Методика подготовки экскурсии

    Дисциплина: Разное
    Тип работы: Реферат
    Тема: Методика подготовки экскурсии

    Московский Экстерный Гуманитарный Университет

    Академия Культуры и Искусств

    Факультет Культуры и Искусств

    Методика подготовки экскурсии

    Авторизованный реферат по экскурсоведению

    Студента 2 курса

    Иванова Степана Игоревича

    КС01- 13

    Москва 2002

    Оглавление

    Введение

    Методика подготовки экскурсии

    Этапы подготовки экскурсии

    Определение цели и задач экскурсии.

    Выбор темы.

    Отбор литературы и составление библиографии.

    Определение

    источников экскурсионного

    материала.

    Отбор и изучение экскурсионных объектов.

    Составление маршрута экскурсии.

    Объезд или обход маршрута.

    Подготовка контрольного текста экскурсии.

    Комплектование «портфеля экскурсовода».

    Определение методических приемов проведения экс­курсии.

    Определение техники ведения экскурсии.

    Составление методической разработки.

    Составление индивидуальных текстов.

    Прием экскурсии.

    Утверждение экскурсии.

    Заключение

    Методическая разработка экскурсии Музей-заповедник Коломенское

    Литература

    Введение

    Свое название методика получила от греческого слова «метод», что в буквальном переводе означает: «путь к чему-либо», а также путь исследования или познания; теория; учение. Методика

    в широком смысле слова — совокупность способов целесообразного проведения той или иной работы, решения какой-либо задачи, достижения поставленной це­ли, а в более узком смысле

    представляет собой совокуп­ность конкретных методических приемов проведения лек­ций, бесед, экскурсий на определенную тему и для опреде­ленной группы.

    Методику разделяют на общую и частную. Общая методи­ка охватывает способы обучения и требования, которые служат основой при изучении многих наук (последователь­ность и четкость

    изложения учебного материала, его дос­тупность для аудитории). Частная методика, исходя из уста­новок общей методики, определяет способы и приемы обу­чения и воспитания детей и

    взрослых, приемы наблюдения, изучения и исследования тех или иных объектов. Таким образом, каждая частная методика связана с конкретной наукой и вытекает из самой сущности предмета,

    служит основой определенного вида деятельности.

    Экскурсионная методика является частной методикой, так как она связана с процессом распространения знаний на основе одной формы работы. Экскурсионная методика представляет собой

    совокупность требований и правил, предъявляемых к экскурсии, а также сумму методических приемов подготовки и проведения экскурсий разных видов, на различные темы и для различных групп

    людей.

    Экскурсионная методика рассматривается в нескольких аспектах: как основа профессионального мастерства экскур­соводов; как механизм, совершенствующий «подачу» мате­риала; как процесс

    упорядочения деятельности экскурсовода. Экскурсионная методика выполняет роль рычага, который помогает экскурсоводу в короткое время переместить в сознание экскурсантов большой объем

    знаний. Методика по­могает экскурсантам увидеть, запомнить и понять значи­тельно больше, чем на лекции, раскрывающей ту же тему. Методика экскурсии построена на общении экскурсантов с

    объектами, различных видах анализа, зрительных сравне­ниях, с учетом возможности использования всех органов чувств экскурсантов.

    Любая методика — это умение производить определен­ную работу в четком соответствии с наиболее оптимальны­ми правилами, рекомендациями и обеспечивать ее высокую действенность. На

    практике — это сумма определенных умений и навыков проводить работу: разрабатывать новую экскурсию, готовить проведение очередной экскурсии, про­водить экскурсию по рекомендованной

    технологии, закреп­лять полученные экскурсантами знания, совершенствовать свои знания.

    Методика экскурсионной работы отвечает на следующие вопросы:

    1. Для чего подготовлена и проводится экскурсия (цель, задачи)?

    Какие вопросы освещаются на экскурсии (чему по­священо ее содержание)?

    Как проводить экскурсию (методические приемы)?

    Как возбудить и сохранить внимание экскурсантов? Экскурсионная

    методика

    состоит

    из

    нескольких

    само­стоятельных, связанных друг с другом частей:

    методики

    разработки

    экскурсоводом

    новой

    для

    — методики подготовки экскурсовода к проведению оче­редной экскурсии;

    - методики проведения экскурсии;

    — методики после экскурсионной работы.

    Методика подготовки экскурсии

    Создание новой экскурсии по любой теме — сложный процесс, требующий активного участия целого коллектива работников. Содержание будущей экскурсии, ее познава­тельная ценность

    находятся в прямой зависимости от зна­ний методистов и экскурсоводов, их компетентности, сте­пени практического усвоения ими основ педагогики и пси­хологии, умения выбрать наиболее

    эффективные способы и приемы влияния на аудиторию.

    Экскурсия — это результат двух важнейших процессов: ее подготовки и проведения. Они связаны между собой, взаи­мообусловлены. Невозможно обеспечить высокое качество проведения

    экскурсии при непродуманной подготовке.

    В работе по подготовке новой экскурсии можно выде­лить два основных направления:

    подготовка начинающего или уже работающего экс­курсовода к проведению новой для него, но уже ранее раз­работанной и проводимой в данном учреждении

    экскурсии.

    Первое направление — процесс создания новой для экс­курсионного учреждения экскурсии.

    Подготовка новой экскурсии поручается творческой группе. В ее состав включается от 3 до 7 человек, а в отдельных случаях и больше, в зависимости от сложности темы. Обычно каждому из

    участников творческой группы пору­чается разработка одного из разделов, одной из подтем экс­курсии или одного или нескольких вопросов подтемы. В це­лях контроля за работой выбирается

    руководитель творче­ской группы.

    Подготовка новой экскурсии проходит три основных ступени:

    Предварительная работа — подбор материалов для бу­дущей экскурсии, их изучение (т. е. процесс накопления знаний по данной теме, определение цели и задач

    экскур­сии). Одновременно с этим происходит отбор объектов, на которых будет построена экскурсия.

    Непосредственная разработка самой экскурсии включает в

    себя:

    составление экскурсионного

    работу над методикой проведения экскурсии; выбор наиболее эффек­тивных методических приемов показа и рассказа во время проведения экскурсии; подготовку методической разработки новой

    экскурсии; написание экскурсоводами индивидуаль­ных текстов.

    Заключительная ступень — прием (защита) экскурсии на маршруте. Утверждение новой экскурсии руководителем экскурсионного учреждения, допуск экскурсоводов,

    защи­тивших свою тему, до работы на маршруте.

    В простейшем виде схема всех экскурсий, независимо от темы, вида и формы проведения, одинакова: вступление, основная часть, заключение.

    Вступление, как правило, состоит из двух частей:

    информационной (краткое сообщение о теме, протя­женности и продолжительности маршрута, времени отправ­ления и прибытия назад, санитарных остановках и

    месте окончания экскурсии).

    Основная часть строится на конкретных экскурсионных объектах, сочетании показа и рассказа. Ее содержание состоит из нескольких подтем, которые должны быть раскры­ты на объектах и

    объединены темой. Количество подтем экскурси...

    Забрать файл

    Похожие материалы:


ПИШЕМ УНИКАЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Заказывайте напрямую у исполнителя!


© 2006-2016 Все права защищены