Социологические взгляды Гоббса

    Дисциплина: Социология
    Тип работы: Реферат
    Тема: Социологические взгляды Гоббса

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Какова же

    историческая

    судьба -философской

    системы

    Tovaca

    Гоббса?

    Если

    говорить

    материализме,

    английского

    мыслителя,

    то

    он

    был

    воспринят

    развит

    его

    соотечественниками:

    Локком

    Толандом.

    На

    долю

    первого

    .из

    них

    выпала

    задача,

    которую

    не

    решил

    Гоббс,— обосновать

    происхождение

    знаний

    идей

    из мира

    чувств,

    разработать

    деталях

    принципы

    материалистического

    сенсу­

    ализма. Второй же обогатил материализм Гобб­

    са .положением

    о движении

    как

    атрибуте

    мате­рии, ее существенном и неотъемлемом свойстве.

    Это

    был

    значительный

    вклад

    учение

    мате­

    рии,

    который

    способствовал

    преодолению

    ограниченности

    Гоббсова

    материализма в

    .\'пони­

    мании

    движения,

    метафизических

    представле­

    ний

    том,

    что

    движение

    привносится

    мате­

    рию

    извне,

    сообщаете ч

    ей

    «первичным

    двига­

    телем».

    Если же

    говорить

    о социологии \'Гоббса, его

    учении о

    государстве,

    то

    они

    оставила

    весьма

    заметный

    след

    истории

    общественно-полити­

    ческой

    мысли.

    Вряд

    ли можно

    найти

    другого

    такого

    теоретика

    государства,

    права,

    морали,

    •который

    пользовался

    ил протяжении целого

    столетия

    (втором

    половины

    XVII

    первой по-

    линниы

    и.)

    таким

    же

    иннмапием,

    как Гоббс. И вряд ли

    кто другой подвергался таким

    же нападкам за свои труды, каким подвергся Гоббс за свой «Левиафан». Достаточно сказать,

    что в одной лишь Англии за 1650—1700 гг. было опубликовано свыше ста работ, прямо или

    косвенно направленных против идей «Левиа-

    фана»*.

    числе

    идейных противников Гоббса были рьяные роялисты (Р. Филмер .и Э. Кла\'рендон);

    его критиковали философы-идеалисты, боров­шиеся

    против материализма и атеизма

    (Р. Кед-

    ворт, Д. Гленз\'иль, Г. Мор и

    др.);

    он под­

    вергался нападкам со стороны воинствующих

    защитников англиканской церкви (епископы Брсмхолл и Стиллингфлит), а также со сторо­ны университетских кругов (Д. Уоллнс).

    Однако у Гоббса философа « социолога были

    не только Праги, но и \'единомышленники. У. Гар-

    вей и В. Петти в Англии, П. Гассенди, М. Мер-

    сенн во Франции, С. Пуфендорф и Н. Гундлпнг в Германии, Л. Вельтгюйзен в Голландии — вот

    далеко не полный -перечень сторонников и при­верженцев Томаса Гоббса.

    Многие

    политические

    экономические

    идеи

    Гоббса получили дальнейшее развитие у Джона Локка \'И Адама Смита. Что же касается этики Гоббса, то ее своеобразным продолжателем стал

    Мапдевиль.

    Отталкиваясь

    от

    Гоббсова

    по­

    ложения об эгоистической природе людей, автор

    «Басни

    о пчелах»

    наделил

    человека

    «непомер­

    ным

    себялюбием»,

    тщеславием,

    алчностью,

    за­вистью и другими отрицательными моральными

    * Об этом факте сообщает в книге «Гонения на «Лс-пнафана»» английский историк С. Минц (см. 65).

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Какова же

    историческая

    судьба

    -философской системы Томаса

    Гоббса?

    Ьсли

    говорить

    материализме

    английского

    мыслителя,

    то

    он

    был

    воспринят

    развит

    его

    соотечественниками:

    Локком

    Толандом.

    На

    долю

    первого

    из

    них

    выпала

    задача,

    которую

    не

    решил

    Гоббс,— обосновать

    происхождение знаний «

    идей

    из

    мира

    чувств,

    разработать

    деталях

    принципы

    материалистического

    сенсу­ализма. Второй

    же обогатил материализм Гобб­

    са положением

    о движении

    как

    атрибуте

    мате­рии, ее существенном и неотъемлемом

    свойстве.

