Теория и методика физического воспитания

    Дисциплина: Разное
    Тип работы: Реферат
    Тема: Теория и методика физического воспитания

    Министерство образования Российской Федерации

    Курганский государственный университет

    РЕФЕРАТ

    по Физической культуре

    Тема:

    Теория и методика физического

    воспитания

    Выполнил: студент 102 гр.

    Мягких А.В.

    Курган 2002

    ПРЕДМЕТ ТЕОРИИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И ЕГО ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

    В системе дошкольного образования теории и методика физического воспитания как наука об общих закономерностях физического воспитания и развития личности ребенка сформировалась

    сравнительно недавно. Будучи одной из отраслей педагогики, она имеет единое содержание и предмет

    изучения с общей теорией и методикой физической культуры.

    Цель физического воспитания ребенка - это подготовка к жизни, труду, защите Отечества.

    Спецификой предмета является изучение закономерностей физического воспитания и управление развитием ребенка от рождения

    до семи лет.

    Учитывая особенности

    каждого возрастного периода, теория и методика физического воспитания дошкольников определяет цель, задачи, средства, методы и формы организации педагогического процесса,

    особенности руководства им в дошкольных образовательных учреждениях. Она вооружает практику необходимыми теоретическими основами, тем самым способствуя

    ее совершенствованию.

    В теории физического воспитания рассматриваются следующие понятия; физическое развитие, физическое совершенствование, физическая культура, физическое воспитание, физическое

    образование, физическая подготовленность, физические упражнения, двигательная активность, двигательная деятельность, спорт. Уяснение этих понятии позволит студентам осознанно и

    творчески изучать педагогическую литературу, грамотно выполнять практические задания.

    2. СВЯЗЬ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ С ДРУГИМИ НАУКАМИ

    Теория физического воспитания и развития ребенка связана с комплексом научных дисциплин. Одни

    из них изучают социальные закономерности развития и организации физической культуры, влияние физических упражнений на организм и психику ребенка, а также применение средств

    и методов педагогического воздействия (общая теория и методика физической культуры, общая и дошкольная педагогика, психофизиология физического воспитания, детская психология).

    Другие науки (медико-биологического цикла, такие, как

    физиология, анатомия, медицина, биология) изучают процедуры

    биологического развития ребенка. Каждая

    из вышеназванных наук изучает определенную сторону физического развития. Теория и методика физического воспитания как самостоятельная наука интегрирует достижения смежных

    наук и представляет

    собой систему педагогических воздействий для достижения результатов физического воспитания.

    Теория и методика физического воспитания связана с комплексом дисциплин гуманитарного характера - общей теорией физической культуры и воспитания, общей и дошкольной педагогикой,

    психологией физической культуры и спорта, детской, возрастной, социальной психологией, философией и др.

    Она опирается также на медико-биологические и естественно-научные дисциплины - физиологию, биомеханику физических упражнении, анатомию, педиатрию, нейропсихологию,

    гигиену, медико-педагогический контроль и др.

    Благодаря комплексному использованию смежных наук появились возможности изучения социальных закономерностей развития и организации физической культуры, особенностей воздействия

    физических упражнений на телесное и психическое развитие ребенка; выявлены закономерности формирования двигательных умений и навыков, определены законы применения средств, форм и

    методов педагогического воздействия.

    Дисциплины медико-педагогического и психолого-педагогического цикла изучают определенную сторону физического развития ребенка. Теория и методика физического воспитания и развития

    ребенка - это основа системы педагогического воздействия для достижения лучших результатов физического воспитания.

    Методологической основой предмета являются положения отечественных и зарубежных специалистов в области философии, психологии, медицины, биологии, физиологии и других наук о

    взаимосвязи и взаимозависимости развития двигательных функций и психики ребенка; жизненно важной роли двигательной активности как основы жизнеобеспечения его организма.

    Естественно-научную и психолого-педагогическую основу этой теории составляет учение И.М.Сеченова и И.П.Павлова о высшей нервной деятельности. Оно позволяет понять закономерности

    формирования двигательных навыков, особенности построения движений и развитие психофизических качеств; методически правильно построить процесс обучения и воспитания.

    Опираясь на достижения возрастной физиологии, нейропсихологии, детский организм рассматривается как единая

    саморегулируемая система, в которой взаимодействуют управляемые высшей нервной деятельностью физиологические, психологические и функциональные процессы. Современная

    психофизиология утверждает: физиологическое и психическое являются функцией одной и той же рефлекторной отражательной деятельности. Исследования показывают, что психическая деятельность

    ребенка носит условно-рефлекторный характер и формируется на протяжении

    детства под воздействием воспитания.

    Эти положения нашли отражение в работах И.М. Сеченова, И.П.Павлова, их учеников и последователей -

    Н. И.

    Красногорского, Н.И.Касаткина, Н.М.

    Щелованова и др.

    Работы психологов Л.С.

    Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, А. П. Запорожца свидетельствуют, что ни одно

    из качеств человеческой психики - воля, память, мышление, творчество и др., не даны ребенку от рождения в готовом виде. Они формируются как результат усвоения детьми опыта,

    накопленного предшествующими поколениями. Не даны по наследству и жизненно важные действия и движения.

    Деленный

    самому себе ребенок

    никогда не встанет на ноги и не пойдет.

    Даже этому его приходится учить. От рождения движения не являются свойствами человеческой личности, человеческой жизнедеятельности.

    Они могут сделаться таковыми только в процессе их человеческого,

    социально-исторически запрограммированного способа употребления.

    По мере того как органы тела индивида превращаются в органы человеческой жизнедеятельности, возникает и личность как «индивидуальная совокупность человечески-функциональных органов».

    В этом смысле возникновение личности представляет собой процесс преобразования биологически заданного материала силами социальной действительности, существующей

    вовне и совершенно независимо от этого материала.

    Таким образом, человек

    как

    биосоциальное существо – единственное живое создание, познающее и преобразующее не

    только

    окружающую среду, но и себя самого.

    Экспериментальное доказательство И.М. Сеченовым и И.П. Павловым того, что психическая деятельность происходит не самопроизвольно, а в тесной зависимости от телесной

    деятельности и от окружающих условий внешнего мира, позволило И.М.Сеченову утверждать, что все внешние проявления мозговой деятельности

    могут быть сведены, на мышечное движение.

    Согласно психологической теории, действие является квинтэссенцией деятельного подхода к развитию личности. На важность целенаправленной работы по р...

    Забрать файл

    Похожие материалы:


ПИШЕМ УНИКАЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Заказывайте напрямую у исполнителя!


© 2006-2016 Все права защищены