Задачи и методы теории знания

    Дисциплина: Философия
    Тип работы: Реферат
    Тема: Задачи и методы теории знания

    Задачи и методы теории знания

    Исследованием знания занимаются три различные науки : теория знания (или гносеология), психология знания и логика . И это неудивительно : знание есть весьма сложный предмет , и

    в разных науках подвергается исследованию не все содержание этого предмета , а лишь та или иная сторона его.

    Теория знания есть теория истины . Она исследует знание со стороны истинности . Она исследует отношения

    между знанием предметом знания, т.е. между предметом знания и бытием , о котором высказывается знание . Она изучает вопрос, относительна или абсолютна истина и рассматривает такие

    свойства истины , как напр., общеобязательность и ее необходимость . Это есть исследование значения знания . Другими словами круг интересов теории знания можно определить так : она

    изучает объективную ( логическую) сторону знания .

    Теория знания для того , чтобы построить теорию истины ,

    должна провести подготовительное исследование , состоящее в анализе состава знания , а так как всякое знание осуществляется

    в сознании,

    то ей приходится заниматься также вообще анализом

    состава сознания и развить какое-либо учение о строении сознания .

    Так , например , с помощью анализа можно установить , что знание ( суждение) имеет отношение к

    объекту, что оно принадлежит познающему объекту , что в нем есть такие разнородные Элементы как, с одной стороны ,”ощущения”, а с другой стороны , отношение причинной связи ,

    тождества , единства и т.д.

    Оценка роли этих разнородных элементов и отношения их

    друг к другу имеет огромное значение при построении теорий знания . Различные теории знания называют их

    весьма различными именами . Так , одни называют эти элементы знания(ощущения , с одной стороны ,и отношения причинной связи , единства , множества и т.п. с другой

    стороны) - чувственными и нечувственными , другие называют их апосториорными и априорными, третьи содержанием и формой знания, а четвертые - изменчивыми и постоянными элементами

    знания . Под разными именами кроются весьма различные учения о свойствах этих элементов знания , а отсюда возникают также различия в учениях о свойствах истины.

    Признав , что подготовительной работой к построению теории истины служит анализ состава знания , легко

    затем прийти к мысли , что эта теория должна опираться еще на одну подготовительную работу , именно на исследование происхождения знания. И действительно , теории знания до Канта в

    большинстве случаев основывались на учении о происхождении знания , т.е. имели генетический характер . Только в наше время среди гносеологов все сильнее укореняется убеждение в том ,

    что свойства истины вовсе не зависят от происхождения знания , так

    что наука о происхождении знания в такой же мере не может служить основой для теории истины , в какой языкознание не может служить основой для механики .

    Чтобы понять , почему многие современные гносеологи считают вопрос о происхождении знания не имеющим

    значения для теории знания , нужно точно определить , что следует понимать здесь под словом происхождение.

    Исследовать происхождение какого-либо предмета - это значит найти причины его возникновения . В

    настоящее время под причиной принято

    понимать всю совокупность условий , наличность которых необходима для возникновения предмета .

    Конечно ,поскольку изучение состава знания есть уже в широком смысле слова указание на его

    происхождение , гносеология не отказывается от исследования происхождения знания . Она борется лишь против теорий истины , построенных на исследовании происхождения в узком и точном

    смысле этого слова , т.е. на исследовании зависимости знания от факторов , находящихся вне его состава и обуславливающих его реальным процессом причинения .

    Но , знание обусловлено не только своим составом , но и факторами , находящимися вне его состава и

    реально причиняющими его , например , анатомо - физиологическими условиями . Знание есть сложное явление : в его составе находятся истина , а кроме того процессы , необходимые для

    достижения истины , но не образующие ее . Нетрудно представить себе , что исследование происхождения знания имеет значение только для изучения этих сопутствующих и предшествующих

    обстоятельств , но не для выяснения свойств истины .

    Можно доказать тезис в общем виде , а именно - всякая попытка построить генетическую теорию знания ,

    т.е. построить теорию истины , основываясь на происхождении знания в узком смысле этого слова , ведет к противоречиям .

    В самом деле , генетическая теория знания объясняет свойства истины реальным процессом причинения .

    Следовательно , она смотрит на истину , т.е. на объективную сторону знания , как на событие совершающееся во времени . Определим теперь точнее , где именно генетическая гносеология

    ищет причины объективной стороны знания . Можно допустить , что реальный процесс причинения , обуславливающий объективную сторону знания , целиком состоит из факторов , находящихся

    вне познающего индивидуума , как психо- физического целого , так

    что некоторое транссубъективное А

    ( находящийся вне познающего субъекта )

    служит причиной возникновения тоже транссубъективного

    или субъективного В . следовательно , и это В становится объективной стороной знания для индивидуума Г , который созерцает это В , следовательно , вступает с этим

    В в отношение непричинное . В этом случае предметом знания служит В , а не А и хотя А было

    причиной события В , вопрос об истинности знания о В ,

    как В ,

    не требует исследования зависимости В от А , т.е. не требует генетического исследования . Отсюда вытекает , что генетическое исследование становится необходимым

    лишь в том случае , если допустить , что причина объективной стороны знания по крайней мере отчасти находится и в самом познающем индивидууме , как психологическом или

    психо-физическом целом , так что истина есть событие , разыгрывающееся в познающем индивидууме , как действие , отчасти обусловленное свойствами души или тела индивидуума . Такое

    учение об истине можно назвать натурализмом , если условится понимать под этим термином направление в науке , которое рассматривает все предметы своего исследования исключительно ,

    как совокупность событий ,совершающихся во времени и причинно обуславливающих друг друга во времени , т.е. находит в них лишь такие же отношения и реальные факторы ,какие имеет ввиду

    физика, физиология или , например , психология эмоциональной жизни .

    В теории знания , как это видно из предыдущего ,натурализм имеет характер психологический или

    психофизиологический ,т.е. вообще биологический . Но каков бы ни был этот натурализм , он как натурализм ,неспособен объяснить некоторые очевидные свойства истины , отрицание которых

    невозможно потому , что само отрицание их содержит в себе скрытом виде признание их . К числу таких свойств истины прежде всего принадлежит ее общеобязательность . ( познающие одну

    действительность обязаны утверждать одно и тоже суждение , иными словами истина не зависима от познающего индивидуума ) . Но, генетическая теория приводит к учению об относительности

    ...

    Забрать файл

    Похожие материалы:


ПИШЕМ УНИКАЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Заказывайте напрямую у исполнителя!


© 2006-2016 Все права защищены