Социология (шпарглаки на экзамен)

    Дисциплина: Социология
    Тип работы: Реферат
    Тема: Социология (шпарглаки на экзамен)

    1.Социология как наука. Предмет, объект, функции, стр-ра, основные категории.

    Термин ”социология” происходит

    от латинского слова ”societas” (общество) и греческого ” hoyos ” (слово, учение). Из чего следует, что ”социология”- есть наука об обществе в буквальном смысле

    слова. В научный оборот понятие ”социология” было введено французским философом Огюстом

    Контом в_30-х_г. 19в.. Огюст Конт и затем Герберт Спенсер впервые обосновали необходимость выделения социального знания в самостоятельную научную дисциплину,

    определили предмет новой науки и сформулировали специфические, лишь ей присущие методы.

    Конт рассматривал соц-ию, как синтез

    всех наук. Однако к началу 20-х социология теряет роль единой и от нее отделяются политология, правоведение, этика, эстетика)

    Объектом

    социологического познания является общество, но определить только объект науки недостаточно. Так, например, общество является объектом практически всех гуманитарных наук, поэтому

    обоснование научного статуса социология как и любой другой науки лежит в различи и объекта и предмета познания.

    Объект познанния

    все то, на что направлена деятельность исследователя, что противостоит ему в качестве объективной реальности. Любое явление, процесс или отношение объективной

    реальности могут быть объектом исследования самых различных наук ( физики, химии, биологии, социологии и т.д.). Когда же речь идет о предмете исследования конкретной науки, то та или

    иная часть объективной реальности ( город, семья и т. д. ) берется не целиком, а лишь той ее стороной, которая определяется спецификой данной науки.

    Каждая наука отличается от другой предметом. Так, физика, химия, экономика, социология и другие науки в целом изучают природу и общество, которое характеризуется бесконечным

    разнообразием явлений и процессов. Но каждая из них изучает:

    Свою особую сторону или среду объективной реальности

    Специфические только для данной науки законы и закономерности этой реальности

    Особые формы проявления и механизмы действия этих законов и закономерностей

    Предмет

    социологии - социальная сторона жизни общества.

    Вывод

    социология изучает всю совокупность связей и отношений, которые носят название социальных.

    Социальные отношения

    - это отношения между группами людей, занимающими разное положение в обществе, принимающими неадекватное участие в его экономической, политической и духовной жизни, различающимся

    образом жизни, уровнем и источником доходов, структурой личного потребления.

    Так как связи и отношения в каждом конкретном социальном объекте (обществе) всегда

    организованы особым образом, то объект социологического познания выступает как социальная система.

    Социология

    - наука о законах становления, функционирования, развития общества в целом, социальных

    отношений и социальных общностей, механизмах взаимосвязи и взаимодействия между этими общностями , а также между общностями и личностью .

    1) Гносеологическая функция

    ( исследование соц, связей и явлений с целью получение адекватных научных представлений об их существовании и содержании)

    2. Эвристическая

    ( на основе эмпирических и теоритических анализов в рамках социологии, разработка практических рекомендаций) т.е. Само социологическое исследование — это наиболее общий инструмент

    в социологии, а оно включает в себя целую серию методов, разработка, совершенствование которых продолжается. И эта деятельность по разработке исследовательского инструментария

    социального познания занимает значительное место в социологии.

    3. Методологическая (способ получения знаний)

    4. Идеологическая

    (соц-ия выражает интересы определенных соц. Слоев и полит. Групп)

    5. Практическая

    Структура социологии.

    Социология представляет собой достаточно дифференцированную систему знания. Структуру социологии можно представить состоящую из 3-х основных блоков:

    1. теоретическая или общая социология

    (умозрительный уровень который ориентирован на решение теоретических задач и на формирование научных знаний)

    2. конкр. Социол. Теории

    (формируются на стыке соц. И др. наук и носят дополн. Хар-р)

    3. прикладные соц. Теории

    (эмпирические, решение актуальных

    социальных проблем)

    Основные категории социологии:

    4 группы:

    1) раскрывают социальные связи (соц. действия, соц. Отношения, соц. Взаимодействия, коммуникации и т.д.)

    2) категории, раскрывающие социальные общности (класс, страта, группа)

    3)категории, отражающие социальные процессы (развитие, деградация)

    4) категории, раскрывающие социальное развитие (регресс, прогресс, революция, эволюция)

    Натуралистическая школа русской социологии

    1. школа в рамках натурализма – Географич. Детерминизм

    (Мечников) Труд – “Цивилизация и великие исторические реки”

    М: общество возник на самых ранних этапах жизни. Об-во развивается и достигает там, где есть 2 живых сущ-ва. У них – общие цели, стремятся к их достижению.

    В природном сообществе выдел 2 тенденции развития об-ва: 1)сотрудничество, борьба. В природном сообществе доминирует т. борьбы. В человеческом – сот-во

    Гл. задача соц-ии – изучение проблем

    солидарности и сотрудничества.

    Важный элемент концепции М – теория прогресса. Мерило прогресса – солидарность. Постепенно солидарность должна вытеснить борьбу.

    3 этапа развития чел. общества:

    1)этап подневольных союзов ( человеч. Солидарность была обусловлена внеш средой).

    2) подчиненных союзов (люди объедин. Не по принуждению, а на основе разделения труда.

    3) этап высший (подчин, и принужд сменяется добровольным сотрудничеством.

    3. типа цивилизации

    1) Речные ( великие истор реки созд благоприят условия для сущ-ия людей, однако созд угрозу для жизнедеят.) 2) великие морские цив-ии (римская)

    3) великие океанские цив-ии (США)

    С. Соловьев

    – тезисы

    1) природная среда влияет на характер, на психологический склад различных народов.

    2) Геогр. Среда воздействует на об-во ч/з производственно-экономич деятельность людей.

    3. чел общность обусловлена кроме природного фактора социальными и личнымифакторами

    2ая школа – Органицизм.

    Стронин

    – историк.

    Тезисы

    Общество науки идентично с биологией. Метод познания соц-ии – метод аналогии (сопоставления) Об-во – живой организм. 3 стадии: рождение, взрослость, гибель.

    По своему строению об-во – пирамида, в структуре можно выдел 3 уровня: 1) вершина – (прилигированное меньшинство

    - гос. чиновники, законодатели)2 средняя часть (капиталисты), 3) неприлигированное население (кр-не, рабочие) Управ. Обществом способна только вершина.

    Об-во – более слож. Система, чем жив. Орг-мы. Объедин и группировки людей возникают подобно сцеплению клеток. Роль кровеносной системы – транспорт. Значит. Роль в

    жизни об-ва играет духовный фактор.

    Русская психологическая школа

    Психологич. Направление в России включ. В себя 2 школы : психологич (90 г. 19 века) и субъективная. Причины появления:

    1) невозможность объяснения соц процессов без психолог. Моментов, 2) развитие психологии в конце 19 в.

    Де роберти

    Предмет соц-ии – изуч. Ч-го духа т.е. познание законов психологического взаимодействия людей в группах. Как абстра...

    Забрать файл

    Похожие материалы:


ПИШЕМ УНИКАЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Заказывайте напрямую у исполнителя!


© 2006-2016 Все права защищены