Социологическая концепция Эмиля Дюркгейма

    Дисциплина: Социология
    Тип работы: Реферат
    Тема: Социологическая концепция Эмиля Дюркгейма

    МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕСИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    Санкт – Петербургский государственный университет экономики и финансов

    (Новгородский филиал)

    Кафедра социально-экономических дисциплин

    Реферат на тему:

    Социологическая концепция

    Эмиля Дюркгейма

    Выполнил:

    Проверил: Кандидат философских наук,

    доцент зав кафедры ПФ и С

    НовГУ

    Тишуков Валерий Михайлович

    Великий Новгород

    2001г

    Содержание:

    Введение. Краткая справка об Эмиле Дюркгейме

    ...................... 3

    Трактовка социальных явлений

    ................................................... 4

    Идея социальной солидарности

    ................................................... 6

    Концепция религии

    ......................................................................

    Мораль по Дюркгейму

    ................................................................. 11

    Заключение

    ................................................................................... 14

    Список используемой литературы

    .............................................. 15

    1 Введение. Краткая справка об Эмиле Дюркгейме.

    Эмиль

    Дюркгейм (1858-1917) - один из общепризнанных создателей социологии как науки. В истории социологии он представлял новую и важную главу в ее развитии. Это обусловлено тем, что

    Дюркгейм практически первым попытался теоретически обосновать и выделить специфический предмет научного изучения социологии - \"социальную сферу\".

    Эмиль

    Дюркгейм

    в течение нескольких лет преподавал философию в провинциальных лицеях Франции. В 1885-1886 гг. он побывал в научной командировке в Германии, где познакомился с со­стоянием

    исследований и преподавания философии и социальных наук.

    В 1887 г. Дюркгейм был назначен преподавателем «социальной науки и педагогики» на филологическом факультете

    Бордоского университета. Там же в 1896 г. он возглавил кафедру «социальной науки» - по существу, первую кафедру социологии во Франции.

    С 1902 г. Дюркгейм преподавал в Сорбонне, где возглавлял кафедру «науки о воспитании», впоследствии переименованную в кафедру «науки о воспитании и социологии». Ею

    преподавательская деятельность была весьма интенсивной, и многие его научные работы родились из лекцион­ных курсов. Дюркгейм был блестящим оратором, и его лекции пользова­лись большим

    успехом. Они отличались строго научным, ясным стилем изложения и в то же время носили характер своего рода социологических проповедей.

    Профессиональная деятельность занимала главное место в жизни Дюркгейма, но, несмотря на это, он активно и непосредственно участвовал в разного рода общественных организациях и

    движениях. Он был человеком демократических и либеральных убеждений, сторонником социальных ре­форм, основанных на научных рекомендациях. Многие его последователи участвовали в

    социалистическом движении, и сам он симпатизировал ре­формистскому социализму. Вместе с тем Дюркгейм был противником революционного социализма, считая, что подлинные и глубокие

    социальные изменения происходят в результате длительной со­циальной и нравственной эволюции. С этих позиций он стремился прими­рить противоборствующие классовые силы, рассматривая

    социологию как научную альтернативу левому и правому радикализму.

    Практическая цель его профессиональной и общественной деятельности состояла в том, чтобы вывести французское общество из тяжелого кризиса, в котором оно оказа­лось в последней

    четверти XIX в. после падения прогнившего режима Вто­рой Империи, поражения в войне с Пруссией и кровавого подавления Парижской Коммуны.

    Первая мировая война нанесла тяжелый удар по Французской социоло­гической школе, поставив под удар общий оптимистический настрой со­циологии Дюркгейма.

    Эмиль

    Дюркгейм скончался 15 нояб­ря 1917 г. под Парижем в возрасте 59 лет, не успев завершить многое из задуманного.

    2 Трактовка социальных явлений.

    Социально-политические взгляды Дюркгейма носили реформаторский характер. Он выступил теоретиком буржуазно-либерального движения за всеобщую солидарность, классовый мир и

    согласие, боролся за отделение церкви от государства и школы от церкви.

    Социология должна изучать, полагал он, социальную реальность, элементами которой является социальные факты, в совокупности создающие общество.

    В социально-философской концепции Дюркгейма социология занимает центральное место среди общественных наук. Она вооружает, по его мнению, все другие общественные науки методом и

    теорией, на базе которых должны вестись исследования в различных областях общественной жизни.

    Соотношение социологии и философии в понимании Дюркгейма выражалось в требовании отделения социологии от философии и нахождения новых видов связей между ними.

    В теоретическом понимании общества Дюркгеймом прослеживаются две главные тенденции: натурализм и социальный реализм.

    Дюркгейм проводил четкое различие между индивидуальным и коллективным сознанием.

    Он называл общество богом, употреблял понятия бога и общества как синонимы с целью утвердить взамен обветшалых религиозных представлений, новые, якобы отвечающие критериям

    рациональности и светскости. Подчеркивая священность общества, наделяя его чертами одухотворенности, Дюркгейм хотел выразить идею морального превосходства общества над индивидами.

    Общество объявлялось «композицией идей», верований и чувств всякого рода, которые «реализуются через посредство индивидов».

    Первое правило, которое должно было, по мнению Дюркгейма, обеспечить объективный подход к социальной действительности, выражалось в принципе: «Социальные факты нужно

    рассматривать как вещи».

    Трактовать социальные явления как «вещи», разъяснял социолог, означает признавать их независимое от субъекта существование и исследовать их объективно, так, как исследуют их

    предмет естественные науки, цель социологической науки не сводится к описанию и упорядочению социальных фактов через наблюдаемые объективные проявления. С помощью последних

    устанавливаются более глубокие причинные связи и законы. Наличие закона в социальном мире свидетельствует о научности социологии, которая этот закон раскрывает, о ее родстве с другими

    науками.

    Стремление найти объективные закономерности социальных явлений обусловило высокую оценку возможностей применения статистики в социологии. Статистические закономерности

    заключения браков, колебаний рождаемости, числа самоубийств и многие другие, которые на первый взгляд полностью зависят от индивидуальных причин, казались Дюркгейму наилучшим

    доказательством того, что в них проявляется некоторое коллективное состояние.

    Одной из важнейших проблем метода Дюркгейм считал теоретическое обоснование возможностей научного объяснения социальных фактов. Он дифференцировал и применил в практике

    социологического исследования два рода анализа: причинный и функциональный.

    Суть причинного объяснения - анализ зависимости социального явления от социальной среды.

    Понятие функции было заимствовано Дюркгеймом из биологии и означало, что между данным физиологическим процессом и некоторой потребностью организма как целого существует

    отношение соответствия. Переводя это положе...

    Забрать файл

    Похожие материалы:


ПИШЕМ УНИКАЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Заказывайте напрямую у исполнителя!


© 2006-2016 Все права защищены