Артур Шопенгауэр как философ и моралист

    Дисциплина: Философия
    Тип работы: Реферат
    Тема: Артур Шопенгауэр как философ и моралист

    Содержание

    TOC \\o \"1-2\" \\h \\z \\u

    1. Введение

    PAGEREF _Toc68956472 \\h

    2. Основные проблемы Шапенгауэра в современных зарубежных исследованиях

    PAGEREF _Toc68956473 \\h

    2.1 Метафизика страдания

    PAGEREF _Toc68956474 \\h

    2.2 Проблема материализма

    PAGEREF _Toc68956475 \\h

    2.3 Учение о воле

    PAGEREF _Toc68956476 \\h

    2.4 Эстетика

    PAGEREF _Toc68956477 \\h

    2.5 Этика

    PAGEREF _Toc68956478 \\h

    2.6 Социальная Философия

    PAGEREF _Toc68956479 \\h

    3. Судьба учения

    PAGEREF _Toc68956480 \\h

    3.1 Шопенгауэр и Ницше

    PAGEREF _Toc68956481 \\h

    3.2 Шопенгауэр и Маркс

    PAGEREF _Toc68956482 \\h

    3.3 Шопенгауэр и Россия

    PAGEREF _Toc68956483 \\h

    3.4 Шопенгауэр и споры о постмодерне

    PAGEREF _Toc68956484 \\h

    4. Заключение

    PAGEREF _Toc68956485 \\h

    Литература

    PAGEREF _Toc68956486 \\h

    1. Введение

    Артур Шопенгауэр родился 22 февраля 1786 г, в Данциге (Гданьске), в семье коммерсанта. В юношеские годы

    он много путешествовал по странам Западной Европы, и уже в это время складывались его пессимистическое мировоззрение и отрицательное отношение к рево люционным движениям. Когда он

    посетил Лион, на него произвели потрясающее впечатление рассказы о тех зверствах, которые в этом городе в годы Великой французской революции учинил посланец Конвента Жозеф Фуше. Но не

    прошли мимо его внимательного взора и унылые настроения народа в годы Реставрации во Франции и темные стороны фритредерского капитализма в Англии.

    Родители Артура находились в состоянии глубокого внутреннего разлада между собой, что тяжело

    сказывалось на духовном самочувствии ребенка. Затем отец Артура совсем разошелся с женой, а спустя два года, в 1805 г., покончил жизнь самоубийством. Его вдова и мать Артура, Иоганна

    Шопенгауэр, была жизнерадостной и веселой особой, привыкшей к жизни в обществе и занятой преимущественно собой. Неудивительно, что и у Артура началось с ней расхождение, а в 1814 г.

    произошел полный разрыв. Но она была талантливой писательницей, вращалась в литературно-художественных кругах. Благодаря ей Артур смог освободиться от занятий коммерцией и обратиться

    к основательному изучению древних языков в гимназиях Готы и Веймара. Артур был обязан матери и тем, что в Веймаре она познакомила его с Гёте, Виландом, Фридрихом Шлегелем, Рейнгольдом

    и другими тогдашними знаменитостями. Общению с Гёте Шопенгауэр был и свою очередь обязан тем, что углубился в естественнонаучныс изыскания и даже написал свой собственный трактат «О

    зрении и цветах (Farben)» (опубликован в 1816 г.), не совпадающий по своей направленности с соответствующим сочинением самого Гёте.

    В 1809 г. Шопенгауэр поступил в Гёттингенский, а спустя два года перешел в столичный, Берлинский

    университет. Предметами его занятий были сперва медицина, а затем философия, которую в Гёттингене преподавал Готлиб Эрист Шульце (Энесидем), а в Берлине — Фихте и Шлейермахер. Лекции,

    в общем, его внимания не привлекли. Его интерес вызвали только принцип фихтевского волюнтаризма и идеи работы Шеллинга о свободе воли, незадолго до этого вышедшей в свет. Зато он

    самостоятельно с большим прилежанием изучает теорию вторичных качеств Локка, учение Платона об идеях и все построения Канта. И в эти годы и потом всю жизнь Шопенгауэр следит за

    успехами естественных наук. Написанную в Берлине докторскую диссертацию о законе достаточного основания он осенью 1813 г. защитил в Йенском университете. Затем в течение четырех лет

    пишет в Дрездене свой главный философский труд «Мир как воля и представление».

