Альбер Камю "Миф о Сизифе. Эссе об Абсурде"
Дисциплина: ФилософияТип работы: Реферат
Тема: Альбер Камю "Миф о Сизифе. Эссе об Абсурде"
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени М.В.Ломоносова
Альбер Камю \"Миф о Сизифе. Эссе об Абсурде.\"
Реферат студента ? курса
? кафедры ? факультета
Иванова
1996
- 2 -
Боги приговорили Сизифа
поднимать
огромный
камень
на
вершину горы,
откуда эта глыба
неизменно
скатывалась вниз.
них
были
основания
полагать,
что нет кары ужасней,
чем бес-
полезный и безнадежный труд.\"
А.Камю \"Миф о Сизифе.\"
Абсурд и Самоубийство.
На первый взгляд - мораль сей басни,
- тщетность бытия. Но ос-
новная проблема экзистенциализма формулирутся
частности
Камю)
иначе - это проблема самоубийства,
решение которой дает
ответы на самые загадочные стороны бытия.
Вопрос, что есть са-
моубийство,
обращен
непосредственно к бытию и может считаться
одним из основных вопросов любой философии в той мере,
в какой
она
стремится
к диалогу с истиной и оправданию своей почетной
обязанности,
- представлять Человека в этом, если хотите, спо-
ре.
Во первых,
Камю рассматривал самоубийство как
индивидуальный
акт:
\"самоубийство подготавливается в безмолвии сердца\" (здесь
и далее в кавычках - слова Камю в пересказе близком к
тексту).
Во вторых,
то что называется причинами - обычно всего лишь по-
вод.
Таким образом,
Камю медленно переходит к
основной
теме
- 3 -
своей работы - теме абсурда в жизни.
Не будем забывать,
что здесь перед нами
более
Камю-психолог
чем философ,
и обратимся к чувствам. Ведет ли абсурд к смерти?
Мы можем,
например,
вычитать,
что чувство абсурдности -
это
разлад
между человеком и жизнью:
\"когда очевидность и восторг
уравновешивают друг друга,
мы получаем доступ и к эмоциям и
ясности\". За этим следует философский вопрос в лучших традициях
герменевтики:
\"не следует ли за заключением абсурдности
быст-
рейший выход из этого состояния?\" Многие отвечающие \"нет\" дейс-
твуют так,
наоборот,
самоубийцы
часто уверены,
что жизнь имеет смысл. И взгляд на жизнь как на
бессмыслицу совсем не равен утверждению, что она не стоит того,
чтобы ее прожить. \" Нюансы, противоречия, всеобъясняющая психо-
логия,
умело привнесенная \"духом объективности\",
- все это не
имеет ничего общего с этим страстным исканием (имеются виду ис-
кания - \"куда же ведет абсурд?\"), ему потребно неправильное, то
есть логическое мышление\".
Абсурдные стены.
\" Чувство абсурдности неуловимо в тусклом свете своей атмосфе-
ры\". Можем найти, что такое атмосфера чувства по Камю: \"большие
чувства,
целая вселенная.Наделенная собственной аффективной
атмосферой, эта вселенная предполагает наличие определенной ме-
тафизической системы или установки сознания\".
Хотелось бы под-
черкнуть здесь слово \"собственной\",
поскольку \"определенность\"
вводится по законам самой этой \"вселенной\".
- 4 -
Неуловимость же заслуживает отдельного внимания.
Уловимость -
практическая оценка. Чувства же, которые недоступны нам во всей
своей глубине,
частично отражаются в
поступках,
установке
созннания,
необходимых
для того или иного чувства.
Тем самым
задается метод, но это метод анализа, а не познания в том смыс-
ле, в котором последнее трактовалось выше. Метод познания пред-
полагает метафизическую доктрину,
которая
заранее
определяет
выводы,
вопреки
всем заверениям в безпредпосылочности метода,
что,
собственно не так страшно,
но только не в нашем
случае.