    0то

    был значительный

    вклад

    учение

    мате­

    рии,

    который

    способствовал

    преодолению

    ограниченности Тоббсова материализма в

    .\'пони­

    мании

    движения,

    метафизических

    представле­

    ний

    том,

    \'что

    движение

    привносится

    мате­

    рию

    извне,

    сообщаете ч

    ей

    «первичным

    двига­

    телем».

    Если же

    говорить

    социологии Гоббса,

    его

    учении о

    государстве,

    то

    они

    оставили весьма

    заметный

    след

    истории

    общественно-полити­

    ческой

    мысли.

    Вряд

    ли можно найти другого

    такого

    теоретика

    государства,

    Ирака,

    морали,

    который

    пользовался

    ил протяжении целого столетии

    (птороп

    половины

    XVII

    первой по-

    19 г

    ли

    пины

    и.)

    таким

    же

    нннмаиием,

    как Гоббс. И вряд ли

    кто другой подвергался таким же нападкам за свои труды, каким подвергся Гоббс за свой «Левиафан». Достаточно сказать,

    что в одной лишь Англии за 1650—1700 гг. было опубликовано свыше ста работ, прямо или

    косвенно направленных против идей «Левиа-

    \'фана»*.

    В числе .идейных противников Гоббса были

    рьяные роялисты (Р. Филмер .и Э. Кларендон);

    его критиковали философы-идеалисты, боров­шиеся против материализма и атеизма

    (Р. Кед-

    ворт, Д. Глензиль, Г. Мор н

    др.);

    он под­вергался нападкам со стороны воинствующих

    защитников англиканской церкви (епископы Брсмхолл и Стиллингфлит), а также со сторо­ны университетских кругов (Д. Уоллис).

    Однако у Гоббса философа н социолога были

    не только праги, но и \'единомышленники. У. Гар-

    вей и В. Петти в Англии, П. Гассенди, М. Мер-сенн во Франции, С. Пуфендорф и Н. Гундлннг в Германии, Л. Вельтгюйзен в Голландии — вот далеко не полный -перечень

    сторонников и при-

    \'верженцев Томаса Гоббса.

    Многие политические и экономические идеи

    Гоббса получили дальнейшее развитие у Джона Локка \'И Адама Смита. Что же -касается этики Гоббса, то ее своеобразным продолжателем

    стал

    Б. Маидевиль. Отталкиваясь от Гоббсова \'по­ложения об эгоистической природе людей, автор

    «Басни о пчелах» наделил человека «непомер­

    ным себялюбием», тщеславием, алчностью, за­вистью и другими отрицательными моральными

    * Ои этом факте сообщает в книге «Гонения на «Лс-пнафана»» английский историк С. Минц (см. 65).

    качествами. Но в отличие от Гоббса Мавдевнль

    не считал это препятствием или \'помехой для

    создания \'И функционирования гражданского общества. Напротив, он был убежден, что «по­роки частных лиц» служат благом для государ­ства, являются стимулом его процветания

    и ве­

    личия.

    Много общего с философскими и социологи­

    ческими воззрениями Гоббса, с его этическими взглядами у французских материалистов и про­

    светителей. Однако \'французские мыслители,

    будучи идеологами французской буржуазной

    .революции, отличались об Гоббса своим демо­кратизмом, стремились к созданию общества свободы и равенства. В области же морали

    французские просветители придерживались, как

    известно, теории ^«разумного эгоизма», сущность

    которой заключалась в требовании сочетания личного интереса с общественным путем огра­

    ничения себялюбия, обуздания аффектов и

    страстей.

    Большое .влияние оказала социология Гоббса

    па политическое мышление Б. Спинозы. Но, от­

    правляясь от Гоббсовой концепции естественно­

    го -права, \'верховной власти и \'государственного суверенитета, нидерландский мыслитель выдви­

    гал и обосновывал иной социальный идеал,

    стремился к установлению такого общественно­го строя, в котором люди были бы свободны и

    добродетельны.

    Не подлежит сомнению \'воздействие идей

    Гоббса на классическую немецкую философию,

    и прежде всего на ее родоначальника И. Канта.

    Взглядам Гоббса на человека были созвучны мысли Канта «об изначально злом в человече­

    ской природе»

    (так

    назвал он одну из -своих

    статей, \'впоследствии опубликованную.как главу в сочинении «Религия в пределах только

    разума»). Разделял Кант и некоторые положе­...

    Забрать файл

    Похожие материалы:


ПИШЕМ УНИКАЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Заказывайте напрямую у исполнителя!


© 2006-2016 Все права защищены