Развитие гендерных исследований в США и Западной Европе

    Дисциплина: Социология
    Тип работы: Реферат
    Тема: Развитие гендерных исследований в США и Западной Европе

    Министерство образования и науки Российской Федерации

    Сыктывкарский государственный университет

    Факультет психологии и социальной работы

    Реферат

    на тему

    Развитие гендерных исследований в США и

    Западной Европе

    Исполнитель:

    студентка 731 группы

    _________С.В.Конакова

    «___»__________2005 г.

    Сыктывкар 2005

    Введение

    Для анализа возникновения и динамики изучения гендерных отношений

    исполь­зуется подход социологии знания. \"Основной тезис социологии знания заключается в том, что существуют типы мышления, которые не могут быть адекватно поняты

    без выявления их социальных корней... Социология знания стремится понять мышление, его конкретные связи с исторической и социальной ситуацией\" . Применяя этот тезис к гендерным

    исследованиям и исследованиям женщин,

    различают онтологи­ческие, политические, гносеологические и когнитивные факторы развития этих иссле­дований. Онтологические факторы - это повседневные практики

    внутри- и межполо­вых отношений, оформленных как конвенции гендерных контрактов. К политическим факторам мы причисляем опыт женского движения, проблематизирующий гендерные отношения.

    Гносеологические факторы в данном случае понимаются как познаватель­ные установки анализа гендерной проблематики. Когнитивные факторы включают в себя знание и рефлексию гендерных

    отношений, связанные с участием в женском движении.

    Как же \"работают\" эти факторы в западном контексте? Институционализация ис­следований женщин и гендерных исследований в западных обществах происходит на­чиная с 1970-х годов.

    Исследования развиваются как когнитивная практика женского движения второй волны, опираясь на критическое осмысление некоторой социальной теории. В результате происходит адаптирование

    макросоциальной теории к гендерной проблематике. Выделяют три исследовательских направления, развившихся в резуль­тате женского движения: 1) либеральный феминизм - полоролевой подход,

    2) ради­кальный феминизм - исследования женщин и 3) конструктивизм - гендерные иссле­дования. Эти направления развивались, сменяя и отрицая друг друга, и в настоящее время

    сосуществуют в рамках научного сообщества. Перейдем к рассмотрению каждого из направлений.

    Гендерные исследования на западе и США

    Либеральный феминизм

    - полоролевой подход (

    role

    theory

    Основной пафос этого подхода - в обеспечении равенства мужчин и женщин в публичной сфере. В он­тологическом смысле либеральное направление женского движения

    проблематизировало гендерный контракт \"домохозяйки\", доминирующий в западном обществе. Конвен­ции гендерного договора, предписывающего женщине роль домохозяйки, закрепляют такие

    параметры ее положения, как отсутствие экономической независимости и само­стоятельного источника существования, выполнение материнской и супружеской роли в семье. В результате такой

    гендерной конвенции одинокие и бездетные женщины оказываются исключенными и воспринимаются как девиации. При этом опыт белой замужней матери среднего класса экстраполируется на другие

    категории женщин.

    Такая гендерная онтология осмысливалась по-разному. Пожалуй, самой значи­тельной на всех этапах развития феминизма стала работа С. де Бовуар \"Второй пол\" (1949), где была

    представлена экзистенциалистская трактовка различия полов и сфор­мулирован лозунг \"женщиной не рождаются, женщиной становятся\". Однако в гегемонной социологической теории

    соответствующая онтология отношений между полами была закреплена в структурном функционализме. Классик этого направления Т. Парсонс в 40-50-х годах выразил предписанный статус

    домашней хозяйки в американском обществе через концепцию полоролевого разделения на примере семьи. Согласно его теории, женщина выполняет экспрессивную роль в социальной системе,

    мужчина -инструментальную . Экспрессивная роль заключается в установлении внутренних отношений между семьей и другими социальными системами, инструментальная роль- это роль

    добытчика.

    Хотя позиция Парсонса впоследствии была подвергнута критике , а затем и пол­ному забвению со стороны феминистской мысли , его анализ разделения половых ролей проясняет и

    подтверждает онтологические основания положения женщины в западном обществе накануне возникновения женского движения второй волны. Более того, сам полоролевой подход стал первой

    теорией, объясняющей функционально обусловленное различие мужской и женской ролей в семье и обществе. Он позволил применить понятия социализации, ролей и статусов к интерпретации

    различий положе­ния женщин и мужчин в обществе. В рамках этого подхода были выявлены напряже­ния половых ролей и сформулировано положение о кризисе американской семьи и,

    соответственно, мужественности и женственности.

    Обратимся к политическим факторам, способствующим переформулированию полоролевого подхода в теорию либерального феминизма. К концу 60-х годов стало оче­видно, что гендерный

    контракт домохозяйки неприемлем для женщин с высшим обра­зованием, а также для одиноких и незамужних. Именно они и стали активистками жен­ского движения в это время, требуя равенства

    в сфере политики и экономики.

    Либеральный феминизм рассматривается как вариант полоролевого подхода, пре­ломленного в опыте женского движения. Либеральные феминистки осмысливали поло­жение

    женщин в рамках парсонсианства, формулируя тезис об угнетении женщин и мужчин предписанными им традиционными ролями. Такая когнитивная установка вы­двинула перед движением

    политическую задачу изменения ролей, в частности выхода женщины за пределы роли домохозяйки. Вызов гендерным конвенциям контракта домохозяйки подразумевал обширную программу

    социальных преобразований в сис­теме образования, в производственной, политической и законодательных сферах. Все эти реформы направлены на обеспечение равных прав и возможностей

    женщин в публичном мире, на изменение гендерного контракта в сторону \"равного статуса\".

    Эпистемологической установкой либерального феминизма стала ориентация на но­вое, \"объективное\" знание о женщинах (и мужчинах). Такое \"истинное\" знание пред­полагалось получить,

    сделав женщин \"видимыми\", т.е. включив их в качестве субъек­та и объекта познания. Данная методология стала называться \"добавление женщин\" (

    adding

    women

    ). Включить женщин как субъект познания на данном этапе означало обеспечить фактическое присутствие их в научном сообществе. Включить как объект - означало сделать женский опыт

    предметом исследования. Для выполнения этой двойственной стратегии в рамках либерального феминизма разрабатываются, с одной стороны, программы обеспечения женских квот на различных

    статусных по­зициях, а с другой - обсуждаются женская история, женская литература, женский труд, т.е. изучаются женщины.

    Радикальный феминизм - исследования женщин (

    women

    studies

    Главная идея этого направления заключается в том, что никакие правовые меры не в силах унич­тожить патриархатные отношения между полами. Женщина останется угнетенной до тех пор,

    пока не будут осмыслены истинные основы патриархата, заключенные в сфе­ре приватности и интимности. Сексуальность и репродуктивные возможности интер­претир...

    Забрать файл

    Похожие материалы:


ПИШЕМ УНИКАЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Заказывайте напрямую у исполнителя!


© 2006-2016 Все права защищены