Может
все-таки удастся раскрыть неуловимое чувство абсурдности
в родственных мирах умопостижения искусства жизни? Начнем с ат-
мосферы абсурда. Конечная цель - постижение вселенной абсурда.
\" Начало всех великих мыслей - ничтожно.
этом
парадокс
скуки.\"
Далее Камю замечает,
что ощущение абсурда рождается с
ощущением возраста,
поскольку элементарность и
определенность
происходящего - содержание абсурдного чувства.
Пока разум мол-
чит, погрузившись в недвижный мир надежд, все упорядочивается и
отражается
единстве его ностальгий.
При первом же движении
этот мир дает трещину.
Какой же
вывод
из этих рассуждений об ограниченности разума?
Отчуждаемый от самого себя и от мира, вооруженный на любой слу-
чай мышлением, которое само себя отрицает в самый миг собствен-
ного утверждения (в круге первом - в
подходе
истинности
ложности,
чистый разум
\"испорчен\" желанием ясности в том,
где проявление абсурда -
незаполняемости рва между собственным существованием и содержа-
нием, вкладываемым в него, действительно, как может быть смерт-
- 5 -
ным мыслящее существо),
- что это за удел,
если я могу прими-
риться с ним лишь отказавшись от знания и жизни, если мое жела-
ние всегда наталкивается на непреодолимую стену?
Значит желать
- вызывать к жизни парадоксы.
Все устроено так, чтобы родилось
это
отравленное
умиротворение,
дающее
нам беспечность,
сон
сердца и отречение смерти.
Абсурдно столкновение
между
иррациональностью и исступленным
желанием ясности. Абсурд здесь равно зависит и от человека и от
мира,
и пока что - он единственная связь между ними. Последнее
утверждение можно рассматривать как кредо
французского
экзис-
тенциализма,
когда
подобный
постулат о месте человека в мире
приводит к идее абсурда,
как особой \"душе\" мира,
самодвижимой
подобно
душе
человека.
Так от парадоксальной природы желаний
автор переходит к главному вопросу: \"почему сердце не сгорает в
миг появления чувства абсурда?\"
\"Остановка в пустыне.\"
Хайдеггер говорил:
\" забота - краткий миг страха\". Обращение к
смерти - это краткий миг заботы, голос тревоги, заклинающий эк-
зистенцию вернуться к самой себе.
И это путь экзистенциализма:
Ясперс искал нить Ариадны,
Кьеркегор не только искал
абсурда,
но и жил им.
Мыслать - значит научиться заново видеть,
это
значит
управлять
собственным сознанием,
учась у Пруста,
придавать привилегированное положение каждой идее,
каждому об-
разу.
самого начала этот метод кладет конец несбыточным на-
- 6 -
деждам и околонаучным знаниям.
Все мыслители согласны в одном:
человек способен видеть и познавать только собственные стены.
Филосовское самоубийство.
Как мы уже говорили, чувство абсурда не равно понятию абсурда.
После вынесения приговора вселенной чувство может умереть.
Не-
обходимо
понять почему люди добровольно уходят из этой вселен-
ной и почему остаются.
Остаться - значит вести непрерывную борьбу. Борьба эта предпо-
лагает полное отсутствие надежды,
но не
отчаяние,
неизменный
отказ,
но не отречение и осознанную неудоволетворенность. Все,
что уничтожает, скрывает эти требования или идет вразрез с ними
идет
на
абсурд и обесценивает предполагаемую установку созна-
ния.
Абсурд имеет смысл и силу,
которую трудно переоценить
нашей жизни, когда с ним не соглашаются.
Откуда это следует?
Во-первых абсурдность порождается сравне-
нием или противопоставлением.
Абсурд - это раскол, ибо его нет
ни в одном из сравниваемых элементов,
он рождается в их столк-
новении.
этот раскол - существенная связь между человеком и
миром.
Человек знает:
во-первых,
что он хочет,
во-вторых,
что ему
предлагает ми...