Создание и развитие железных дорог в России

    Дисциплина: Технические
    Тип работы: Реферат
    Тема: Создание и развитие железных дорог в России

    РАЗВИТИЕ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ В РОССИИ.

    До середины 19 в. все перевозки в России осуществлялись водным и гужевым транспортом. Реки были основными транспортными артериями

    страны. Многие речные бассейны были соединены каналами (Мариинская, Тихвинская, Березинский, Августовский, Днепробугский каналы). Особенно большое значение имела Волга, связывавшая

    наиболее развитые и заселенные районы России. Внешние торговые связи осуществлялись морским транспортом .

    Первые железные дороги в России появились на горных заводах Алтая и Урала в начале XIX в. В 1810 г. на Колыванском заводе на Алтае Петр Фролов

    проложил железную дорогу длинной в два километра с конной тягой. В 1834 г. на Нижнетагильском заводе крепостные механики Ефим и Мирон Черепановы построили железную дорогу с паровой

    тягой. Первой железной дорогой общего пользования в России была Царскосельская железная дорога протяженностью 26 км., соединявшая с 1387 г. Петербург с Царским Селом и

    Павловском.

    В первый период железнодорожного строительства в России строились прежде всего дороги, обеспечивавшие стратегические интересы Российской

    империи и интересы государственного управления. В 1843-1851 гг. были построены крупнейшие в Европе двух путные железные дороги Петербург-Москва и Петербург-Псков-Варшава-Вена,

    соединявшие главный центр торговли и промышленности страны -Московский район с Петербургским морским портом, а столичный Петербургский район с сетью железных дорог Западной

    Европы.

    Во второй период строительства (середина 60-х годов-80-е годы XIX в.) были обеспечены связи Москвы с её сырьевыми и

    продовольственными базами и основных хлебопроизводящих районов России с морскими портами. Железная дорога Москва - Нижний Новгород соединила Москву с главной речной магистралью -

    Волгой, а через неё и с более отдаленными районами России. Линии Москва-Рязань-Воронеж-Зверово, Козлов -Тамбов-Саратов, Москва -Тула -Орел -Курск -Харьков, продолженные затем до

    Севастополя, Ростова-на-Дону и Владикавказа связывали старую столицу России с Черноземным центром, Украиной, Донбассом, Поволжьем и Северным Кавказом. Во втором периоде строительства

    были заложены основы железнодорожной сети европейской части России, напоминающей паутину, исходящую из одного центра - Москвы. Важным достижением был также выход железных дорог к

    Волге, Балтийскому и Черному морям. К началу 90-х годов XIX в. сеть железных дорог России состовляла около 30 тыс.км.

    Специализация Средней Азии на хлопке потребовала завоза сюда в большом количестве хлеба. В связи с этим Закаспийская дорога

    была проложена до Ташкента и Андижана. В 1906 г. эта дорога была соединена с Оренбургом и тем самым была установлена прямая связь Средней Азии с сетью железных дорог.

    В годы первой мировой войны для вывоза из внутренних районов Сибири были построены линии Новосибирск - Барнаул -

    Семипалатинск и Плетаево-Троицк-Кустанай. Для обеспечения связей с зарубежными странами в обход Балтийского моря, выходы из которого были блокированы Германией, срочно строилась

    дорога Волхов-Петрозаводск-Мурманск.

    Наиболее крупным недостатком железных дорог России была техническая неполноценность, а также мощность составов и

    высокие цены за перевозки. Тем не менее в 1913 г. грузооборот был больше речного транспорта в 6 раз.

    В результате революции все средства транспорта, в том числе и железная дорога, были национализированы, и стал возможен плановый подход к их развитию в целях полного

    удовлетворения потребностей народного хозяйства в перевозках грузов и пассажиров. Был утвержден план ГОЭЛРО, по которому предусматривалось создать 4 магистрали Кривой Рог - Донбасс -

    Царицын, Москва-Донбасс - Мариуполь, Москва - Петроград, Москва - Енисей. Они должны были быть двух путными, электрифицированными, с повышенной скоростью движения и большим весом

    поездов.

    Крупное железнодорожное строительство и

    реконструкция были осуществлены по первому 5-летниму плану СССР при сооружении Урало-Кузнецкого комбината. Создание Урало-Кузнецкого комбината потребовало

    строительства новых железных дорог: Золотая Сопка - Карталы -Магнитогорск, Карталы - Орск, Свердловск - Курган, Новосибирск -

    Инская -

    Белово - Новокузнецк. Эти дороги наряду с другими обеспечивали продвижение мощных потоков угля на Урал, а в обратном направлении - железные руды.

    Перед началом войны Великой Отечественной войны длина железных дорог СССР превышала 100 тыс.км. Тяжелая промышленность

    позволила осуществить техническое

    перевооружение железных дорог, обеспечила поставку рельс, локомотивов и др.

    В годы войны были построены новые пути на Севере, в Поволжье, Казахстане и на Кавказе длиной 6,7 тыс.км.

    В период войны железным дорогам был нанесен громадный ущерб. На начало 1943 г. эксплуатационная длина

    ж.д. уменьшилась на 40%, а

    техники - на 20%.

    В послевоенные годы началось восстановление железнодорожных путей, а также строение новых. Строительство Южно-Сибирской и

    Среднесибирской магистралей с рядом ответвлений обеспечивали освоение в короткие сроки громадных массивов земли в Северном Казахстане. Проведение линии Тайшет - Братск -

    Усть-Кут позволило начать строительство Братской ГЭС и приступить к освоению массивов

    Приангарья,

    Ангаро-Илимского рудного бассейна и многих др. районов.

    На севере европейской части СССР были построены в целях лесопромышленного освоения, например, Западно-Карельская линия

    или разработки месторождений руд - линии Мурманск-Печенга,

    Пинозеро-Ковдор и др.

    Всего за советский период было построено свыше 65 тыс.км. новых железных дорог. Они сильно расширили главную полосу

    хозяйственного освоения нашей страны.

    Язык: Русский

    Скачиваний: 203

    Формат: Microsoft Word

    Размер файла: 15 Кб

    Автор:

    Скачать работу...

    Забрать файл

    Похожие материалы:


ПИШЕМ УНИКАЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Заказывайте напрямую у исполнителя!


© 2006-2016 Все права защищены