Социальная утопия эпохи Возрождения. Т.Мор и Т.Кампанелла

    Дисциплина: Социология
    Тип работы: Реферат
    Тема: Социальная утопия эпохи Возрождения. Т.Мор и Т.Кампанелла

    Московский Государственный Университет им. М.В. Ломоносова

    Факультет Мировой Политики

    Социальная утопия эпохи Возрождения.

    Т.Мор и Т.Кампанелла

    Реферат

    Студента

    курса

    Дубатова Ильи Владимировича

    Москва, 2006

    Введение

    Я обратился к данной теме в своем реферате, потому что тема социальной утопии, надежды на лучшую жизнь, на справедливую и честную власть, социальное равенство и отсутствие классовой

    системы еще с древнейших времен занимала величайших мыслителей самых разных цивилизаций. Об тех самых местах, которых нет, и не может быть, говорили еще в древнем Китае, эту тема

    развивал Платон, но создание той самой модели этого совершенного (на взгляд автора) государства, пусть и без указания путей образования этого места в реальном мире, бесспорно является

    заслугой Томаса Мора и Томмазо Кампанеллы, написавших «Утопию» и «Город Солнца», которые сделали имена своих авторов бессмертными.

    Что ни говори, в Средние века жить было плохо и скучно, если не сказать больше. Никаких благ цивилизации, разруха, грязь, обман, необразованность, отсутствие приличной медицины –

    люди тысячами умирали от эпидемий. Плюс ко всему не было равенства и не было свободы. Верховные правители распоряжались чужими жизнями, как хотели, могли казнить любого. Вот тут-то и

    появляется в литературе такой жанр, как утопический роман. Попросту говоря, просвещенные люди (умевшие обращаться с пером и бумагой, таких тогда было немного) писали истории о

    вымышленных государствах, где отсутствовали все те ужасы, которые их окружали. Они описывали общества без изъянов и несправедливости, где были все равны и одинаковы.

    Несмотря на невозможность создания таких обществ, в книгах Мора и Кампанеллы присутствует ряд идей, которые были довольно прогрессивными для их времени и которые (пусть и не все)

    реализованы в современном мире. Для более конкретных выводов необходимо обратиться к произведениям, ставшим темой данного реферата, и проанализировать их.

    Томас Мор: «Утопия»

    «Книга, столь же полезная, сколь и забавная»

    Томас Мор был канцлером у одного из самых жестоких из английских королей – Генриха 8 [2, 345]. Таким образом, о государственных делах он знал не понаслышке. В то же время, багаж

    накопленных обществом к тому времени политологических знаний был настолько мал, что вряд ли даже столь выдающийся человек мог предложить работающую модель общественного строя. В то же

    время Мор видел несправедливость, творившуюся вокруг, и решил воплотить свои мечты об идеальном государстве в романе «Утопия», название которого впоследствии стало нарицательным.

    Вообще-то книжка называлась «Золотая книга, столь же полезная, сколь и забавная, о наилучшем устройстве государства и его новом острове Утопии». Само слово «Утопия» переводится с

    латыни как «место, которого нет и не может быть» [3, 107], что наводит на мысль о том, что и сам автор не верил в возможность осуществления того, о чем он пишет. Это, однако, не мешало

    советским исследователям называть Мора чуть ли не

    первым коммунистом.

    Попытки изобретения идеального общественного устройства были и до Мора. В частности, в трактате «Политика» Платона, который сам Мор хорошо знал и из которого заимствовал многие идеи.

    «Достаточно внимательно прочитать \"Государство\" Платона и \"Утопию\" Т. Мора, чтобы убедиться, насколько велико было влияние первого на второго. Совпадают не только отдельные положения и

    принципы устройства идеального государства у одного и другого мыслителя, но порой даже и словесные выражения.

    Современные исследователи и комментаторы вскрывают целые пласты \"платонизма\" в \"Утопии\".» [3, 100].

    Книга написана в популярном в то время жанре “рассказа путешественника”. Якобы некий мореплаватель Рафаэль Гитлодей побывал на неизвестном острове Утопия, общественное устройство

    которого его так поразило, что он рассказывает о нём другим.

    «Правда, в отличие от «Государства» Платона, у Мора мы не встретим той раскаленной атмосферы диалектического спора, которым насыщено \"Государство\". Это диалог не спорящих, это

    диалог, напоминающий скорее атмосферу школьного урока: один из участников больше спрашивает, другой - отвечает и рассказывает.» [3, 101]. Да и как тут спорить, когда мифический остров

    видел лишь один из персонажей романа.

    Рабы при всеобщем равенстве

    Первая часть «Утопии» посвящена критике государственного устройства Англии: Р. Гитлодей сходу отвергает и архаический традиционализм [5, 126], и чрезмерную жестокость английских

    законов о воровстве (воров, говорит он, \"повсеместно вешали иногда по двадцати на одной виселице\" [5, 128]) и бесчеловечную практику огораживаний (\"овцы пожирают людей\" [5, 132]). В

    целом английское общество осуждается за слишком далеко зашедшую имущественную поляризацию населения: на одной стороне: \"жалкая бедность\", на другой \"дерзкая роскошь\" [1, 135].

    Что же Гитлодей предлагает взамен? Рабовладельческое общество! Таким образом, идеи о всеобщем равенстве слегка преувеличены. Впрочем, рабы в утопии трудятся не на благо господина, а

    для всего общества в целом.

    Чтобы стать рабом, нужно совершить тяжкое преступление (в том числе измену или распутство). Рабы до конца дней своих занимаются тяжелой физической работой, однако в случае прилежного

    труда могут быть даже помилованы.

    Всеобщее равенство есть и у рабов: равенство между собой. Одинаково одеты, одинаково стрижены, одинаково бесправны. Не индивиды, а масса типичностей. О масштабах свободы даже для

    честных утопийцев можно судить по следующему пассажу: «Каждая область метит своих рабов собственным знаком, уничтожить который - уголовное преступление, равно как появиться за границей

    или же разговаривать о чем-либо с рабом из другой области» [5, 141].

    Причем для раба нет никакой возможности бежать (либо донесут, либо внешний вид выдаст). Причем доносы всячески поощряются, а молчание о побеге жестоко наказывается. «У рабов же не

    только нет возможности сговориться, но им нельзя даже собраться поговорить или обменяться приветствиями» [5, 141-143]. Правда, остается надежда на освобождение в случае прилежного

    труда.

    Сам Мор соглашается с Гитлодеем по поводу рабства. Действительно: это лучше, чем по 20 человек на виселице. Да и бесплатная рабочая сила на благо общества – зачем ее убивать.

    Впрочем, тут тоже есть сомнения. Вряд ли преступник предпочтет до конца жизни вкалывать – уж лучше сразу умереть. Так что, скорее всего, отказавшись от казни преступника, общество

    побудило бы его совершить самоубийство – тягчайший грех.

    Утопия и религия

    Как видим, практически то же самое было и в сталинских лагерях. Не государство для людей, а люди для государства. Неужели тов. Мор хотел предложить нам сталинскую диктатуру? Не

    совсем. Государство Утопии все же более гуманно по отношению к своим гражданам. В частности, оно было вполне терпимо к вопросам религии.

    Дело в том, что сам Мор был идейным католиком (да так, что поплатился за

    это жизнью). Поэтому отказаться от религии на Утопии он не мог. Зато ввел свободу вероисповедания. Правда, публичная агитация против религии запрещ...

    Забрать файл

    Похожие материалы:


ПИШЕМ УНИКАЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Заказывайте напрямую у исполнителя!


© 2006-2016 Все права защищены