке его сторонниками-позитивистами.

    На жизнь и деятельность Конта оказали влияние две женщины, кото­рые,

    благодаря этому, в известном смысле вошли в историю социологии вместе с ним. Влияние одной из них сам он расценивал как пагубное и считал связь с ней единственной серьезной ошибкой,

    совершенной в жиз­ни. Это была его жена Каролина Массен, которую он обвинял в порочно­сти и, главное, в бессердечии. Ожесточенные и частые конфликты с ней приводили время от времени к

    резким обострениям его душевного забо­левания. В конце концов, супруги расстались. Влияние другой женщины Конт оценивал как истинно благодатное; оно сказалось отчасти в том, что в конце

    жизни он энергично подчеркивал превосходство чувства («сердца») над разумом и, по существу, из проповедника новой науки превратился в проповедника новой религии. Звали эту женщину

    Клотильда де Во. Конт познакомился с ней в 1845 г., за год до ее смерти. Он страстно (и безот­ветно) полюбил эту 30-летнюю женщину и боготворил ее до конца своих дней. Любовный экстаз

    постепенно перерос у него в экстаз религиозный. Он прославил Клотильду де Во в предисловии к своей четырехтомной «Си­стеме позитивной политики» и разработал посвященные ей особые

    риту­альные действа, которые неуклонно и тщательно исполнял.

    Стиль сочинений Конта отражает, по-видимому, особенности его лич­ности.

    Он отличается растянутостью изложения, длиннотами, громоздки­ми фразами, частыми повторами. Конта совершенно не волнует красота стиля, но он всячески стремится к полноте и точности в

    изложении своих мыслей. Эти особенности парадоксальным образом сочетаются с любовью к сочинению афоризмов и девизов, нередко весьма эффектных и запоминаю­щихся. Вот некоторые из них:

    «Порядок и прогресс», «Знать, чтобы пред­видеть, предвидеть, чтобы мочь», «Знать, чтобы мочь, думать, чтобы действовать», «Жить для других», «Жить при ясном свете», «Любовь как принцип,

    порядок как основание, прогресс как цель», «Мы разрушаем толь­ко то, что заменяем» и т. п.

    Хотя в ранние годы Конт читал очень много, впоследствии, разрабаты­вая

    свою философскую систему, он подчинил себя режиму так называемой «мозговой гигиены» с целью не заражаться чужими воззрениями. Соглас­но этому режиму он на протяжении многих лет не ...

    Забрать файл

    Похожие материалы:


ПИШЕМ УНИКАЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Заказывайте напрямую у исполнителя!


© 2006-2016 Все права защищены