Социальное действие и социальное взаимодействие как базовые понятия в социологии

    Дисциплина: Социология
    Тип работы: Реферат
    Тема: Социальное действие и социальное взаимодействие как базовые понятия в социологии

    ВОЛГО-ВЯТСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

    РЕФЕРАТ

    по социологии на тему:

    \"СОЦИАЛЬНОЕ ДЕЙСТВИЕ

    И СОЦИАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

    КАК БАЗОВЫЕ ПОНЯТИЯ В СОЦИОЛОГИИ\"

    Выполнил:

    Закаблуковский Евгений Викторович

    группа 009

    Нижний Новгород

    2001

    СОДЕРЖАНИЕ

    Введение

    Признаки социального действия

    Социальное действие как таковое

    III.

    Теории социального взаимодействия

    Заключение

    В современном обществе важное значение придается оценке тех или иных действий индивидов. Каждый из нас ежедневно совершает множество поступков, давая при этом

    внутреннюю оценку своим действиям. В то же время, любой из нас,

    volens-nolens

    сравнивает свои поступки со шкалой моральных ценностей цивилизованного общества. Если критерии отнесения поступков к моральным/аморальным изучаются этикой, то

    взаимооценка действий и поступков людей входит в предмет социологии. Что же такое действие и что такое социальное действие?

    . Признаки социального действия

    Проблематику социального действия ввел Макс Вебер. Во-первых, важнейшим признаком социального действия является субъективный смысл - личностное осмысление возможных вариантов

    поведения. Во-вторых, важна сознательная ориентация субъекта на ответную реакцию окружающих, ожидание этой реакции. У Т.Парсонса проблематика социального действия связана с выделением

    следующих признаков:

    нормативность (зависит от общепринятых ценностей и норм).

    волентаричность (т.е. связь с волей субъекта, обеспечивающей некоторую независимость от окружающей среды)

    наличие знаковых механизмов регуляции

    В концепции Парсонса действие рассматривается как единичный акт и как система действия. Анализ действия как единичного акта связан с выделением актора (субъекта активного

    действия) и среды, состоящей из физических объектов, культурных образов и др. индивидов. При анализе действия как системы действие рассматривается как открытая система (т.е.

    поддерживающая обмен с внешней средой), существование которой связано с формированием соответствующих подсистем, обеспечивающих выполнение ряда функций.

    Функции

    Подсистемы

    адаптивная

    биологический организм

    личностная

    усвоение ценностей и норм

    социальная

    совокупность социальных ролей (образцов поведения)

    культурная

    усвоенные цели и идеалы

    II. Социальное действие.

    Представьте себе, что вы читаете учебник по социологии. Как вид активности чтение связано с определенными затратами энергии, нормальным функционированием головного мозга,

    определенными мыслительными операциями, позволяющими воспринимать знаки на бумаге как слова и предложения. Однако эти психофизические процессы не являются предметной областью

    социологии, хотя и необходимы для процесса чтения. Каким образом человек, читающий тест, может быть рассмотрен социологически?

    Прежде всего, внимание должно привлечь побуждение человека к определенной активности, то, что выступает непосредственной побудительной причиной действия, его мотивом. Тут можно

    предположить связь с желанием или обязанностью подготовки к занятиям или простое любопытство.

    В любом случае стремление удовлетворить некоторую потребность вызывает к жизни систему побуждений и план определенных действий вместе с образом желаемого результата.

    Соответственно побуждениям и целям подбираются средства. Причем если речь идет о любознательности как таковой, а результатом будет само получение положительных оценок, то сама

    подготовка к занятию, включая и чтение, выступает как средство.

    Самому чтению в любом случае предшествовал выбор возможных вариантов поведения: готовиться или не готовиться к занятиям, \"любопытствовать\" или послушать музыку... Результаты

    выбора определены были оценкой ситуации: насколько важна подготовка именно к этому занятию? Сколько времени это потребует? Не попытаться ли выступить на семинаре без подготовки или

    вообще не ходить на занятия? И, наконец, какие следствия повлечет за собой тот или иной выбор? При этом Вы как человек, проявляющий целенаправленную активность, выступали субъектом

    действия, а книга в качестве источника информации - как объект приложения ваших усилий.

    Таким образом, чтение книги связано с решением неких жизненных проблем и сознательно сориентировано относительно ответного поведения окружающих, то есть соответствует основным

    признакам социального действия. Социальное действие отличается от чисто рефлекторной активности (потирание уставших глаз) и от тех операций, на которые дробится действие (подготовить

    рабочее место, достать книгу и т. п.).

    Однако читаете ли вы в библиотеке или дома, в одиночестве или вместе с кем-то, ситуация свидетельствует, что вы студент или некто, так или иначе связанный с учебным процессом.

    Это признак вашего включения в сферу действия социального института образования, а значит, ваша активность организована и ограничена определенными нормами.

    Чтение связано с процессом познания, в котором вы реализуете определенные способы мышления, демонстрируете способность работы с различными знаковыми системами как элементами

    культуры. Кроме того, сама включенность в процессы обучения и познания свидетельствует, что вы разделяете определенный набор существующих в обществе ценностей.

    Таким образом, ваше действие (чтение) возможно лишь в рамках общества с определенным уровнем развития культуры и социальной структуры. С другой стороны, его описание, описание

    единичного действия возможно потому, что существует достаточно длительная традиция исследований социального действия в социологии и философии. Иными словами, и само действие, и его

    описание становятся возможны только в результате вашей включенности в жизнь общества.

    Тот факт, что отдельное действие возможно лишь в рамках общества, что социальный субъект всегда находится в физическом или мысленном окружении других субъектов и ведет себя

    сообразно этой ситуации, отражает понятие социального взаимодействия. Социальное взаимодействие можно определить как систематические действия субъектов, направленные друг на друга и

    имеющие целью вызвать ответное ожидаемое поведение, которое предполагает возобновление действия. Взаимодействие отдельных субъектов является и результатом развития общества, и

    условием его дальнейшего развития.

    Социология, описывая, объясняя и пытаясь прогнозировать поведение людей, - в учебном ли процессе, в экономической ли деятельности или политической борьбе, прежде чем обратиться

    к эмпирическим исследованиям частных проблем, обращается к созданию теоретической модели этого поведения. Создание такой модели начинается с разработки понятия социального действия,

    выяснения его структуры, функций и динамики.

    Обязательными компонентами структуры действия выступают субъект и объект действия. Субъект - это носитель целенаправленной активности, тот, кто действует, обладая сознанием и

    волей. Объект - то, на что направлено действие. В функциональном аспекте выделяются этапы действия: во-первых, связанный с целеполаганием, выработкой целей и, во-вторых, с их

    операционной реализацией. На этих этапах и устанавливаются организационные связи между субъектом и объектом дейс...

    Забрать файл

    Похожие материалы:


ПИШЕМ УНИКАЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Заказывайте напрямую у исполнителя!


© 2006-2016 Все права защищены