Гипотеза как форма развития биологического знания

    Дисциплина: Философия
    Тип работы: Реферат
    Тема: Гипотеза как форма развития биологического знания

    САНКТ - ПЕТЕРБУРГСКИЙ

    ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

    АГРАРНЫЙ

    УНИВЕРСИТЕТ

    ----------------------------------------------------------------------------------

    КАФЕДРА

    ФИЛОСОФИИ

    Р Е Ф Е Р А Т

    на тему

    Гипотеза

    как

    форма

    развития

    биологического

    знания

    Исполнитель: аспирант

    очной формы

    обучения

    Шведов

    В. А.

    САНКТ - ПЕТЕРБУРГ

    1996

    год

    СОДЕРЖАНИЕ.

    страница

    1. ВВЕДЕНИЕ

    2. ГЛАВА 1 . Гипотеза.

    2. 1. Обоснованность и проверяемость гипотез

    2. 2. Функции гипотез в научном исследовании

    ГЛАВА 2 . Гипотеза на примере биологического

    познания.

    Заключение.

    Список использованной литературы.

    ВВЕДЕНИЕ

    Основные моменты в становлении научной идеи -

    это проблема, гипотеза и закон. При этом эти элементы теории

    взаимосвязанны между собой, едины

    будучи сформулированной, проблема

    приводит к построению гипотезы; наконец,, закон трактуется как особого рода гипотеза, удовлетворяющая некоторым дополнительным формальным, методологическим и гносеологическим

    требованиям. Взятая в целом, цепочка “проблема - гипотеза - закон”образуют систему,которую можно

    рассматривать как научную идею: проблема - это истоки идеи, гипотеза - ее предварительное оформление, закон - законченная и проверенная опытом формулировка [ 4, с.

    3 ].

    Все, вышесказанное

    можно отнести к доводам

    при выборе темы реферата- гипотеза как форма развития биологического знания. Эта тема очень близка мне как человеку занимающемуся изучением, биологическим

    познанием, взаимосвязей в природе между организмами .

    В реферате рассматривается само понятие гипотезы, логическая и гносеологическая классификация , обоснованность и проверяемость гипотез, функции гипотез в научном

    исследовании.

    Во второй главе приводится пример, рассмотренных выше определений. Для примера

    мы выбрали эволюционную теорию возникновения жизни из химических соединений , статья о которой была нипечатана в журнале “ Истоки “ наука высших измерений.

    Издатели этого журнала - Международное общество сознания Кришны. Когда мне в руки попал этот журнал, и, я его прочитал от корки до корки, он сильно меня заинтересовал заставив его

    использовать в качестве иллюстрационного примера при рассмотрении выше названной темы. И соответственно представляя его на суд наших уважаемых преподавателей.

    Основным источником для первой главы послужила монография автора - Карповича В. Н. “ Проблема, гипотеза, закон” ,1980 года издания. На мой взгляд, она полнолностью

    освещает определение гипотезы в взаимосвязи с проблемой и законом, так как они едины. В ней рассматриваются только эмпирические науки в широком смысле этого слова, как

    противоположные формальным дисциплинам и исследующие закономерности реального мира.

    Биология - это наука, относящаяся к естественным, т. е. изучающим законы природы. Если обратиться к классикам философии, например, у Энгельса есть такое выражение:

    что гипотеза, форма развития мыслящего естествознания [ 10, с.555 ].

    Исходя из всего выше сказанного, перейдем к непосредственному рассмотрению содержания темы реферата.

    ГЛАВА. 2 . Г И П О Т Е З А.

    Некоторым людям вопрос о том,откуда возникла жизнь,кажется бесконечно далеким от их повседневных проблем. Для них дискуссии ученых на эту тему - не важно, обсуждаются в

    этих дискуссиях логичные идеи опирающиеся на

    проверенные научные факты ,или туманные надуманные гипотезы,основанные на сомнительных данных и научных предрассудках,- это разговоры людей,замкнувшихся в башне из

    слоновой кости [ 3., с. 29].

    Жизнь ставит перед нами проблемы, которые нам необходимо решать.После того как

    проблема или проблемный комплекс сформулированы и исследованы,то есть проанализированы идет процесс поиска решения. Некоторые проблемы разрешаются обращением к

    реальному миру,поиском новых фактов посредством процедур наблюдения, измерения

    и т .п .Другие же проблемы могут быть решены только путем построения некоторых новых теорий, нового субъективного образа объективного мира.Обычно кажется

    очевидным, что эмпирические проблемы и связынный с ними процесс накопления эмпирического материала должны предшествовать концептуальным проблемам, заключающимся в обработке полученных

    данных теми или иными логическими методами.Поэтому даже в тех случаях, когда отмечается фундаментальная роль проблемы как исходного пункта научного исследования, традиционно следующим

    этапом в рассмотрении процесса научного исследования является именно анализ средств и методов получения научных фактов.

    Однако в реальной научной деятельности всякий процесс сбора эмпирического материала не является исходным, поскольку ему предшествуют гипотезы, а сами эмпирические данные

    интерпретирующая с помощью теорий.В предельном случае это могут быть даже гипотезы и теории относительно функционирования принятых средств наблюдения и эксперимента, хотя в общем

    случае, безусловно, теоретическая нагруженность наблюдения превышает этот минимальный уровень; чтобы убедиться в этом, достаточно вспомнить о том, насколько тесно связаны эксперимент

    и теория в современной биологии или генетике.Научная действительность такова, что ни одна из проблем не решается непосредственным обращением к опыту,- последний всегда опосредован

    предшествующими ему идеями, теориями и понятийным аппаратом. Поэтому более адекватным самому процессу исследования и его естественному движению будет обращение не к эмпирическим

    данным и способам их получения, а к изучению и анализу научных идей, которые проверяются опытом- а именно, к гипотезам и законам, а также теориям как системам законов .Только после

    такого анализа научных идей правомерно обращение к опыту как к конечной инстанции научного исследования, к которой научные идеи проверяются и с помощью которой они

    обосновываются.

    Первым объектом анализа на этом пути является гипотеза.

    То, что Земля имеет шарообразную форму,-это, конечно, факт. Тем не менее, это ненаблюдаемый факт: никто непосредственно не наблюдал нашей планеты в целом, и даже

    космонавты видят не всю планету, а только ее часть.

    К заключению о шарообразности Земли люди пришли, заметив ,что при лунных затмениях Земля отбрасывает тень, имеющую форму круга.

    На мысль о сферичности земной поверхности наводил и вседневный опыт мореплавателей: известно, что когда вдали показывается корабль, то сначала из-за горизонта

    появляются верхние концы матч и лишь затем расположенные ниже реи и прочие детали судна. Объяснить такие наблюдения удается лишь приняв предложение о том, что Земля имеет форму шара.

    Позже это предположение было обосновано независимыми наблюдениями измерениями, в частности, кругосветными путешествиями и астрономическими открытиями. Таким образом, утверждение о

    шарообразности Земли является в принципе предположением или

    - гипотезой [ 4., с. 62 ].

    Подобная квалификация столь очевидного утверждения базируется на следующем понимании гипотезы: некоторое утверждение представляет собой гипотезу тогда и только

    тогда ,когда оно, во-первых непосредственно или опосредовано относится к пока или в принципе наблюдаемым фактам и, во-вторых может быть уточнено и исправлено пр...

    Забрать файл

    Похожие материалы:


ПИШЕМ УНИКАЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Заказывайте напрямую у исполнителя!


© 2006-2016 Все права защищены