Бытие и человек в творчестве Андрея Тарковского

    Дисциплина: Философия
    Тип работы: Реферат
    Тема: Бытие и человек в творчестве Андрея Тарковского

    Вологодский государственный педагогический университет

    Реферат

    по философии

    Тема: Бытие и человек в творчестве Андрея Тарковского.

    Выполнила

    студентка факультета иностранных языков,

    группы 21 «А»

    Соловьева Н. А.

    Научный руководитель

    Оботуров А. В.

    Вологда

    2002 г.

    Оглавление

    TOC \\o \"1-3\" \\h \\z

    Оглавление

    PAGEREF _Toc13111959 \\h

    Введение

    PAGEREF _Toc13111960 \\h

    Глава

    . Источники и концептуальные основы феномена художественной философии Андрея Тарковского.

    PAGEREF _Toc13111961 \\h

    §1.

    Метод художественного философствования А. Тарковского. Тарковский и Достоевский – творческая параллель.

    PAGEREF _Toc13111962 \\h

    §2.

    Философские концепции конца

    вв., нашедшие отражение в творчестве А. Тарковского.

    PAGEREF _Toc13111963 \\h

    Глава

    . Взаимодействие мира и человека: путь к гибели и вера в спасение.

    PAGEREF _Toc13111964 \\h

    §1. Эволюция представлений Тарковского о бытии: от абсолютной гармонии к Апокалипсису.

    PAGEREF _Toc13111965 \\h

    §2. Место человека в бытии и его преобразовании.

    PAGEREF _Toc13111966 \\h

    §3. Спасение мира через акт самопожертвования.

    PAGEREF _Toc13111967 \\h

    Заключение

    PAGEREF _Toc13111968 \\h

    Список использованной литературы.

    PAGEREF _Toc13111969 \\h

    Введение

    Все фильмы Андрея Тарковского — это рассказ художника о самом себе и о мире, в котором ему суждено жить и действовать. Этот мир преломляется в его, художника, восприятии в целостное

    и уникальное духовное единство \"видимого\" и \"невидимого\" - единство жизни и смерти. Такое единство, которое позволяет \"даже в страшном и, по видимости, лишь отвратительном увидеть часть

    Бытия, имеющую такое же право на внимание, как и всякое другое бытие. Ибо, как нам не дано выбора, так и творческой личности не позволено отворачиваться от какого бы то ни было

    существования\" (Р.-М. Рильке).

    Кино открыло возможность зримо представить внутренний мистический опыт, возникающий при соприкосновении с духовным, Божественным Миром, способности человека к непосредственному,

    сверхчувственному, интуитивному постижению Истины. Художественное творчество как высшая форма человеческой деятельности только в исключительно редких случаях достигало той полноты и

    совершенства, к которым оно подспудно стремилось всегда. Но высочайшие достижения искусства всегда были связаны с существованием некоего \"силового поля\", в котором происходило очищение

    души человека, именуемого в православии Преображением.

    В этом искусство на столетия опережает науку. Но главное заключается в том, что искусство порождает иное знание. В отличие от эмпирической науки, разделяющей мир на фрагменты, не

    компонующиеся в целостную картину, искусство сохраняет мир целостным. Оно постоянно напоминает о существовании целостного, воистину единого мира.

    Подмена действительности вымыслом, ограничивающим Бытие исключительно рамками мышления, всегда была предметом критики режиссера. В одном из интервью Тарковский подробно высказался по

    этому поводу: «Я не согласился бы, если мои фильмы были определены как романтические... Потому что \"романтизм\" — это способ изображения действительности, при котором человек за реальным

    видит нечто большее, чем в нем находится. Когда говорят о чем — то святом, о каких — то поисках истины, для меня это не романтизм. Потому что я не преувеличиваю реальности».

    Метафизика Андрея Тарковского, по словам отца режиссера поэта Арсения Тарковского, устремлена к «довоплощению», к поискам утраченной целостности бытия реальной жизни. Метафизика

    художественного творчества А. Тарковского стремится противостоять и преодолевать любую отвлеченность, она проявляется в живых и доступных образах, сочетающих в себе единство идеального

    и реального, \"видимого\" и \"невидимого\". Творческий метод режиссера проявляет те стороны мира и человека, которые лежат за пределами сознания и доступны, пожалуй, только внутреннему

    созерцанию.

    Преображение мира как важнейшая религиозная проблема рассматривалась Тарковским исключительно в контексте преображения человека. «Все, что здесь происходит, зависит не от «зоны», а

    от нас», — эта фраза из фильма «Сталкер» стала одной из определяющих для жизни и творчества Тарковского. Ибо жизнь и творчество для него были неразделимы. И когда разговор заходил о

    поэзии, он часто вспоминал строки Мандельштама: \"Не разнять меня с жизнью...\"

    \"Вся жизнь человека, личная и общественная, стоит на вере в бессмертие души. Это наивысшая идея, без которой ни человек, ни народ не могут существовать\", — развивая эту мысль

    Достоевского в своем творчестве, Андрей Тарковский смог \"показать\", что искусство способно передавать присутствие и действие Божественного Провидения в мире через его связь с реальным

    внутренним опытом человека. Оно способно открыть \"звездное небо\" в \"глубочайшем колодце\" человеческой души.

    Глава

    I. Источники и концептуальные основы феномена художественной философии Андрея Тарковского.

    §1.

    Метод художественного философствования А. Тарковского. Тарковский и Достоевский – творческая параллель.

    Художественный мир Андрея Тарковского странен и загадочен, образы его фильмов обладают тем необъяснимым магическим воздействием, которое свойственно только самым выдающимся творениям

    культуры. В своих фильмах Тарковский ставит и решает глубокие философские проблемы, рассматривая художественную образность искусства как наиболее адекватный язык для выражения

    глубочайших интуиций, касающихся сущности и судьбы человека в нашем несовершенном, но жаждущем совершенства мире.

    «При помощи кинематографа можно ставить самые сложные проблемы современности - на уровне тех проблем, которые в течение веков были предметом литературы, музыки, живописи. Нужно

    только искать, каждый раз заново искать тот путь, то русло, которыми должно идти искусство кинематографа»

    В этом смысле он является наследником как лучших традиций русской художественной культуры, так и русской философии, которая всегда искала самого прямого и непосредственного пути к

    душам людей, минуя холодный, всеразрушающий инструментарий логического мышления. Вероятно, есть смысл утверждать, что положение Тарковского в русской советской культуре второй половины

    XX в. очень похоже на положение в культуре второй половины

    XIX в. Достоевского. Сходство между двумя этими художниками носит далеко не формальный характер хотя бы потому, что своим творчеством Достоевский в решающей степени повлиял

    на творческое и философское мировоззрение Тарковского. Возможно, именно у Достоевского Тарковский позаимствовал парадоксальный метод философствования художественными образами, точно так

    же, как и основной круг проблем, подлежащих рассмотрению, - предельно важных для современного человека, но очень часто не допускающих решения в рамках «строгой» философии.

    Не написав ни одного в точном смысле слова философского труда, Достоевский по праву считается величайшим русским философом, определившим всемирное значение нашей национальной

    философской традиции, одной из главных черт которой стало стремление к непосредственной художественной, иррационально-интуитивной выразительнос...

    Забрать файл

    Похожие материалы:


ПИШЕМ УНИКАЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Заказывайте напрямую у исполнителя!


© 2006-2016 Все права защищены