    Раздражительный и злопамятный характер Шопен-гауэра таил в себе всегдашний разлад между обуревавшими

    его страстями, житейской расчетливостью и увле-ченностью философией, и этот разлад сказался на всей его карьере. Честолюбие и тщеславное стремление к из-весности долгие годы

    оставались у Шопенгауэра не удов-летворенными, и многие страницы его сочинений несут на себе следы этого психологического комплекса, прежде всего в виде резко отрицательных

    характеристик, которые он даст своим соперникам или тем, кого он своими соперниками считал. Наиболее яростно стал нападать он на Гегеля, оптимистический пафос философии которого

    противоречил всему строю шопенгауэровского мышления. В 1813 г. Шопенгауэр публикует диссертацию «О чет-верояком корне достаточного основания» (второе издание относится к 1847 г.). В

    этой докторской диссертации не только выражена его методология, но и намечаются основные его мировоззренческие установки. По сути дела, его философская система в его голове в общих

    чертах уже сложилась, а в 1818 г, он завершает ее полное изложение в книге «Мир как воля и представление». Это был год переезда Гегеля в Берлинский университет. Главный труд

    Шопенгауэра вышел в свет безгонорарно в 1819 г. Это был первый, основной, том всего сочинения. Впрочем, второй том, вероятно, в это время еще и не был задуман. Как и в случае с

    докторской диссертацией, публикация труда прошла совершенно незамеченной и специалистами и публикой, издатель потерпел убытки и большая часть тиража попала в макулатуру. Неуспех книги

    стал чувствительным ударом по честолюбивым за мыслам молодого философа.

    В этом же, 1819 г. Шопенгауэр объявил свой курс в стенах Берлинского университета и в марте следующего

    года прочитал первую, пробную, лекцию. Успеха она также не принесла. Спустя пять лет автор новой философской системы снова попробовал в Берлине свои силы как лектор. Университетский

    курс читался им в 1826—1832 гг., но его посещало менее десятка слушателей. Никто больше на этот курс не записался, студенты предпочитали слушать Гегеля, который читал свои лекции в те

    же самые часы, которые Шопенгауэр назначил вполне преднамеренно и для своего курса. Не помогло молодому приват-доценту и то обстоятельство, что осенью 1831 г. эпидемия холеры унесла

    жизнь Гегеля. Шопенгауэр покинул университет и вообще Берлин и никогда больше к преподавательской деятельности не возвращался. Вывод, который он сделал для себя, был им выражен в

    следующих написанных им в 1844 г. и широко известных словах: «А чтобы моя философия стала сама способна занять кафедру, нужно чтобы наступили совершенно иные времена». Слова эти

    оказались пророческими. А пока события жизни Шопенгауэра шли своим чередом: с лета 1833 г. отставной приват-доцент окончательно поселился во Франкфурте-на-Майне и повел жизнь

    одинокого холостяка, жизнь необщительную и почти затворническую, достаточно обеспеченную рентой после ликвидации дела его отца.

    В 1836 г. Норвежское королевское научное общество в Дронтгейме объявило конкурс на философскую работу.

    Шопенгауэр послал свое сочинение о свободе воли и получил премию. Это был первый проблеск грядущей известности, но участие в 1839 г. в аналогичном конкурсе Датского научного общества

    в Копенгагене оказалось безуспешным. В следующем году Шопенгауэр напечатал обе конкурсные работы (они не вошли в настоящее издание) вместе, под общим названием «Две основные проблемы

    этики». Общественность этой публикацией, так же как и опубликованной (тоже безгонорарно) в 1836 г. брошюрой «О воле в природе» (второе издание - 1...

    Забрать файл

    Похожие материалы:


ПИШЕМ УНИКАЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Заказывайте напрямую у исполнителя!


© 2006-2016 Все права защищены