Органицизм в русской социологии XIX века

    Дисциплина: Социология
    Тип работы: Реферат
    Тема: Органицизм в русской социологии XIX века

    Российский химико-технологический университет им. Д.И. Менделеева.

    Институт проблем устойчивого развития

    Кафедра социологии

    Предмет:

    История и теория социологии

    Вид работы:

    реферат

    Тема:

    Органицизм в русской социологии

    века

    Выполнил:

    Студент группы ПР-23 Запольский А.Э.

    Проверил:

    Профессор, Доктор Философских наук, заведующая кафедрой социологии РХТУ им. Менделеева Губина С.А.

    Москва 2002 г.

    План

    Часть

    : Истоки русского органицизма ….

    ………………………………...4-5

    Часть

    Органическая школа

    2.1.

    Лилиенфельд-Тоаль П.Ф. …..…………...………………...…..5-7

    2.2.

    Новиков Яков Александрович………………………………....7-9

    Часть III: Механистическая школа

    3.1.

    Стронин Александр Иванович…………………………………..9

    Часть

    : Географическая школа

    4.1.

    Мечников Лев Ильич………………………………………....9-11

    Часть

    :Заключение:

    Моя личная позиция………………………………….11

    Библиографический список…………………………………………………..12

    Часть

    : Истоки русского органицизма

    Органицизм начал развиваться в России с началом индустриализации России в 60ых годах

    века. Бурное промышленное развитие, разрыв традиционных связей в обществе, урбанизация, появление новых социальных слоёв вело к усложнению общественного строя. Ранее находившаяся

    в «дрёме» феодального строя государственная машина всё чаще стала давать сбои, росла социальная напряжённость, усиливалось расслоение и, соответственно, усиливались экстремистские

    настроения в обществе. Все эти проблемы нуждались в скорейшем разрешении, причём ни одну из них нельзя было решить саму по себе, без решения всех остальных. Напряжённость заставляла

    людей и прежде всего учёных, общественных деятелей искать комплексное решение и общий принцип, по которому можно будет действовать.

    На фоне этих исканий и вырос русский органицизм. Органицизм развивался в России практически одновременно с западным. В то время как первый труд органициста Лилиенфельда «Мысли о

    социальной науке будущего» вышел в 1872 году, первый труд Спенсера «Социальная статика» вышел в 1850 году. Как видно разница небольшая, поэтому русская органистическая мысль

    обогащалась западной на всём протяжении её становления. Однако русские социологи-органицисты тоже в свою очередь оказывали сильное влияние на западных. Так Лилиенфельд оказал сильное

    влияние на таких видных западных социологов как Рене Вормс и Альберт Шеффле.

    Оганицизм как явление социологической мысли развился из естественных наук (биология, география). Середина - конец

    века ознаменовалась расцветом естественных наук, важнейшие научные открытия того времени были сделаны в естественнонаучных областях, а научные труды таких учёных как Дарвин,

    Менделеев, Сеченов, Тимирязев перевернули представления людей об окружающем мире. Открытия учёных способствовали интеграции естественно-научного и социального знаний. Представители

    органистической школы проводили аналогию с живым организмом и обществом. Они считали, что основные законы развития одинаковы как для живой природы, так и для общества. Тем самым

    органицисты ещё больше приблизили человека к его среде обитания, в то время как традиционалисты и марксисты считали человека высшим существом, стоящим гораздо выше природы.

    Представители органистического направления объективно считали человека неразрывно связанным с природой общими законами развития и существования. В конце концов, человек является таким

    же биологическим видом, как и

    все живые существа на этой планете, значит и законы его существования такие же…

    Русский органицизм можно разделить натри составляющих: органическую, механическую и географическую школы. К первой относятся такие социологи как Лилиенфельд-Тоаль и Новиков,

    второе направление создал Стронин, к третьему принадлежит Мечников.

    Органическое направление – стержень и идейная сердцевина всего русского органицизма. Лилиенфельд-Тоаль по праву считается главным органицистом России. Его воззрения были новыми

    не только для России, но и Европы. Органицизм в России, что примечательно развивался почти одновременно с западным. Первый труд Герберта Спенсера

    вышел в 1872 году, а Лилиенфельд-Тоаль выпустил свой труд «Мысли о социальной науке будущего» всего лишь через 7 лет в 1879 году. Учение Л. оказало сильное влияние

    на таких западных социологов как Альберт Шеффле

    и Рене Вормс. Органическое направление отождествляет в определённом смысле общество с природным живым организмом, однако, как многие считают, органицисты не лишают

    общество людей его сверхъестественной «свободно-разумной воли». Разумно-свободная воля является неотъемлемой

    частью общественного организма, но как и у любого другого организма у неё есть собственные законы развития и функционирования, сходные с природными.

    В русском органическом направлении присутствует также и социолог, резко критикующий определённые формы органицизма, в то же время являющийся органицистом. Яков Александрович

    Новиков резко критикует такое направление преимущественно западной органической мысли как «социальный дарвинизм». Новиков объективно, по моему мнению, критикует социальный дарвинизм

    за чрезмерную примитивизацию общественных законов и процессов, полностью отождествляя их с законами и процессами в животным мире.

    Механическое направление – довольно редкое в русской социологической мысли. Его развивал А. Стронин. Он считал, что общество подчиняется законам механики, физики, математики.

    Общественную модель он строил на основании геометрической фигуры – пирамиды, по его мнению самой устойчивой фигуре. Процессы идут по законам физики и механики.

    Последнее направление выросло их такой естественной науки как география. Его ярчайшим представителем является Лев Ильич Мечников, хотя этим направлением также

    занимался и Ковалевский. Мечникову принадлежит теория трёх этапов развития цивилизации, основанных на географических условиях. По его мнению есть три среды

    развития цивилизации: речная, морская и океаническая. Самая простая – речная, более сложная морская и венец развития – океаническая.

    Часть

    : Органическая школа

    2.1. Лилиенфельд-Тоаль Павел Фёдорович.

    Биография.

    Лилиенфельд-Тоаль, Павел Федорович (1829 - 1903)- социолог; окончил курс в Александровском лицее, был мировым посредником в Петербургской губернии, председателем петергофской

    земской управы, курляндским губернатором и сенатором. В 1860 г. издал, под псевдонимом Лилиева, \"Основные начала политической экономии\", а в 1872 г. - \"Мысли о социальной науке

    будущего\", под инициалами П. Л. (появилось также и на немецком языке, в значительно дополненном виде). Признание человеческого общества за организм не в переносном смысле, а в значении

    естественно-реального явления - основная мысль этого труда. Пользуясь сравнительно-биологическим методом, Лилиенфельд-Тоаль старается установить социально-эмбриологический закон, по

    которому при развитии отдельного человека замечаются те же периоды, как и при развитии всего человечества.

    Что такое общество м как его изучать?

    Исходной точкой развития своих взглядов Лилиенфельд видит разграничение источников знания, из которых человек черпает его на протяжении всей ...

    Забрать файл

    Похожие материалы:


ПИШЕМ УНИКАЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Заказывайте напрямую у исполнителя!


© 2006-2016 Все права защищены