Современный студент и музыка

    Дисциплина: Социология
    Тип работы: Реферат
    Тема: Современный студент и музыка

    Новосибирский государственный архитектурно-строительный университет (Сибстрин)

    Кафедра социологии

    Реферат

    Тема: Музыка и современный студент

    Выполнил: ст. гр. 391

    Копытова О.С.

    Проверил: Кулаков П.А.

    Новосибирск 2009

    Содержание

    Введение

    Музыкальные предпочтения молодежи

    Социальные представления о поп-музыке у студенческой аудитории

    Рок-музыка как признак и фактор социокультурной

    трансформации

    Заключение

    Приложение

    Список литературы

    Введение

    Жизнь была бы ошибкой без музыки

    Фридрих Ницше (Friedrich Nietzsche)

    Ничто так не отличает нынешнее поколение, как его поглощенность музыкой. Огромное число молодых людей от десяти до двадцати лет живет исключительно ею.

    Это их страсть. Ничто не возбуждает их так сильно. Они не способны всерьез воспринимать что-нибудь другое. В школе, институте или дома они только и ждут возможности подключиться к

    своей музыке.

    Место и роль музыки в формировании общечеловеческих ценностей определяется многофункциональностью музыкального искусства. Так, в число важнейших функций

    музыки входит эвристическая, информационная, познавательная, коммуникативная, организаторская, эстетическая и др.

    Музыкальная культура - это сложная социальная система, которая включает в себя часть художественной культуры данного общества и представляет

    совокупность накопленных обществом ценностей музыкального искусства, а также деятельность людей и соответствующих учреждений по производству, сохранению, распределению и потреблению

    этих ценностей.

    Под музыкальной культурой личности подразумевается: во-первых, индивидуальный социально-художественный опыт, обусловливающий возникновение высоких

    музыкальных потребностей; во-вторых, свойства личности, показателями которых является музыкальная развитость (любовь к музыкальному искусству, эмоциональное ее восприятие, потребность

    в различных образцах художественной музыки, музыкальная наблюдательность) и музыкальная образованность (владение способами музыкальной деятельности, искусствоведческими знаниями,

    эмоционально-ценностное отношение к искусству и жизни, «открытость» к новым музыкальным направлениям, знаниям о современном искусстве, а также устойчивость музыкально-эстетических

    традиций, художественный вкус, критическое избирательное отношение к разнообразным музыкальным явлениям).

    Целью данной работы является анализ музыкальной культуры в качестве фактора формирования общечеловеческих ценностей у современного студента в условиях

    трансформации общества. В соответствии с данной целью поставлены следующие задачи: раскрыть место и роль музыкальной культуры в жизни молодежи от школьного возраста, до

    студенчества.

    Музыкальные предпочтения молодежи

    Основными социальными институтами, которые влияют на духовное развитие современной молодежи являются семья, школа, социум. Поэтому для понимания места и

    значения музыки в жизни современного студента, необходимо иметь представление о музыкальных вкусах и предпочтения школьника. Именно в раннем возрасте закладываются качества, которые,

    в последствии, определяют восприятие мира в целом и музыкальной культуры, в частности.

    В информационную базу исследования вошли результаты авторских социологических исследований, проведенных на базе школ городов Казани, Набережные Челны,

    Нижнекамск, Лениногорск, а также школ сельской местности Республики Татарстан в период с 2002 по 2004 год. Выборочная совокупность составила 1200 человек. Из них: городских детей –

    74,6%, сельских – 25, 4%. Распределение по национальности: татары – 49%, русские – 44,3%, другой национальности – 6,7%. Предельная ошибка репрезентативности составляет 5%.

    Школьникам был задан вопрос: «Какую музыку предпочитают Ваши родители?» (см. табл. 1). Из приведенной таблицы видно, что родители предпочитают

    популярную и современную эстрадную музыку. Дома звучит музыка эстрадная, развлекательного характера, которая исполняется на эстраде, по радио, ТВ. Народную и классическую музыку

    родители отводят на второй план. Это свидетельствует о том, что необходимо искать новые пути в пропаганде лучших образцов народного и классического музыкального наследия. Важная роль

    в этом процессе на современном этапе принадлежит СМИ, средствам рекламы и PR (паблик рилейшнз).

    Анализ отношения школьников к музыкальным жанрам подтверждает, что ведущее место у них занимает развлекательная музыка. Большинство опрошенных

    школьников привлекает рок-музыка – хип-хоп, поп, рэп и др. музыкальные направления. По их мнению, рок-музыка помогает поднять настроение, она легко запоминается, в ней бьется пульс

    нашего времени. Дети в младшем школьном возрасте предпочитают классическую музыку, потому что в начальных классах на уроках звучит много музыкальной классики (Бетховен, Шуман,

    Чайковский, Прокофьев, Кабалевский и др.).

    С возрастом музыкальные приоритеты подростков меняются в сторону увлечения музыкой развлекательного характера (см. табл.2), поэтому необходимо

    преодолевать односторонность музыкальных предпочтений молодежи, т.е. «коэффициент однообразия». Повысить уровень культуры молодежи не может одна рок-культура. Необходимо разнообразие

    музыкальных направлений.

    Из полученных данных, очевидно, что популярность рока (ему отдали предпочтение 45,2% респондентов всех возрастов) основывала на его способности прямого

    физиологического воздействия на эмоции слушателей.

    На вопрос: «Ваши любимые виды искусства?» - школьники на первое место поставили кино (67,8%) и музыку (67,4%), на второе - литературу (23,6%), а на

    третье - театр (20,3%), далее - живопись (12%), архитектура (7,5%). Полученные нами результаты, что музыка сегодня обгоняет другие виды искусства по плотности функционирования, а

    следовательно, и по «объему» потребления, подтверждаются данными других социологов [1,2]. Доступность, широкое распространение музыки с помощью современных технических средств

    массовой коммуникации, эмоциональная выразительность музыкального языка создают благоприятные условия для освоения личностью музыкальных ценностей.

    Восприятие происходит в процессе слушания музыки: все сочиняемые музыкальные произведения предназначаются для восприятия, и их дальнейшая судьба зависит

    от аудитории слушателей.

    В среднем школьном возрасте (11-14 лет) на процесс музыкального восприятия влияет предшествующий музыкальный опыт, который зависит от качества

    прослушанного музыкального материала. Углубленная эмоциональная отзывчивость на музыку формируется позже и является характерной особенностью уже юношеского возраста, когда достигается

    определенная гармоничность восприятия и осмысления с достаточно разумными и самостоятельными оценочными суждениями. С возрастом у детей все больше проявляется различие в музыкальном

    восприятии в условиях систематического и целенаправленного музыкального воспитания.

    Главным и определяющим фактором формирования общечеловеческих ценностей является музыкальный образовательный уровень. С его повышением возрастает общий

    культурный уровень личности, а также знание нотной грамоты. Отсюда и более высокий интерес детей к серьез...

    Забрать файл

    Похожие материалы:


ПИШЕМ УНИКАЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Заказывайте напрямую у исполнителя!


© 2006-2016 Все права защищены