Психологические проблемы урегулирования межэтнических конфликтов

    Дисциплина: Социология
    Тип работы: Реферат
    Тема: Психологические проблемы урегулирования межэтнических конфликтов

    Содержание

    Введение………………………………………………………………..3

    1. Сущность этнических конфликтов………………………..5

    2. Причины и факторы этнических конфликтов…………..7

    3.Способы урегулирования этнических конфликтов…..….8

    Заключение…………………………………………………………..14

    Список литературы…………………………………………………16

    Введение.

    Этнос характеризуется существованием жестких культурных и социальных механизмов интеграции, которые обусловливают стремление личности

    видеть оправдание своего существования, основную ценность в своем растворении в сообществе. В основе отношений древних сообществ лежит представление о том, что все общности вне «мы»

    – нечто чуждое, несущее в себе абсолютную, реальную и потенциальную враждебность людям, т.е. членам данного этноса. На первых ступенях развития человечества определяющим отношением

    между этносами был геноцид, т.е. потенциальная и реальная угроза взаимного истребления.

    Столкновения между этносами в древности рассматривалось сторонами как естественные и неизбежные, требующие мобилизации всех воинских сил

    этноса. Идеальная модель «войны против всех», если под «всеми» понимать обособленные сообщества, имеет своим историческим прототипом именно эту ситуацию. Хотя бесконечное количество

    этносов, племен исчезло во взаимной борьбе, тем не менее, человечество сумело уцелеть, так как всегда существовал противоположный полюс, т.е. возможность сосуществования этносов, их

    слияния, всегда в той или иной форме и масштабах существовал механизм культурного взаимопроникновения.

    Проблема этнических конфликтов в течение последних десятилетий является одной из наиболее актуальных тем для исследователей,

    представляющих различные сферы науки. Главная причина столь пристального внимания к данному вопросу заключается в трудноразрешимости подобного рода конфликтов, которые к тому же

    стали одним из наиболее распространенных источников общественных противоречий и политической нестабильности. Большинство существующих в настоящее время конфликтов можно

    идентифицировать как этно-религиозно-территориальные. Это косовский, баскский, ольстерский, карабахский, грузино-абхазский кризисы и другие. Огромное количество этнических

    конфликтов продолжает дестабилизировать ситуацию в странах Африки и Латинской Америки.

    Для Российской Федерации данная проблема также одна из наиболее серьезных. Можно уже говорить о том, что один из конфликтов,

    развернувшихся на территории России – чеченская война, в основе которой лежит, в том числе этническая компонента, – одно из крупнейших политических событий конца ХХ века.

    Аргументами в пользу справедливости последнего положения могут служить крайняя острота конфликта, повышенный интерес мировой общественности к событиям, развивающимся на территории

    Чечни, волна религиозных и национальных выступлений во всем северокавказском регионе, которую подхлестнула война в Чеченской Республике.

    События последних лет продемонстрировали, что этнические конфликты в различных частях мира выходят за рамки внутригосударственных и даже

    региональных. Это имеет особое значение в связи с тем, что регионы этнической нестабильности ассоциируются все чаще и в периодической, и в научной литературе с потенциальными

    субъектами международного терроризма.

    Сущность этнических конфликтов.

    Этнический конфликт - момент кульминации межэтнических противоречий, принимающих характер открытой конфронтации. Психологический словарь

    дает, к примеру, следующее определение: \"Этнический конфликт - форма межгруппового конфликта, когда группы с противоречивыми интересами поляризуются по этническому признаку\".

    Заметное место в современной жизни занимают национально-этнические конфликты – конфликты на основе борьбы за права и интересы этнических

    и национальных групп. Чаще всего они связаны со статусными или территориальными претензиями. Опыт СССР, Югославии и Чехословакии свидетельствует, что фиксирование за

    этносом-меньшинством определенной территории, как правило, чревато отделением этой территории. В мире существует сотни таких конфликтов в различных странах: Англия – Северная

    Ирландия, Франция – Корсика, Испания – баски, Турция – курды, Греция/Турция – Кипр. Также и на постсоветском пространстве существуют такие конфликты: Грузия – Абхазия, Молдова –

    Приднестровье, Армения/Азербайджан – Нагорный Карабах, Таджикистан/Узбекистан – Афганистан и др.

    Различают несколько форм этнических конфликтов: межэтническая напряжённость и политическая борьба, спорадическое насилие и погромы,

    этнические чистки, открытая вооружённая борьба. Почву для таких конфликтов могут составлять прошлые межэтнические распри, войны, совершённое в отношении этнической группы насилие со

    стороны других групп или государства, религиозная нетерпимость и культурно-исторические споры. Их участниками могут быть представители одной и более этнических групп, он может

    носить межгрупповой характер или происходить между группой и государством.

    К этническим относят конфликты любых форм (организованные политические действия, массовые беспорядки, сепаратистские выступления,

    гражданские войны и пр.), “в которых противостояние проходит по линии этнической общности”. Их основные особенности таковы:

    1. Все межэтнические конфликты носят комплексный, сложносоставной характер. Поскольку суть их определяется в конечном счете стремлением

    этноса к собственной государственности (даже если в настоящий момент такая цель и не ставится ввиду отсутствия реальной возможности ее достичь), то эти конфликты неизбежно

    становятся политическими. Но этого мало: для того чтобы этнический кризис “созрел”, этнос должен чувствовать себя дискриминированным и по социально-экономическим показателям (низкий

    уровень доходов, преобладание не престижных профессий, недоступность хорошего образования и т.д.), и по духовным (притесняют религию, ограничивают возможности использования языка,

    не уважают обычаи и традиции...). Так что любой межэтнический конфликт— это даже не “два в одном”, а и три, и четыре “обычных” конфликта в едином межэтническом пространстве.

    2. Конфликты этого рода всегда отличаются высоким накалом эмоций, страстей, проявлением иррациональных сторон человеческой

    природы.

    3. Большинство из крупных этнических конфликтов имеют глубокие исторические корни. А если даже таковых и нет, то конфликтующие стороны их

    непременно создадут псевдоисторическими изысканиями типа: “Наши предки всегда здесь жили!”.

    4. Этнические конфликты характеризуются высокой мобилизацией. Защищаемые этнические особенности (язык, быт, вера)— это не свобода слова

    или собраний, которые волнуют далеко не всех. Эти особенности составляют повседневную жизнь каждого члена этноса, что и обеспечивает массовый характер движения в их защиту.

    5. Межэтнические конфликты носят “хронический” характер, они не имеют окончательного разрешения. Ибо этнические отношения весьма

    подвижны. И та степень свободы и самостоятельности, которой удовлетворяется нынешнее поколение этноса, может показаться недостаточной следующему.

    2. Причины и факторы этнических конфликтов.

    В зависимости от причин конфл...

    Забрать файл

    Похожие материалы:


ПИШЕМ УНИКАЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Заказывайте напрямую у исполнителя!


© 2006-2016 Все права защищены