Усадьба графа Чапского

    Дисциплина: Разное
    Тип работы: Реферат
    Тема: Усадьба графа Чапского

    Содержание:

    1. Вступление

    с.2

    2. Экскурсия

    по Станьковскому музею графа Чапского

    с.3-12

    Род Гуттен-Чапских

    с.13-15

    4. Истории рода Чапских

    с. 16-21

    5. Заключение

    с. 22

    6. Список литературы

    Вступление

    Памятники истории и культуры – неотъемлемая часть того, что определяет глубокое понятие слова «Отчизна». Они неразрывно связаны с исторической судьбой народа, создавшего

    их.

    Памятники характеризуют эпохи и людей, которые жили в те времена. Показывают их культуру, чем увлекались.

    Усадьба графа Чапского является памятником архитектуры, в усадьбе расположена большая библиотека – это характеризует Чапских как умных и образованных людей.

    Гуттен-Чапские внесли огромный вклад в развитие культуры и образования.

    2. . Экскурсия

    по Станьковскому музею графа Чапского

    Строительство усадьбы велось по заказу известного коллекционера, одного из основателей художественного музея в Кракове Э.Чапского. Одновременно закладывался парк

    пейзажного типа. В настоящее время парк вместе с усадебными постройками передан Станьковской

    восьмилетней школе-интернату, новое здание которое возведено в 1970 г. около северной границы участка на месте разрушенного в начале ХХ в. графского усадебного

    дома.

    Усадьба сформировалась на прямоугольном участке территории, равнинный рельеф которой имеет плавный уклон в сторону искусственного водоема, ограничивающего участок с

    южной стороны. С западной стороны граница усадебного ансамбля проходит по главной улице. Ядро ансамбля сформировалось в северо-западной части парка и включало усадебный дом (не

    сохранился), кухонный флигель. По оси усадебного дома со стороны его дворового фасада построен павильон «скарбница». В восточной зоне парка сложился

    комплекс из нескольких

    хозяйственных построек и двух жилых домов придворной службы. В этой зоне парка сохранился один жилой дом, занятый в настоящее время учебным пунктом Дзержинского

    районного объединения сельхозтехники. В северо-западном углу участка каменный амбар. От бывшего усадебного дома к хозяйственному комплексу ведут три дорожки, которые сходятся у ворот

    на восточной окраине парка. От ворот за пределы усадьбы уходит старая аллея.

    Усадебный дом был построен в 1880г. в романтическом стиле с использованием элементов средневековой архитектуры. Это был одноэтажный, протяженный по поперечной оси

    объем, накрытый пологой вальмовой крышей. Симметрия пространственной композиции здания нарушалась угловой восьмигранной двухъярусной башней с кремальерами в завершении. Протяженный,

    прямоугольный в плане основной объем был накрыт пологой вальмовой крышей, завершенной по центру прямым аттиком, в котором скрывались дымовые трубы. Здание имело два симметрично

    расположенных парадных входа, выделенных на главном фасаде ризалитами с угловыми гранеными зубчатыми башенками-пилонами и килеподным щипцом между ними. Килеподобными порталами были

    обрамлены и сами арочные дверные и оконные проемы. Пластику фасада кроме фигурных наличников арочных проемов обогащали подоконные прямоугольные филенки, несложного профиля карниз.

    Центральное место во внутренней планировке здания отводилось парадному залу, освещенному с двух сторон высокими окнами главного и дворового фасадов. Второй ярус угловой граненой башни

    не имел окон, а лишь четыре балкона и служил обзорной террасой, с которой воспринималась окружающая дом парковая панорама. Асимметрию, вносимую угловой башней в общую пространственную

    композицию усадебного дома, нивелировал мощный дуб, высаженный на специальном возвышении с противоположной башне стороны фасада. Использование архитекторами асимметрично расположенной

    вертикальной доминанты - широко распространенный прием в эклектической усадебной архитектуре Белоруссии второй половины Х

    Х в., связанный с поиском новых, нигде не встречаемых и неповторимых решений здания. Средством достижения этой цели был путь динамического решения композиции

    архитектурного объема за счет использования активной асимметрии (угловая башня), комбинации форм разнообразных исторических стилей – древнерусского (килеподобные арки) средневекового

    замково-крепостного зодчества (кремальеры, угловые башни-бойницы). В результате архитектором создан романтический образ феодальной усадьбы, навевающий ностальгические воспоминания о

    далеком прошлом, с которым связывалось представление о благополучии, героизме и даже своеобразно понятой демократии и свободе.

    Павильон «скарбница» был построен из кирпича в 1880 г. специально для богатейшей библиотеки, нумизматической коллекции и художественного собрания владельца имения Э.

    Чапского. Архитектура павильона продолжает художественно-стилевую тему, воплощенную в главном здании усадебного комплекса. Романтическое сооружение построено в виде миниатюрного

    средневекового замка. Это двухэтажный квадратный в плане павильон с угловыми, круглыми в сечении башнями. Последние завершены парапетом кремальер-бойниц, охваченным внизу

    профилированным карнизом и аркатурным поясом. На верхних площадках башен установлены миниатюрные, круглые в сечении шатровые башенки. Стены боковых и тыльного фасадов завершены

    щипцами, скрывающими шатровую четырехскатную крышу основного объема. Окна – прямоугольные на первом и стрельчатые на втором этаже- оформлены профилированными сандриками .Окна – башен

    узкие и высокие, словно бойницы в глухих стенах крепости. Центральный и единственный вход в здание выделен прямоугольным профилированным порталом и легким ажурным балконом над ним,

    поддерживаемым выгнутыми орнаментальными кронштейнами (ковка по металлу). Лаконизм, обобщенность и геометрическая простата гладких архитектурных объемов контрастируют с утонченными

    арочками, полукруглыми надоконными бровками, гирьками – побеленными элементами декора.

    Каждый из двух этажей имел по одному залу. Павильон ,как и кухонный флигель, был связан с усадебным домом подземным коридором-переходом. Что позволяло посетителям

    из торжественного парадного зала дома непосредственно перейти к знакомству с богатой художественной коллекцией павильона-музея.

    В музее (скарбнице) была собрана нумизматическая коллекция, которая славилась по всему краю. Здесь были монеты России, Польши, Великого княжества Литовского,

    многих соседних государств. Среди особенно ценных и редких – динар Болеслава Храброго (около 1000 г.), золотой дукат Владислава Лакетки (около 1300 г.). Коллекция описана Эмириком

    Чапским в книге «Удельные, великокняжеские и царские деньги Древней Руси» (Пр., 1875г.) и награждена Русским обществом специально выбитой серебряной медалью, а также в «Каталоге

    коллекций польских медалей и монет» (Петербург; Краков, 1871-1916.Т. 1-5). Кроме монет и медалей

    (около 11 тыс. наименований) в музее много старых рисунков, гравюр, картин, описанных в особом

    каталоге, изданном в Кракове в 1901 г.Среди них уникальные виды белорусских городов (гравюры Матиса Цунта, Георгия Килияна, выполненные в 1568 и 1580 гг. в

    Гродно), портреты магнатов (Радзивиллов,Сапег,Огинских,Тышкевичей и др.), простых людей (овчар Антон Галец из Новогрудчины). На 70 худо...

    Забрать файл

    Похожие материалы:


ПИШЕМ УНИКАЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Заказывайте напрямую у исполнителя!


© 2006-2016 Все права защищены